Версия для печати

Особый подход к детям с двигательными нарушениями

Сатари Виктория Витальевна,
заместитель директора СП «Раменки» ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр», Москва

Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Я закончила Московский государственный открытый педаго­гический институт по специальностям «Сурдопедагогика» (квалификации «учитель-дефектолог», «сурдопедагог») и «Психология» (квалификация «педагог-психолог»).

Сначала работала педагогом-психологом, с 2004 г. — директором ЦПМСС «Фили», а с 2010 г. — директор ЦПМСС «Раменки».

Я делюсь своим опытом, регулярно провожу мастер-классы, семинары и др., разрабатываю психологические и дефектологические программы для начальной школы для детей с ДЦП. Также пишу материалы по дефектологии, уже вышло в свет около 70 моих работ.

На базе своего учреждения я организую практику студентов Московского городского педагогического университета. Благодаря этому у нас сложились прочные методические связи с ведущими вузами Москвы.

Вы работаете с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Сегодня создаются специальные условия для таких воспитанников на занятиях, в процессе разных видов деятельности. Каково материально-техническое обеспечение детей с нарушениями ОДА в Вашем учреждении?

Этот год для коллектива ОСП был особенным — прошел капитальный ремонт. Наше учреждение преобразилось. В Центре созданы все условия для лиц с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности. Для беспрепятственного доступа воспитанников с нарушениями ОДА к объектам инфраструктуры образовательной организации у входа в здание оборудован пандус, вдоль коридоров сделаны поручни, чтобы ребенок с двигательной патологией мог, держась за них, передвигаться по зданию.

В здании имеются лифт, а также подъемники на лестницах. В учреждении созданы специальные условия для реализации санитарно-бытовых потребностей воспитанников: оборудованные гардеробные, санузлы, места личной гигиены и т.д. Есть специальное оборудование для передвижения: коляски, подъемники, микроавтобус; специальные приборы для обучения, отвечающие особенностям детей и санитарно-гигиеническим требованиям, тренажеры для развития манипулятивной функции рук и ног. Помещения оснащены специальной мебелью, чтобы выполнять рекомендации врачей по соблюдению индивидуального ортопедического режима.

У нас появилось новое коррекционное оборудование, спортивные залы и бассейн имеют систему для подъема клиентов. В ОСП «Раменки» используются самые передовые отечественные разработки: лечебный костюм «Адель», нормализующий деятельность мозга и улучшающий двигательные навыки. Недавно закуплен имитатор опорной нагрузки подошвенный — модель «Корвит», обеспечивающий механическую стимуляцию переднего и заднего отделов подошвенной поверхности стоп и предназначенный для моделирования опорных реакций стопы. Территория ОСП «Раменки» оборудована площадками со специальным резиновым покрытием, специализированными качелями. На пришкольных площадках появились ручные велосипеды.

Родители, по результатам анкетирования (письменным опросам), оценивают наше учреждение так: «здесь царит благоприятный психологический климат» и «работает хороший педагогический коллектив».

Расскажите, пожалуйста, о направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми с двигательными нарушениями.

В структуре ОСП «Раменки» действуют следующие отделения:

  • дошкольное. Возраст воспитанников 3—7 лет. Имеются группы «Особый ребенок»;
  • школьное (1—4-й классы). С 2014 г. учреждение принимает на реабилитацию детей школьного возраста с тяжелыми, множественными нарушениями развития (ТМНР) в группу «Особый ребенок». С каждым воспитанником проводится комплексная медико-социальная реабилитация по индивидуально составленным программам;
  • коррекционнно-диагнос­тическое, в котором ведут прием и проводят комплексную реабилитацию дефектологи, психологи (в том числе семейный психолог), логопеды и специалисты по реабилитации.

Количество обучающихся и воспитанников в классе, группе в среднем 5 человек.

Специалисты учреждения учитывают широкий диапазон причин возникновения отклонений в развитии детей с ДЦП с целью подбора адекватных средств коррекции и адаптации.

Комплексное сопровождение ребенка с ДЦП и его семьи организовано на основе отработанных и принятых профессиональным сообществом моделей непрерывного маршрута ребенка с особыми потребностями от стадии наиболее раннего выявления нарушения до стадии его устойчивой адаптации к нормальной среде.

В процессе работы используется комплексный подход, осуществляемый высококвалифицированными специалистами (по реабилитации, медицинскими работниками, педагогами). Учреждение работает по графику пятидневной учебной недели.

Режим учебной деятельности определяется расписанием занятий, которое составляется с учетом соблюдения санитарных норм и правил, предусматривающих смену видов деятельности воспитанников. Перегрузки детей отсутствуют. Объем учебной нагрузки в расписании полностью соответствует учебному плану.

С сентября 2015 г. ОСП «Раменки» посещают в среднем 50 детей в возрасте от 3 до 12 лет (в дошкольном отделении — 20; в школе — 30 детей). Воспитанники находятся в Центре с 8 до 18 ч.

В коррекционном отделении 20 детей, посещающих занятия со специалистами по индивидуальному расписанию.

Дети, обучающиеся в ОСП «Раменки», имеют в основном IV—V группы здоровья вследствие следующих заболеваний:

  • различные формы ДЦП (спастическая диплегия, гемипаретическая, атонически-астатическая);
  • ортопедическая патология;
  • миелодисплазия;
  • последствия острого нарушения мозгового кровообращения;
  • ретинопатия недоношенных;
  • множественные врожденные пороки развития;
  • гидроцефалия врожденная оперированная;
  • синдром Дауна.

Помимо основного заболевания у каждого ребенка имеется ряд сопутствующих заболеваний (симптоматическая эпилепсия, глазная патология, нарушения слуха, заболевания сердечно-сосудистой системы, гастропатология, эндокринные и аллергологические заболевания, патология мочевыделительной системы и др.).

Тяжелая степень ДЦП среди основного контингента детей отмечается у 7 воспитанников дошкольного отделения и 11 детей школьного отделения, что составляет 36% от общего количества основного контингента.

Центр посещают дети с тяжелыми двигательными нарушениями, которые самостоятельно не могут стоять и ходить, передвигаются при помощи взрослого или дополнительных средств передвижения.

Речевые нарушения различной степени выраженности наблюдаются у всех детей, посещающих Центр. Тяжелые речевые нарушения (спастико-паретическая, спастико-атактическая и спастико-гиперкинетическая дизартрия, моторная алалия, общее и системное недоразвитие речи) отмечаются у 14 дошкольников и 18 школьников.

В чем заключается участие родителей детей с двигательными нарушениями в процессе обучения и воспитания?

Сотрудники Центра работают с родительской общественностью. Это очень важно. Мы пытаемся сделать родителей активными участниками коррекционно-развивающего процесса. К сожалению, все еще много потребительского отношения с их стороны и непонимания, нельзя добиться положительных результатов без учета индивидуальных особенностей ребенка, осуществляя только количественный подход.

Работа в этом направлении активизируется, и мы надеемся на положительные результаты. Действует «Родительский клуб». Ежегодно специалисты Центра проводят такие мероприятия, как праздники, открытые уроки, занятия и индивидуальные консультации, что позволяет обучить родителей конкретным приемам и методам работы с детьми, используя важный дидактический и обучающий принцип: «Делай, как я!» Кроме того, специалисты Центра наблюдают за процессом взаимодействия родителя и ребенка с целью оказания необходимой психологической помощи.

Социально-психологическая помощь членам семей оказывается в следующих формах:

  • психологическое консультирование:

— краткосрочное,
— пролонгированное,
— экстренное и кризисное,
— телефонное;

  • социально-психологические тренинги:

— поведенческий игровой детско-родительский,
— тренинг навыков дисциплины,
— обучения навыкам самообслуживания и самостоятельности;

  • песочная терапия:

— детско-родительская,
— детская.

Основные причины обращения к семейному психологу — проблемы во взаимоотношениях, конфликтность и аффективные реакции детей. В большинстве случаев были выявлены семейная дисфункция и эмоциональные проблемы родителей.

За 2015/16 уч. г. помощь получил 41 член семьи ребенка-инвалида.

Проведено 406 мероприятий: 311 консультаций, 44 тренинга, 51 занятие по песочной терапии. Среднее количество предоставленных услуг составило 9,9 на 1 человека.

Количество социально-психологических услуг, предоставленных семьям в прошлом учебном году, по сравнению с предыдущим увеличилось на 85%, количество обратившихся за помощью к семейному психологу — на 36%.

Такие результаты объясняются активной работой по информированию о предоставляемой семьям психологической помощи и мотивированию на ее получение, расширением сотрудничества специалистов подразделения и семейного психолога, увеличением разнообразия форм социально-психологической помощи семье.

Несмотря на повышение всех показателей социально-психологической работы с семьей, остаются трудности в организации групповых занятий. Опыт показывает, что родители посещают такие мероприятия очень неактивно. Вероятно, для более успешной групповой работы нужно находить дополнительные способы формирования у родителей активной позиции, потребности в психологических знаниях и использовании их в практической жизни.

Руководить коллективом — задача непростая. Расскажите немного о формах сотрудничества и традициях вашего коллектива.

В работе мне помогают мое психологическое образование и наблюдение за моими родными. У нас педагогическая династия. Моя мама и две ее сестры — педагоги. Очень важно быть профессионалом и постоянно повышать квалификацию. Я выработала для себя основные правила, которые помогают людям удержаться в коллективе и способствуют профилактике профессионального выгорания.

Вот основные из них:

  • необходимо грамотно проводить профессиональный отбор, расстановку и своевременную ротацию кадров;
  • важно рационально распределять нагрузку между педагогами;
  • нужно своевременно отправлять педагогов на обучение и повышение квалификации для их профессионального развития и обеспечивать их рабочие места всем необходимым для реализации поставленных перед ними задач;
  • важно тщательно продумывать отчетность и вовремя отслеживать правильность заполнения;
  • нужно разработать систему поощрения педагогов;
  • необходимо создавать условия для психологической разгрузки педагогов (комнаты отдыха и релаксации), доброжелательный климат в коллективе;
  • важно превращать рутинные ежедневные дела в мастерскую творческого роста для каждого участника образовательного процесса.

Инклюзивное обучение — часть процесса реформирования отечественной системы образования и необходимый этап его дальнейшего развития. Каковы, на Ваш взгляд, препятствия на пути к интеграции и инклюзии?

Опыт показывает, что процессы интеграции происходят стихийно. Педагоги многих учреждений не готовы к работе с детьми с нарушениями ОДА, не знают их особенностей и технологий образовательной деятельности. В ряде учреждений не создана развивающая среда, отвечающая их потребностям. Не все дети в полной мере готовы к школьному обучению. Часть из них не получает нужной дошкольной подготовки. Отсутствие необходимых условий, чрезмерные нагрузки, несоблюдение ортопедического режима, недостаточное медико-психолого-педагогической сопровождение воспитанников, недостаточная информированность их родителей наносят ущерб здоровью детей, препятствуют полноценному их образованию.

Позитивный и негативный опыт интеграции детей с двигательными нарушениями в общеобразовательную среду позволил нам вместе с доктором наук, профессором И.Ю. Левченко сформулировать критерии эффективной интеграции, противопоказания к интеграции и некоторые рекомендации, направленные на повышение успешности интеграционных процессов.

Показатели развития, благоприятные для интеграции детей с двигательной патологией, в том числе с ДЦП, в массовую школу:

  • нормальное или близкое к нормальному интеллектуальное развитие;
  • отсутствие сопутствующих нарушений (зрения, слуха, грубого недоразвития речи и т.п.);
  • довольно развитые навыки самообслуживания (самостоятельно одевается, ест и др.);
  • хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям;
  • разборчивая речь.

Показатели развития, препятствующие интеграции детей с ДЦП в массовую школу:

  • сниженный интеллект;
  • наличие судорожных припадков;
  • нарушения зрения и (или) слуха;
  • низкая разборчивость речи или ее грубое недоразвитие;
  • отсутствие развитой манипулятивной функции рук;
  • отсутствие навыков самообслуживания.

Для успешной интеграции детей с ДЦП необходимо вести научно-методическую работу по следующим направлениям:

  • разработать методические рекомендации для педагогов массовых детских садов и школ;
  • создать алгоритм по составлению индивидуальной программы для ребенка с ДЦП;
  • разработать рекомендации по аттестации учащихся с ДЦП в условиях интеграции, специальные прописи для учащихся начальных классов с учетом их графомоторных возможностей;
  • обеспечить законодательную базу для осуществления взаимосвязи массового учреждения, где обучается ребенок с ДЦП, и медицинского учреждения для выполнения всех назначений со стороны врачей (соблюдение ортопедического режима, дозирование нагрузки, прием необходимых медикаментов и др.).

Только с учетом вышеизложенных положений можно будет добиться для детей с проблемами в двигательном развитии получения образования, качество которого не будет существенно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми детьми.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших профессиональных планах.

В наступающем учебном году мы планируем продолжить работу по созданию системы преемственности в обучении и воспитании воспитанников ОСП «Раменки»: индивидуальные кор­рекционно-развивающие занятия — детский сад — начальная школа — основная школа (на базе ГБУ «КРОЦ»).

Также необходимо совершенствовать механизм ведения научно-исследовательской и научно-методической работы (под руководством И.Ю. Левченко), что особенно актуально на современном этапе образования в связи с введением стандартов для детей с ОВЗ (ФГОС ОВЗ) и профилактикой профессионального выгорания сотрудников.

Также мы планируем продолжать работу по формированию воспитательной системы учреждения через коллективные творческие проекты с привлечением потенциала родительской общественности, развивать социальное партнерство.

Что Вы пожелаете нашим читателям?

П. Коэльо в одном из своих произведений писал, что люди делятся на две категории: одни строят, другие растят. Первые годами могут биться над поставленной задачей, но, выполнив ее, жизнь теряет для них смысл. Те же, кто выращивает, порой страдают от бурь, смены времен года и редко могут позволить себе отдохнуть. Но сад, в отличие от возведенного здания, никогда не прекращает расти, и это делает жизнь непредсказуемо увлекательной. Приятно быть «садовником» и ежедневно встречать подобных людей. Те, кто работает в нашей сфере, не могут быть другими.

Всем читателям желаю здоровья и возможности радоваться каждому дню.

Спасибо за интересное интервью!

Беседовала С.Ю. Танцюра

Прочитано 2679 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии