Версия для печати

Технология и практика оздоровительного бега

Микрюкова Н.М.,
инструктор по физкультуре МКДОУ д/с № 79,
г. Киров

 

Среди воспитанников ДОО много детей с ослабленным здоровьем, часто болеющих. Поэтому в нашем детском саду особое внимание уделяется двигательной активности дошкольников. Известно, что для укрепления здоровья детей необходимо развивать самое главное физическое качество — выносливость, которая в сочетании с другими компонентами здорового образа жизни обеспечит растущему организму надежный щит от многих болезней.

Различают общую и специальную выносливость. У дошкольников развивать лучше первую. Общая выносливость — способность продолжительно выполнять (с высокой эффективностью) работу умеренной интенсивности.

Хотелось бы рассказать о развитии выносливости у наших воспитанников посредством бега на местности. Для детей бег — естественное движение, свойственное им с раннего возраста. Его значение для развития организма очень велико. Бег формирует выносливость и силу; обеспечивает разносторонность физической деятельности, что чрезвычайно важно для общей физической подготовки.

На территории нашего детского сада располагаются две спортивные площадки, на которых удобно выполнять различные физические упражнения, бегать, лазать, играть в спортивные игры. Есть дорожки для бега. Территория детского сада большая, что позволяет бегать на расстояние 400 м.

Состояние здоровья детей перед бегом проверяет врач. Занятия проводятся со старшими дошкольниками. Маленькие дети еще не имеют необходимых навыков для бега, да и желания.

Важно было выяснить отношение родителей к бегу. Оно оказалось неоднозначным. Некоторые одобряли бег и поощряли своих детей. Некоторые мамы и папы опасались травм и переутомления. В результате разъяснительных бесед они все же согласились на участие детей в занятиях. Достаточно было предложить совместный бег, в ходе которого воспитанники обгоняли пап и несказанно радовались этому.

Занятия по бегу мы начали проводить с конца апреля. Дети бегали так, как им хотелось. Кто-то самостоятельно, кто-то в группе. Дети радовались возможности бежать без остановок и обгонять сверстников. Конечно, педагог следил за безопасностью занятия. Длительный бег полезен лишь в том случае, если заниматься им охотно, по собственной инициативе.

Больше внимания необходимо уделять формированию навыков свободного (без напряжения) бега. Мы объясняли детям, что работа рук обеспечивает равновесие и ритм. Она должна быть согласована с движениями ног. Этому мы уделяем внимание на занятиях в зале. Также дети вместе с педагогом наблюдали за бегунами на стадионе.

Каждый забег начинали с разминки на спортивном участке (разные виды ходьбы, приседание, прыжки, упражнения для различных групп мышц). На первых этапах педагог давал указание начинать забег сначала мальчикам, но после ряда занятий некоторые девочки легко обгоняли мальчиков.
Мы старались сохранять постоянную скорость, что обеспечивает ритмичность бега. На первых порах дети стремились бегать наперегонки. Укротить детскую энергию трудно. Им пришлось объяснять, как лучше бежать, показывать это. Интересно, что обычно пассивные дети старались не отставать от своих более подвижных сверстников.

Первоначально имелись трудности в беге друг за другом. Необходимо было объяснить правила бега и возможного обгона без вреда другим. От занятия к занятию замечали, что бег начинает стабилизироваться.

Иногда при беге у некоторых детей наблюдалась усталость (они хотели бежать со всеми, но не могли). За слабыми дошкольниками необходимо постоянно следить и регулировать их нагрузку. Критерий оценки последней — дыхание. Мы объясняли детям: если дыхание затрудняется, нужно восстановить его ходьбой. Каждый ребенок должен получать только посильную нагрузку, и тогда бег принесет пользу.

Всю дистанцию педагог бегает вместе с детьми. Он следит за дошкольниками, подбадривает их, предлагает отдохнуть тем, кто устал. Заканчивается бег обязательно замедлением темпа и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

Основные принципы оздоровительного бега:
— бег должен доставлять детям удовольствие;
— педагог должен бегать вместе с детьми, в их темпе;
— бегать нужно каждый день.

Исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально. Детям, недавно перенесшим болезнь, вместо него предлагается ходьба. Учитывают и настроение ребенка. Любое принуждение недопустимо.

Старшие дошкольники начинают бег с одного круга, а к концу учебного года уже легко преодолевают два, а то и три. А сколько восторга и радости они испытывают, как гордятся собой!

Внедрение оздоровительного бега в систему физического воспитания дошкольников позволило добиться многого: повысилась результативность воспитательно-образовательного процесса, улучшилось состояние здоровья детей, заметно сократились пропуски посещения детского сада.
У педагогов и родителей воспитанников была сформирована положительная мотивация.

Прочитано 1479 раз
Оцените материал
(6 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии