Версия для печати

Учет гендерных особенностей детей в физическом воспитании

Манафов В.И.,
инструктор по физкультуре МБДОУ д/с № 14 «Олененок»,
г. Норильск Красноярского края

 

Здоровье и движение — два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходят созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Неблагоприятные природно-климатические условия, характерные для Крайнего Севера: ярко выраженная недостаточность солнца; резкие перепады температуры и влажности воздуха, силы ветра, атмосферного давления — создают дискомфорт для жизни человека, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие.

Для поддержания организма система физического воспитания в ДОО строится на следующих принципах:
— разностороннего развития личности. Любое физкультурное мероприятие активизирует мыслительную деятельность, создает условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку;
— гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности с учетом желаний и настроений ребенка;
— индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом состояния его здоровья, развития, интересов и т.д.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы определяется успешным решением программных образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности, улучшающей здоровье, физическое и двигательное развитие детей.

При организации деятельности учитываются:
— особенности природно-климатических условий Крайнего Севера;
— психофизиологические и психологические особенности развития детей;
— особенности двигательной активности с учетом пола ребенка.

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, поскольку имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Это позволило сделать вывод о необходимости создания в ДОО условий для гендерной социализации дошкольников при организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Учет половых особенностей позволяет инструктору, организующему их деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая хода становления личности, заложенный природой.

Для организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей с учетом пола ребенка разработан перспективный план, реализация которого направлена на создание оптимальных условий для физического и личностного развития, учитывая половые особенности развития, воспитание культуры общения с партнерами противоположного пола в игре, совершенствование физических качеств во всех видах двигательной активности.

Учет половых особенностей в процессе совместных занятий физическими упражнениями ведется по нескольким направлениям:
— подбор упражнений, нормирование физической нагрузки;
— методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство такой деятельностью;
— участие детей в играх и соревнованиях, их двигательные предпочтения;
— взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений;
— требования к качеству выполнения заданий;
— инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов;
— участие родителей в спортивных мероприятиях.

В совместной физкультурно-оздоровительной деятельности важно обращать внимание на различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответствующие общеразвивающие упражнения. Следует разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов. Например, не только давать задание по уборке оборудования, но и комментировать его: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому Марина, Света и Оксана аккуратно сложат кубики в коробку, а Вера и Маша повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте, мальчики, встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место».

При использовании в совместном физкультурно-оздоровительном занятии схем постро­ения детей или карточек для самостоятельного выполнения упражнений следует использовать условные обозначения мальчиков и девочек.
В формировании знаний дошкольников о видах спорта необходимо акцентировать внимание на мужских и женских видах спорта, а также на действиях мужчины и женщины, предусматривающих выступление смешанных пар.

Мальчишескую двигательную активность отличают:
— простота, угловатость;
— силовой, атлетический стиль;
— четкая целенаправленность;
— отсутствие эстетической завершенности;
— элементы атаки, нападения, преодоления.

Движения девочек чаще всего бывают:
— пластичными, плавными;
— эстетически богатыми (с мимикой, жестами);
— с элементами боязни, пассивности;
— более связанными с музыкой, танцами;
— в преобладающем «координационном» стиле в противовес «силовому» у мальчиков (см. таблицу).

В результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей с учетом пола ребенка нам удается воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной задачей родителей и педагогов нашего детского сада.

Сценарий совместного с родителями спортивного семейного праздника «Сыночки против дочек»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту.

Задачи:
— формировать умение реализовывать двигательные умения и навыки;
— совершенствовать развитие физических качеств при помощи подвижных игр;
— воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола в игровой деятельности.

Участники: семейные коман­ды с сыновьями и дочерями (воспитанниками ДОО).

Оборудование: музыкальное сопровождение, рюкзак, шишки, цветы, грибы, мячи, ориентиры, гимнастические палки, кольца, малые мячи, ведро, обручи, веревка.

* * *
Ведущий. Добрый вечер! Мы рады приветствовать всех на нашем спортивном празднике, посвященном Международному дню семьи. Всему начало — отчий дом. У каждого человека на земле есть свой дом. Но это не просто крыша над головой и не четыре стены с потолком. Родной дом — в первую очередь твоя семья, близкие и любимые люди.

Это великий дар, недаром писатель Лев Толстой однажды сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И это прекрасно, когда в семье есть свои традиции, когда по вечерам она собирается за большим столом, радуется друг другу; все рассказывают, как прошел день, что в нем было удачного, а что — не очень. А вот семьи, которые собрались сегодня в нашем зале, — особенные тем, что все члены этих семей — и взрослые и дети — дружат со спортом. И сейчас пришла пора продемонстрировать свои успехи. Спортивные соревнования под названием «Сыночки против дочек» предлагаю считать открытыми.

1-й ребенок

Родители — народ такой:
На занятость спешат
сослаться.
Но мы-то знаем: они
не правы.
Всем надо спортом
заниматься.

2-й ребенок

А чтобы все побить рекорды
И о болезнях всех забыть,
Со взрослыми вопросы
спорта
Сегодня мы хотим решить!

3-й ребенок

Цель физической культуры —
Быть здоровым и с фигурой,
Радующей душу, взгляд.
Быть спортивным каждый рад!

4-й ребенок

В наших семьях в день любой
Со спортом дружим мы
с тобой.
Мышцам пусть придаст он
твердость.
Настроению же — бодрость.
Словом, всей семьей, отрядом
Мы дружить со спортом рады!

5-й ребенок

Мы хотим быть смелыми,
Ловкими, умелыми.
С нами детский сад, друзья,
И спортивная семья!
Дети исполняют песню «Мама, папа, я — спортивная семья» (сл. М. Давыдовой).
Кто всех смелее
в соревновании?
Дружно ответьте, друзья.
Мама и папа, мама и папа,
Мама, папа и, конечно, я.
Кто не устанет в беге
и в метании?
Кто стреляет метко из ружья?
Мама и папа, мама и папа,
Мама, папа и, конечно, я.
Кто победителем станет
сегодня,
Чья отличная семья?
Мама и папа, мама и папа,
Мама, папа и, конечно, я.

Ведущий. Сегодня эти дружные, веселые, находчивые семьи примут участие в наших соревнованиях. И для начала я предлагаю с ними познакомиться.
Проводится приветствие команд (название, девиз).

А раз у нас сегодня соревнования, конечно же, есть и судьи.
Представление судей и главного судьи соревнований.
Праздник — сложная задача,
Пусть сопутствует удача.
Если все уже готово,
Пусть судья замолвит слово.

Слово судейской бригаде.
Проводится разминка в виде игры-соревнования «Слушай сигнал».

Семьи в командах стоят в шеренгах: мама, папа, ребенок. По команде ведущего «Раз, два, три — беги!» (играет музыка) команды разбегаются по всему залу. Как только ведущий сказал: «Стройся!» (музыка прекращается), команды должны быстро встать на свои места. Отмечается команда, которая быстрее построилась в шеренгу и участники не перепутали свои места.

Итак, первый конкурс «Дружные туристы».
1-й этап — ребенку надеть рюкзак, обежать «змейкой» до «поляны», собрать шишки;
2-й этап — маме надеть рюкзак, обежать «змейкой» до «поляны», собрать цветы;
3-й этап — папе надеть рюкзак, обежать «змейкой» до «поляны», собрать грибы.
Слово судьям, подведение итогов первого конкурса.
Судьи подводят итоги.

Следующий конкурс «Мой веселый звонкий мяч».
1-й этап — ребенок прыгает на двух ногах с зажатым между ногами мячом до ориентира и обратно;
2-й этап — мама берет две палки, на них кладется мяч — нужно донести его до ориентира и обратно;
3-й этап — папа ведет мяч до ориентира и обратно.

Видов спорта много есть,
Даже всех не перечесть.
Будем мы сейчас играть,
Виды спорта вспоминать.
Проводится конкурс «Олимпийские виды спорта».
Команды за ограниченное количество времени должны вспомнить и написать олимпийские виды спорта (летние или зимние). Побеждает команда, вспомнившая наибольшее количество видов спорта.
Судьи подводят итоги конкурса.

Следующая эстафета называется «Дачники». Будем сажать и собирать картошку.
1-й этап — ребенок бежит и раскладывает лунки (кольца);
2-й этап — мама бежит с ведром «картошки» и раскладывает ее в лунки;
3-й этап — папа бежит и собирает картошку в ведро.

Внимание, болельщики. Для вас у нас тоже есть интересный конкурс. Я буду говорить часть имени или названия сказки, а вы продолжаете «Сказочное лото».
Конек-(Горбунок), Гуси-(лебеди), Красная (Шапочка), Мороз (Иванович), Аленький (цветочек), Бременские (музыканты), Заюшкина (избушка), Гадкий (утенок), Крошечка-(Хаврошечка), Цветик-(семицветик), Доктор (Айболит), Кот (в сапогах), Федорино (горе).
Судьи подводят итоги конкурса.

Следующая эстафета «Дружная семья».
Первым бежит ребенок, добегает до обруча, становится в него и с обручем бежит назад, далее к нему присоединяется мама, они бегут вместе до ориентира и обратно, далее присоединяют к себе папу, добегают до ориентира и бегут назад к финишу.
Слово судьям, подведение итогов четвертого конкурса.

Следующая эстафета «Семейный прыжок».
Первый участник команды подходит к стартовой черте и выполняет прыжок двумя ногами в длину с места. Фиксируется результат веревочкой по пяткам. Следующий участник подходит на то место, куда допрыгнул предыдущий участник, и выполняет прыжок с того места и т.д. Побеждает команда, длина семейного прыжка у которой окажется больше.
Праздник заканчивается подведением итогов и награждением команд.

Литература
Багина А.Н. Формирование моделей полоролевого поведения детей 4—6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2007.
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в детском саду. М., 2009.
Митин А.Е. Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников. СПб., 2009.
Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб., 2001.

Прочитано 1440 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии