Опыт внедрения интегрированных программ как в России, так и в мире показывает, что индивидуальный подход к детям с особыми потребностями является ключевым для каждого ребенка и открывает новые возможности для детей с нормативным развитием. Однако выделение специальных классов и групп для детей с ОВЗ часто приводит к их социальной изоляции и созданию преград в общении со сверстниками. Инклюзивное образование — это гибкая система, в которой учитываются не только потребности детей с различными видами развития, но также их этническая принадлежность, пол, возраст и социальное окружение. В такой системе обучения акцент делается на приспособлении образовательного процесса к нуждам каждого ребенка, а не на приучении ребенка к стандартной системе. Расширение круга общения происходит за счет взаимодействия с различными людьми, включая тех, кто не имеет ограничений по здоровью, что предоставляет возможность полноценной интеграции в общество наравне с другими детьми. Инклюзивное образование способствует развитию навыков коммуникации и социализации. Взаимодействие с обществом осуществляется при помощи тьютора, который выступает посредником между учащимися с особыми потребностями и другими участниками образовательного процесса. Люди с особыми потребностями имеют право на участие в различных мероприятиях, однако для них важно создать доступную и адаптированную среду.
Инклюзивное образовании сегодня — это готовность образовательной среды соответствовать разным образовательным возможностям учеников. Например «люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка», не только особого, но и самого обычного; готовность педагогов к обучению детей с различными образовательными потребностями; готовность коллектива разделять идею инклюзии и реализовывать ее в культуре образовательной организации.
Уважаемые коллеги, ждем ваших новых и интересных разраоток! Журнал «Логопед» открыт к сотрудничеству!
С уважением, главный редактор журнала С.Ю. Танцюра