Версия для печати

Мой опыт в освоении программы Т. Э. Токаевой «Будь здоров, дошкольник!»

Бородина И.Н., инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 27»

Аннотация. Физическое воспитание дошкольников — важный фактор развития ребенка. Именно поэтому необходимо обеспечить детям профессионально выстроенную программу физкультурно-оздоровительной деятельности и сформировать систему отношений ребенка к своему «физическому Я», здоровью и физической культуре как к важной составляющей жизни.

Ключевые слова. Физическое воспитание, программа «Будь здоров, дошкольник», Токаева.

Физически крепкие и развитые дети легко адаптируются в социуме, реже болеют, более стрессоустойчивы и быстро адаптируются к изменениям окружающей среды, становятся более дисциплинированными, доводят начатое дело до конца, в характере формируется собственный крепкий стержень. Они меняются не только внешне, но и внутренний мир таких детей становится другим. Это лучшая методика, благодаря которой мы даем возможность детям испытывать разные эмоции, развивая память, чувство ритма, умение хорового произношения, что является важным на занятиях и соревнованиях. Занятия по физкультуре развивают такие качества, как сплоченность, «чувство локтя», взаимовыручка.

Знакомя детей со спортивной атрибутикой, символикой, флагом и правилами, мы способствуем развитию у детей символической функции, необходимой для подготовки ребенка к школе.

В своей работе использую программу Т. Э. Токаевой «Будь здоров, дошкольник!», которая подходит детям с любым уровнем физического и психического развития.

Программа разработана таким образом, что включает в себя не только печатные материалы с описанием теоретического материала, которые нужно подстраивать под свою деятельность, но и картотеки дидактических материалов по разным направлениям: «Правильные привычки», «Виды спорта», «Закаливание», а также различные схемы движений для детей (пошаговые инструкции).

Материалы представлены в определенной последовательности. Сначала детям предоставляется информация, а затем следует ее закрепление на практике. Также даны такие важные составляющие как: девизы, речевки, кричалки, заклички, необходимые для спортивных мероприятий и для сплочения детей в коллективе.

Выстраиваю свою работу с детьми таким образом, чтобы они могли достичь желаемого результата и имели возможность самим выбирать и использовать полученный опыт в повседневной жизни.

Адаптируя парциальную программу, на занятиях широко использую готовые модели, схемы (пошаговые инструкции), такие как:

—    модель «Гибкоцветик»;

—    модель «Выносливость»;

—    модель «Двигоцветик»;

—    игрокубик «Прыг-скок»;

—    различные карточки, схемы с изображением движений.

Данные модели и схемы используются в том случае, когда в основной части занятий идет переход от общеразвивающих упражнений к основным видам движения. Эти приемы используются, во-первых, чтобы сократить плотность занятия, во-вторых, чтобы быстро запомнить технику и выполнить задания точно и правильно.  Дети старшего дошкольного возраста хорошо и быстро усваивают различные символы, знаки, схемы. Используя эту возрастную особенность, выполнение сложных для детей элементов становится простым.

Также важно отметить, что система занятий в программе «Будь здоров, дошкольник!» распланирована таким образом, что дети активно включаются в работу со схемами и моделями данной программы, помогают друг другу, и могут объяснить другим ребятам, если у них возникли затруднения в выполнении какого-то задания. Тем самым, занятия по физической культуре становится интереснее, помогают развивать познавательные процессы: высшую форму образного мышления (схематичное), память, внимание (сосредоточение на отдельных элементах упражнения), развивают речь (объяснение упражнения).

Схемы-модели программы «Будь здоров, дошкольник!» универсальны и познавательны, и подойдут как для самостоятельной работы детей, где они смогут рассмотреть и правильно выполнить то или иное упражнение, а также проявить инициативу и выбрать интересный для них комплекс для проведения эстафеты или разминки. Большое внимание уделяется дидактическим играм о видах спорта, спортивном инвентаре, символах спорта.

Это одна из немногих методик, благодаря которой мы воспитываем и развиваем в детях патриотические качества и любовь к своей малой родине и стране в целом. Большое внимание уделяется дидактическим играм про спорт и спортсменов. Мы можем на примере наших выдающихся спортсменов воспитывать в детях усердие, целеустремленность, гордость за своих знаменитых земляков.

  • Опубликована в журнале: №6/2021
Прочитано 632 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии