Версия для печати

Интерактивная подготовка педагога: от теории к практике

Дорошенко Оксана Викторовна,
канд. пед. наук, доцент, чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования, зав. кафедрой специального дефектологического образования факультета психологии и педагогики АНО ВО «Российский новый университет», Москва

Оксана Викторовна, Вы прошли длинный путь от логопеда до заведующего кафедрой. Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

В 2000 г. я окончила дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета (МПГУ), получив квалификацию «олигофренопедагог» и «учитель-логопед». На последнем курсе университета начала работать учителем-логопедом в ГБОУ начальная школа — детский сад № 1889 ЗАО Москвы.

Воспитанниками этого учреждения были дети с нарушениями зрения, в частности слабовидящие, а также с косоглазием и амблиопией, у которых наблюдались и разнообразные речевые нарушения. С 2003 г. совмещала работу учителя-логопеда с должностью старшего преподавателя на кафедре дошкольной дефектологии в МПГУ и кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики Московской открытой социальной академии (МОСА). В 2011 г. стала работать методистом в структурном подразделении «Центр игровой поддержки ребенка» ГБОУ д/с № 375 ЮЗАО Москвы и продолжала занимать должность логопеда в структурном подразделении «Консультативный пункт» ГБОУ детский сад № 1889.

С 2013 г. меня пригласили работать зав. кафедрой специального дефектологического образования в Российском новом университете. Таким образом, пришлось осваивать должность руководителя, которая оказалась достаточно интересной, увлекательной и творческой.

Вы автор многих методических и практико-ориентированных работ. Какие темы исследований сегодня наиболее актуальны?

Диссертационное исследование «Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с нарушениями зрения», которое было успешно защищено в 2009 г., позволило поработать над серией статей по развитию связной монологической речи дошкольников с нарушениями зрения, навыков их творческого рассказывания, языковой способности в целом. В настоящее время по данной проблеме уже опубликованы монография, два учебных пособия для студентов по направлению подготовки «44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование», профили «Дошкольная дефектология» и «Логопедия».

Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подразумевает сочетание помощи дефектолога, логопеда и психолога, что очень важно для эффективного развития ребенка в целом. Поэтому в настоящее время очень востребованы методические и практико-ориентированные публикации, позволяющие специалистам разрабатывать индивидуально-ориентированные программы развития детей с ОВЗ.

Заведующий кафедрой — должность руководящая. Что значит быть руководителем в институте?

Кафедра специального дефектологического образования реализует подготовку бакалавров по профилям «Дошкольная дефектология», «Логопедия» и магистров по программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Руководитель кафедры должен уметь организовать учебную и научно-исследовательскую деятельность, привлечь студентов и преподавателей к проблемам современной дефектологии.

Сегодня актуальна интегративная подготовка педагога-дефектолога, учителя-логопеда для работы с детьми с различными нарушениями. Как осуществляется взаимодействие Вашей кафедры с практическими учреждениями?

Да, интегративная подготовка специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, важна. Поэтому наши студенты проходят учебную и производственную практику в различных видах ДОО: для детей с нарушениями речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, в инклюзивных группах. В ее ходе они работают в качестве дефектологов, логопедов, тьюторов, участвуют в организации и проведении мастер-классов (например, на базе ГБОУ СОШ № 654 им. А.Д. Фридмана, ООО ЦРР «Росток» и ГБОУ школа № 2116 «Зябликово» и др.). На основании полученных экспериментальных материалов студенты пишут научно-исследовательские работы на уровне курсовых, бакалаврских работ и магистерских диссертаций.

Сегодня проблема инклюзии необычайно актуальна. Что для Вас инклюзивное образование: ограничение или расширение возможностей?

Изменяется понимание общего (традиционного) и инклюзивного образования. Однако не совсем понятно отношение к детям с ОВЗ: не все учителя и воспитатели осознают, что требуется дифференцированный подход к обучающимся в инклюзивных классах или группах воспитанников с учетом их познавательных возможностей и личных интересов. Такое позитивное новшевство, как инклюзивное образование, не воспринимают адекватно, поэтому наша задача — формировать у студентов правильное мировоззрение в отношении детей с ОВЗ.

Дистанционная поддержка детей-инвалидов и детей с ОВЗ — оптимальное решение для многих детей, имеющих ограничения в физическом и психическом статусе. Как решается данная проблема в России?

Дистанционная поддержка — эффективная помощь в усвоении образовательных программ. Она предполагает развитие альтернативных средств общения с использованием новых коммуникационных технологий: по скайпу, на сайтах и форумах родители детей с ОВЗ могут найти ответы на интересующие вопросы, получить дополнительную информацию об особенностях развития ребенка с тем или иным отклонением в развитии и т.д.

Какими качествами необходимо обладать дефектологу и логопеду?

Дефектолог и логопед должны, в первую очередь, любить детей, обладать профессиональными знаниями, чтобы правильно выбрать путь помощи воспитанникам с речевыми или другими нарушениями, быть отзывчивыми, активными, подвижными и доброжелательными.

Что Вы пожелаете читателям журнала «Логопед»?

Хотелось бы пожелать новых идей, быть оптимистами и интересными личностями, плодотворно осуществлять свою профессиональную деятельность, добиваться личных успехов и постоянно повышать свой профессионализм.

Беседовала С.Ю. Танцюра

Прочитано 2610 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии