Версия для печати

Использование ИКТ для повышения интереса детей к физкультуре и здоровому образу жизни

Анашкина И.А.,
инструктор по физкультуре МБДОУ д/с № 62 «Почемучка»,
г. Норильск Красноярского края

 

Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Дж. Дьюи

 

Модернизация дошкольного образования на основе введения и реализации ФГОС ДО требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физического развития. Одно из условий профессиональной деятельности педагога владение ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Информационные технологии позволяют проявлять творчество, побуждают к поиску новых нетрадиционных форм организованной деятельности с дошкольниками.

Одно из средств ИКТ — мультимедийная презентация и проморолики, удобные для подачи информации детям. Компьютер способен синтезировать и воспроизводить звук, анимацию и видео для достижения спецэффектов и интегрировать все это в мультимедиа презентацию.

Достоинства использования ИКТ в процессе физкультурно-оздоровительной работы:
— делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным, привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным занятиям;
— оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, память, обеспечивают оперирование большим объемом информации;
— обеспечивают эмоциональность, наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— способствуют адаптации ребенка в современном мире и формированию информационной культуры.

Формы использования ИКТ в совместной деятельности с детьми:
— презентации обучающего и развивающего вида (физические упражнения, гимнастика, виды спорта, история олимпийских игр, здоровый образ жизни и др.);
— непосредственно образовательная деятельность в игровой форме;
— спортивные развлечения, досуги, праздники.

Во ФГОС ДО присутствует целевая установка — поощрение инициативы и самостоятельности ребенка. На современном этапе педагог — посредник, поддерживающий инициативу ребенка. Используя в работе мультимедийные презентации с различными героями, где разыгрывается проблемная ситуация, вместе с детьми ее решая, инструктор по физкультуре помогает, направляет и поддерживает детскую инициативу.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс мы начали с реализации долгосрочного проекта «Искра Олимпа». Олимпийские игры — одно из самых ярких спортивных событий в мире. Эстафета олимпийского огня — ритуал, который традиционно предшествует открытию как зимних, так и летних олимпийских игр. Дети старшего дошкольного возраста с интересом следили за мероприятиями, связанными с предстоящими спортивными событиями, эмоционально делились мыслями и впечатлениями. Детей интересовало все: «Что такое олимпийский огонь?», «Откуда он появился?», «Как и кто доставляет олимпийский огонь к городу, где проходят игры?» и т.п. Для развития и поддержания интереса в тесном творческом взаимодействии специалисты ДОО разработали спортивно-познавательный проект «Искра Олимпа».

Цель проекта: обеспечение физического и духовно-нравственного развития старших дошкольников средствами ознакомления с народными и спортивными играми тех регионов России, где проносили олимпийский огонь.

В рамках этого образовательного проекта были разработаны занятия, на которых мы знакомили детей с историей олимпийского огня, изучали его маршрут. Просматривали проморолики с его передачей, затем играли в подвижные игры того региона, в котором находился факел. В ходе образовательной деятельности разрабатывались мультимедийные презентации: «История олимпийского огня», «Маршрут олимпийского огня», картотеки различных видов спорта и национальных игр, которые использовались на спортивных мероприятиях. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта: предоставили фотоматериалы для наполнения презентаций, участвовали во всех познавательных и спортивных мероприятиях, творческих конкурсах, итоговом музыкально-спортивном празднике «Семейная Олимпиада».

Наряду с положительным опытом в реализации спортивно-познавательного проекта возникла идея продолжить работу и вывести ее на новый уровень: детям старшего дошкольного возраста прививали интерес к здоровому образу жизни.

От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки ЗОЖ в дошкольном возрасте, зависит в последующем образ жизни взрослого человека. Для этого был реализован оздоровительно-познавательный проект в форме детско-родительского клуба «Быть здоровым — здорово!».

Перед нами стояли задачи: расширить знания детей о здоровье и здоровом образе жизни при помощи совместных мероприятий с родителями. Для этого разрабатывались сценарии игр-занятий и картотеки мультимедийных презентаций: «Тело человека», «Глаза — помощники человека», «Чем мы дышим», «Зачем чистить зубы?», «Что нужно делать, когда болеешь?», картотеки упражнений, направленных на профилактику осанки, плоскостопия. Результаты анкетирования родителей воспитанников показали, что в повседневной жизни дети стали осознанно относиться к собственному здоровью и гигиене, родители — применять на практике знания, полученные в ходе реализации проекта, заболеваемость детей, участвующих в проекте, снизилась, что было отмечено всеми родителями.

Замечательный педагог В.А. Су­хомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти...».

В нашем детском саду организован шахматный кружок «Белая ладья» для детей подготовительной к школе группы. Цель данной образовательной работы — развитие волевых качеств и умственных способностей старших дошкольников, а также выявление одаренных детей.

Одно из достоинств мультимедийного занятия — усиление наглядности. Как говорил К.Д. Ушинский: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усваивает их на лету...».

Создав программу кружковой деятельности, цикл занятий с применением ИКТ, мы разработали мультимедийные презентации по обучению детей игре в шахматы, составленные на основе наглядных картинок и дидактических игр.

Таким образом достигается ряд положительных эффектов: эмоциональное обогащение занятия; психологически облегчается процесс усвоения; расширяется кругозор ребенка. Данная деятельность находится в стадии реализации.

ИКТ служит эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс, но при этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять.

ИКТ позволяют также решать задачи в процессе обучения детей основным видам движений и развития физических качеств. Вместе с детьми младшего дошкольного возраста мы обучаем белочку, как метать шишки в «дупло», с зайчиком мы учимся прыгать, со старшими дошкольниками рассматриваем технику выполнения основных видов движений при помощи заблаговременно снятых видеороликов с детьми подготовительной к школе группы. Видя себя или товарища на экране, дети подражают, более качественно выполняя движения, чтобы стать «героем» следующей презентации.

Дошкольников привлекает новизна проведения мультимедийных занятий, они охотно выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем комплексы общеразвивающих упражнений, зрительных, логоритмических и дыхательных гимнастик. На экране появляются картинки-символы различных упражнений, красочные подвижные схемы-задания с героями мультфильмов.

Мультимедийные презентации позволяют сделать физкультурное занятие более интересным и динамичным. За счет высокой динамики эффективно усваивается учебный материал, тренируется память, улучшается качество выполнения основных видов движений, развиваются воображение и творческие способности.

ИКТ расширяют возможности для введения детей в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать информацию, находить наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Данные технологии значительно повышают интерес к физкультуре и здоровому образу жизни. Слайды, выведенные на большой экран, — прекрасный наглядный материал, который не только оживляет образовательный процесс, но и повышает мотивацию к обучению. Звук, движения, мультипликация привлекают и концентрируют внимание воспитанников. Презентативный материал разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей согласно СанПиН. Так, с младшими дошкольниками мы путешествуем в сказки «Маша и Медведь», «Смешарики», «Колобок», где возвращаем колобка бабушке с дедушкой, встречая на пути зайца, волка, медведя, лису, и с каждым персонажем выполняем его задание. В старшем дошкольном возрасте используются познавательные сказки и фильмы «Фиксики», «Доктор Плюшкина», «Джек Воробей», способствующие развитию у детей познавательно-исследовательских действий, умения прилагать усилия для преодоления препятствий, взаимовыручки.

Наш творческий коллектив продолжает работу в данном направлении с учетом интересов воспитанников и для более качественного решения поставленных образовательных задач.

Предлагаем вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность.

«Путешествие на остров сокровищ»
Цель: обогащение двигательного опыта, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи:
— совершенствовать умение сво­бодно выполнять упражнения, направленные на профилактику плоскостопия;
— двигательные навыки и физические качества;
— закреплять умение согласовывать свои действия с музыкальным сопровождением, знание геометрических фигур, решать примеры в пределах 10;
— развивать силовую выносливость, координацию движений, ориентировку в пространстве;
— воспитывать морально-волевые качества: выдержку, уверенность в себе, чувство товарищества, настойчивость в достижении положительных результатов.

Оборудование: презентация, гимнастическая скамейка, канат, мячи, горизонтальная мишень, обручи, шаблоны геометрических фигур, разрезная карта-схема, сундук, шоколадки.

* * *
Дети встают в круг.
Инструктор. Ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Ведь когда люди здороваются, они желают здоровья.

Дети поочередно касаются плеча ребенка слева, называя его имя: «Здравствуй, Катя!» и т.д.
Звенит видеозвонок.

Извините, мне пришло сообщение.
На экране появляется Джек Воробей.

Джек Воробей. Здравствуйте! Я попал в детский сад «Почемучка»?

Инструктор. Да, здравствуйте, Джек Воробей, вы действительно попали в детский сад.

Джек Воробей. Это то, что мне надо! Я знаю, что вы крепкие ребята и сможете мне помочь. Я нашел карту, на которой указывался путь к сокровищу, но мой помощник, Гектор Барбосс, поднял на корабле бунт, и меня высадили на необитаемый остров. Они сейчас направляются за моими сокровищами на Карибские острова. Вы должны попасть туда первыми. Карту, указывающую путь к сокровищам, найдете на острове. Она состоит из трех частей, их вы найдете по схемам, которые я спрятал под одинокой пальмой. Я буду вам признателен, если вы мне поможете. Клад делим пополам. Согласны?

Инструктор. Ребята, что вы думаете?

Дети отвечают.

Джек Воробей. Ну вот и хорошо, а добраться до острова вы можете на моем корабле. Он ждет вас на берегу Тихого океана. Я вас не оставлю в беде, буду с вами на связи, удачи!

Инструктор. Хорошо, но до корабля нам надо добраться. Путь будет долог и труден, самое главное — не отставать и быть вместе. Вы готовы? Направо! Вперед шагом марш!

Дети выполняют ходьбу: с выполнением заданий, по кругу на носках, руки на пояс; на пятках, руки за голову; скрестным шагом через канат; приставным шагом.

Инструктор. Ребята, мы не успеваем, давайте поторопимся!

Дети выполняют бег: медленный; с захлестыванием голени назад.

Затем — медленный, снова ходьбу с восстановлением дыхания.

На экране появляется картинка с изображением корабля, звучат шум моря, крики чаек.

Молодцы, мы добрались до корабля.

Упражнение на расслабление мышц ног «Кораблик»

Инструктор

Стало палубу качать!
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Прижать правую ногу к полу, напрягая мышцы, левую ногу расслабить, немного согнув в колене, касаясь носком пола.

Ногу к палубе прижать!

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги.

Крепко ногу прижимаем,
А другую расслабляем.

Наш корабль к берегу пристал.

Открывается занавес, центральная стена оформлена под остров: пальмы, черепахи, обезьяны.

Ребята, вам хочется есть? Смотрите, на пальме висят кокосы, достанем их.

ОД
1. Ходьба по «поваленным пальмам» (гимнастическая скамейка) приставным шагом, руки за голову.
2. Прыжки левым (правым) боком через «лианы» (канат).
3. Пролезание через «густые заросли» правым боком.
4. Метание «кокосов» (мячей) в горизонтальную мишень.

После выполнения ОД включается экран.

Джек Воробей. Ну что, ребята, вы на острове?

Дети. Да.

Джек Воробей. Молодцы, вы отыскали сокровища?

Инструктор. Еще нет, здесь так хорошо, мы набрали кокосов, а сейчас отыщем твой клад.

Джек Воробей. Этот остров необычный, если ступит на него нога человека, он тут же начнет уходить под воду. Вы должны остановить погружение острова под воду. В пещерах есть сквозные дыры, а шаблоны к ним находятся за рекой. Через реку будете переходить — опасайтесь крокодила.

Подвижная игра «Спасем остров»
На одной стороне площадки лежат обручи, внутри шаблоны геометрических фигур, на другой стороне геометрические фигуры, подвешенные к потолку. Дети должны подпрыгнуть и оторвать шаблон геометрической фигуры, перебежать реку по крокодилам (зеленые обручи), положить геометрическую фигуру в определенный обруч.
Игра проводится, пока все фигуры не будут на местах.

Инструктор. Молодцы! Так мы хоть немного остановили уход острова под воду. Что же нам делать дальше?
Дети отвечают.
Правильно, берем схемы, ищем части карты.

Дети делятся на подгруппы, берут схемы, отыскивают части карты. Составляют карту, после чего рассматривают, где спрятаны сокровища.
Далее находят сундук. В нем спрятаны «золотые монеты» (шоколадки).

Джек Воробей. Вы нашли сокровища! За вашу отвагу и смелость я отдаю вам свою часть сокровищ, вы их заслужили. Ну а мне пора искать новые приключения. До скорых встреч, друзья, попутного вам ветра и семь футов под килем!
Инструктор. Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад, занимайте свои места на корабле. Мы отправляемся обратно.

Дети ложатся на спину, звучит аудиозапись шума моря.
Я вижу наш детский сад! Вот мы и вернулись, ребята. Какие вы у меня дружные, находчивые. Молодцы! Верните мне ваши билеты и скажите, что больше всего вам понравилось.
Дети отвечают.

Предлагаем вашему вниманию еще одно мероприятие — игровой досуг по физкультуре совместно с родителями воспитанников первой младшей группы.
«Играем с Машей»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей воспитанников первой младшей группы средствами вовлечения их в образовательный процесс.
Задачи:
— развивать выдержку и внимание;
— формировать бережное отношение друг к другу;
— доставлять детям удовольствие.
Оборудование: мультимедиа, игрушки, мячи, обручи.

* * *
Дети входят в зал, где разбросаны игрушки.
На экране появляется Маша.

Маша. Ой, кто это ко мне пришел?
Инструктор. Ребята, кто это?
Дети отвечают.
Здравствуй, Маша. Это мы с ребятами пришли, чтобы поиграть, а тут... Что это такое?
Маша. Я немного поиграла, ну подумаешь, не убрала за собой.
Инструктор. Первое правило в нашем детском саду: поиграл — убери за собой. Да, ребята? Давайте научим Машу убирать игрушки.
Проводится игра «Генеральная уборка».
Ну что, ребята, сделаем зарядку, чтобы быть бодрыми весь день.
Маша. Ой, а что такое зарядка? А зачем она?
Инструктор. Маша, Ма­ша, подожди... подожди, какая ты неугомонная. Зарядка нужна, чтобы мы были здоровыми. Вот наши дети зарядку делают каждый день.

Нам лениться не годится,
Помните, ребятки:
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.

Ребята, давайте покажем Маше, как мы делаем зарядку.
Дети делают зарядку под музыкальное сопровождение.
Молодцы, ребята. Надеюсь, Машенька болеть не будет и каждое утро станет делать зарядку.
Маша. Ну, подумаешь — заболею, в больнице меня вылечат, и все. А давайте поиграем в больницу, у меня есть шприц, сейчас я сделаю вам укол.
Инструктор. Стой, Машенька, нет, в больницу мы играть не будем, наши ребята не болеют.
Маша (обращает внимание на мячи). Смотрите, сколько здесь мячиков.
Инструктор. Машенька, а ты любишь играть с мячом?
Маша. Конечно, в какую игру будем играть?
Инструктор. С мячами давай поиграем. Наши ребята любят с ними играть, а мамы им в этом помогут.
Дети перекатывают мяч в паре с родителем.
Маша. Как здорово мы поиграли, а я еще хочу поиграть. Еще, еще, еще! (Капризничает.)
Инструктор. Ребята, поиграем с Машей?
Маша. Посмотрим, а смогут ли ребята быстро найти свою маму? Ребята, вы будете гулять, а как только мой колокольчик зазвенит, вы должны быстро найти свою маму, готовы?

Подвижная игра «Найди свою маму»
На площадке лежат обручи (домики), в них стоят родители. Под музыкальное сопровождение дети выбегают на площадку, легко и тихо бегают в разных направлениях. По звонку колокольчика дети возвращаются к своим мамам.
Маша. Ребята, спасибо вам, мне так было с вами хорошо, весело, но мне пора бежать, до свидания!
Дети прощаются, получают угощение и уходят из зала.

Литература
1. Гурьев С.В., Прокопенко В.И. Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников: Учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2003.
2. Завьялова Т.П. Проблемы и перспективы использования новых информационных технологий в физкультурном образовании дошкольников // Интеграция инновационных процессов в системе российского образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень, 2007. С. 39—43.
3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., 2011.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии. М., 1996.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Прочитано 2636 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии