Версия для печати

Коррекционная ритмика как средство развития младших школьников с ментальными нарушениями

Молозаев Ю.А., педагог-организатор ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва

Творчество — непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность — деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Занимаясь творчеством, человек изменяется, совершенствуется.

Коррекционная ритмика — комплекс специализированных занятий, на которых с помощью музыки, специальных психологических и двигательных упражнений у детей развиваются двигательные качества и умения, сосредоточенность на поставленной задаче, сила воли, стремление достичь поставленных целей, а также формируются нравственно-коммуникативные качества личности [1].

Цель коррекционной ритмики: всестороннее развитие ребенка, развитие творческих способностей, формирование умений двигаться под музыку, работать в коллективе сверстников.

Задачи занятий по коррекционной ритмике:

  • учить детей выполнять основные виды движений (простые и более сложные в зависимости от возможностей учащихся), правильно и красиво двигаться, ориентироваться в пространстве;
  • укреплять различные группы мышц;
  • развивать чувство ритма, художественно-творческие способности (изображать игровые образы, придумывать танцевальные движения).

При организации занятий необходимо учитывать особенности психического и физического развития школьников с ментальными нарушениями, в числе которых:

  • повышенная утомляемость;
  • рассеянность внимания;
  • нарушение координации движений;
  • неразвитое чувство ритма и т.д.

Все движения с предметами и без них, танцы подбираются с учетом психического развития и возрастных особенностей детей.

Этапы занятия по коррекционной ритмике представлены ниже.

Первый этап — формирование представлений о движениях, упражнении, мотивация к их выполнению

Задачи данного этапа: нормализовать мышечный тонус и улучшать эмоциональное состояние детей. Для этого проводится разминка — упражнения на развитие основных видов движений; различные виды ходьбы, перестроения.

Кроме отработки основных видов движений дети учатся ориентироваться в пространстве. Во время двигательной разминки ребенок подготавливается к выполнению более сложных заданий. При выполнении основных видов движений учитывают возрастные особенности.

В начале занятия формируются представления об упражнениях. На данном этапе нужно объяснить и продемонстрировать их детям, которые должны повторить их, подражая педагогу.

Название упражнения, вводимого в занятие на первом этапе обучения, создает условия для формирования его образа, а также определенную ассоциацию, что активизирует работу центральной нервной системы.

Первые попытки воспитанников выполнить упражнение имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех первого этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. Целесообразно повторить упражнение несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Второй этап — углубленное разучивание упражнений

Задачи данного этапа: уточнять двигательные действия, подводить детей к пониманию закономерностей движения, совершенствовать ритм, учить свободно и слитно выполнять упражнения.

На данном этапе уточняются и совершенствуются техника выполнения упражнений. Главное условие обучения — целостное выполнение последних. Количество повторений по сравнению с предыдущим этапом увеличивается.

На этапе углубленного разучивания дети приобретают опыт выполнения движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Это способствует развитию у учащихся умения самостоятельно выполнять выученные упражнения.

Третий этап — закрепление и совершенствование двигательных навыков

Данный этап характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.

Задачи данного этапа: совершенствовать качество выполнения упражнений, формировать у детей индивидуальный стиль [2].

Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным, лишь когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и творчество. Формирование первичных умений ритмико-двигательных навыков, умения правильно и красиво двигаться приносят учащимся истинную радость. При этом раздвигаются рамки видения мира, простые и привычные действия преображаются в танцевальные, помогающие выразить определенный художественный образ, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы.

Педагоги и родители отметили, что дети стали активнее, легко исполняют различные танцевальные композиции, фантазируют, придумывают элементы танца.

Заметно изменились и взаимоотношения детей. Они стали организованнее, общительнее, добрее друг к другу. Наблюдения показали, что старшие воспитанники стали организованнее, общительнее, добрее по отношению друг к другу.

Учащиеся приняли участие в различных конкурсах, фестивалях. Их выступления не остались незамеченными:

  • в 2016 г. они заняли 2-е место в номинации «Музыкальное приветствие ветерану» в городском конкурсе, посвященном Дню Победы;
  • в 2017 г. — 1-е место в городском конкурсе «Никулинская весна в Кузьминках» за танец «Легенда о шамане».

Результаты занятий по коррекционной ритмике:

  • развиваются ловкость, точность и координация движений, пластичность и гибкость;
  • творческие способности: потребность в самовыражении в движениях под музыку, умение импровизировать, творческое воображение и фантазия;
  • чувство такта в процессе группового общения со взрослыми и детьми, умение сопереживать людям и животным;
  • формируются коммуникативные умения;
  • правильная осанка, красивая походка, умение ориентироваться в пространстве;
  • совершенствуется умение вести себя в группе во время занятий.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Метод. рекомендации. М., 2011.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2005.
Прочитано 1698 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии