Версия для печати

Профессиональное сообщество: реабилитационная помощь

Добрый день, Ляйля Нуровна, расскажите, пожалуйста, немного о себе нашим читателям.

Здравствуйте, дорогие читатели! Я ― врач, кандидат медицинских наук, невролог, нейрофизиолог, остеопат. Сфера моих научно-практических интересов находится на стыке медицины, психологии и педагогики ― логопедии, дефектологии, нейропсихологии, в выработке общих патогенетически обоснованных методов коррекции логопедической, стоматологической патологии и нарушений опорно-двигательного аппарата.

Я являюсь автором методов интраорального массажа, техник миофасциального релиза на шейном регионе при зубочелюстных и речевых нарушениях, а также разработчиком «Миофункциональной гимнастики для коррекции прикуса, звукопроизношения и постуры», провожу обучение междисциплинарному подходу для специалистов, работающих в данном направлении. Обучающие семинары проводятся на российском и международном уровне.

Мое образование способствовало развитию целостного подхода к пониманию заболевания человека. Начало было положено в стенах Казанского медицинского института им. С.В. Курашова, где я училась на лечебном факультете. Интернатура и ординатура на кафедре неврологии и рефлексотерапии Казанского ГИДУВА внесли огромный вклад в мое образование. Моим учителем был великий ученый невролог Г.А. Иваничев, который привил любовь к глубинному пониманию нейрофизиологических процессов, происходящих в организме человека. Учеба совмещалась с работой в отделении неврологии ГИДУВА. Тогда появилось клиническое мышление, которое очень пригодилось позже при работе с ежедневным большим потоком пациентов в поликлинике МВД РТ.

Работая в поликлинике, я поняла, что мне интересна реабилитация пациентов, их лечение. Поэтому с большим удовольствием я приняла предложение перейти в Казанский военный госпиталь на должность невролога, заведующего кабинетом нейрофизиологических исследований. Вот здесь я получила знания практической работы в самых различных направлениях медицины, поскольку, кроме основной работы, были еще ночные дежурства, когда приходилось работать в качестве врача скорой помощи, который должен поставить диагноз при любом заболевании ― будь то хирургия, кардиология, инфекция или психиатрия. Это была настоящая школа междисциплинарности!

В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Миофасциальный болевой синдром при паркинсонизме». С 2009 г. занимаюсь частной практикой.

Медицина, логопедия, коррекционная педагогика ― Вы всегда за междисциплинарное и командное взаимодействие и дисциплин, и специалистов, почему это так важно в работе?

Основой для большинства заболеваний у ребенка служат различные нарушения функционирования органов и систем организма. И, чаще всего, когда мы видим какой-то симптом, какую-то частную проблему в медицине, коррекционной педагогике или логопедии ― то она, как правило, оказывается лишь вершиной айсберга, основание которой состоит из органической и функциональной составляющей любого заболевания.

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что большинство детей с речевыми нарушениями имеют сочетанную патологию: логопедическую, стоматологическую, неврологическую, остеопатическую. Ребенок, который пришел с такими проблемами у невролога получит одни выводы, у стоматолога ― другие, у логопеда ― третьи. Каждый специалист увидит только свою проблему.

Но, к сожалению, какое бы не велико было желание врача, специалиста (неважно кто это ― логопед, стоматолог и др.) ― один в поле не воин.

Локальный подход не позволяет добиться существенного прогресса, если лечение затрагивает только область артикуляционного аппарата и зубочелюстной системы. Эффект логопедической коррекции и ортодонтического лечения может быть слабовыраженным и обратимым, если у пациента есть неврологические нарушения, отсутствует баланс опорно-двигательного аппарата. Специалистом, объединяющим коррекцию зубочелюстной и речевую патологию, является врач остеопат.

Помочь ребенку с зубочелюстными и речевыми нарушениями зачастую, оказывается невозможным без применения комплексного междисциплинарного подхода и командного взаимодействия. И я каждый день вижу результаты такой мультидисциплинарной работы, когда более 95% обратившихся в наш медицинский центр детей, получают положительную динамику в виде запуска речи, улучшения опорно-двигательного аппарата и прикуса.

Сейчас много детей с соматическими заболеваниями, их здоровье ослаблено, каковы причины на Ваш взгляд? И какие рекомендации можно предложить родителям по воспитанию правильной осанки, коррекции плоскостопия, формированию правильного дыхания?

Ослабление здоровья ― общая реакция организма как на внешние, так и на внутренние факторы. Играют роль все аспекты, начиная с момента зачатия, внутриутробного периода, родов и развития организма. Экзогенные причины в виде нарушения экологии, потребляемых продуктов, стрессовых факторов изменяют внутренний гомеостаз организма, и возможность ответной реакции на различные инфекции.

На приеме я часто обнаруживаю в качестве непосредственной причины снижения иммунитета нехватку кислорода и воды. Ребенок мало гуляет на свежем воздухе, имеет ротовое дыхание, не пьет воду, употребляет много углеводов, тогда создаются предпосылки к накоплению недоокисленных продуктов распада, так называемых эндотоксинов. А дальше реализуется принцип: «Есть токсины ― есть болезни, нет токсинов ― нет болезней».

Еще одной причиной снижения иммунитета являются травмы в момент родов, когда страдает центральная нервная система и происходит нарушение нейрогуморальной регуляции. Этих детей можно сразу выделить среди других по бледности, гипотоничности, у них снижена двигательная активность.

Думаю, вначале важно всегда разобраться с причиной, которая вызвала патологию. Поняв причину, вылечить заболевание намного легче.

Вы являетесь руководителем «Медицинского центра остеопата Байрамовой», расскажите подробнее, кто такой остеопат, чем он занимается.

Мне часто приходится объяснять в своих выступлениях, что такое остепатия, кто такие врачи остеопаты, и, главное, как они могут помочь смежным специалистам.

Остеопатия ― это область клинической медицины, включающая оказание медицинской помощи пациентам с соматическими дисфункциями (обратимыми изменениями структурно-функционального состояния тканей тела человека) на этапах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. В сфере интересов остеопатии находится практически все тело человека, включая внутренние органы и структуры черепа. В своей работе остеопат использует мануальные методы, восстанавливающие способности организма к самокоррекции. При диагностике врач основывается на базовых постулатах остеопатии:

И в частности, речевые, зубочелюстные нарушения очень часто служат показателем соматических дисфункций организма.

Так, слабость голоса может быть вызвана нарушением работы грудобрюшной, ключичной диафрагм или патологией иннервации голосообразующего аппарата. Дизартрия ― это следствие нарушений на уровне продолговатого мозга, проводящих путей черепно-мозговых нервов. Понятно, что логопед не сможет самостоятельно устранить данные соматические дисфункции. Поэтому здесь необходима помощь остеопата, роль которого заключается в выявлении конкретных уровней повреждения в организме и их коррекции.

Какие проекты реализует Ваш центр, каковы его образовательные направления.

С 2014 г. мы реализуем научно-исследовательскую программу «Становление», в которую входят 3 блока:

Ляйля Нуровна, сегодня мы, логопеды, во время обследования детей наблюдаем такую картину: слабый тонус мышц, ротовое дыхание, проблемы с зубочелюстной системой. Есть ли какие-то профилактические программы для родителей, или на что надо обратить внимание, и что делать в такой ситуации логопеду.

Важное направление работы остеопата ― профилактика возникновения заболеваний. Ко мне часто попадают на прием грудные дети с родовыми травмами, перинатальным повреждением центральной нервной системы, проблемами грудного вскармливания. У этих детей наиболее часто обнаруживаются нарушения в области краниовертебрального перехода, способствующие в дальнейшем, формированию нарушений речи, прикуса и вальгусной деформации конечностей. Остеопат, в этих случаях, занимается не только коррекцией найденных нарушений, но и профилактикой возникновения в будущем вышеназванных патологических изменений. «Легче предупредить, чем лечить», поэтому, первый поход к остеопату должен состояться как можно раньше.

Для детей постарше, в нашем медицинском центре созданы несколько программ, в которых реализован междисциплинарный подход, когда каждый специалист в команде работает с причиной этих нарушений на своем уровне. Невролог, при необходимости, назначает медикаментозное лечение, остеопатическая работа с дисфункциями, вызванными травмами, возвращают ребенку соматическое здоровье, массаж и физические упражнения гармонизируют мышечно-фасциальные структуры и способствуют нормализации артикуляционного, постурального и двигательного стереотипа.

Благодаря этим программам у детей происходит не только преодоление логопедической и зубочелюстной патологии и нарушений опорно-двигательного аппарата, но и общее оздоровление организма.

Вы активный, энергичный человек, что Вам помогает сохранить такую жизнерадостность и работоспособность?

Мне часто задают этот вопрос. Когда я вижу результаты нашего труда, выздоравливающих детей, у которых будет прекрасное будущее и крепкое здоровье, это окрыляет и дает силы для продолжения работы и генерации новых идей.

Общение без границ ― вокруг Вас всегда профессиональное сообщество специалистов, как вам удается собрать и одновременно работать с такой командой.

В 2014 г. мы с коллегами создали сообщество профессионалов, где на общей площадке можно обмениваться своими мнениями, расти профессионально. Одним из средств коммуникации, где происходит освещение профессиональных вопросов является группа «Логопеды» в Телеграмм: https://t.me/logopedmezhdisciplinarnyipodhod.

С этого времени стало традицией собираться на междисциплинарных конференциях и семинарах, которые мы организовываем в Казани. Междисциплинарное сообщество развивается. Приятно каждый раз встречать постоянных участников наших круглых столов и семинаров и видеть новые заинтересованные лица. Здесь всегда царит обстановка заинтересованности, происходит обмен опытом. Это значимое, масштабное мероприятие привлекает специалистов разных профилей, работающих с детьми с речевыми и зубочелюстными нарушениями.

Желание поделиться знаниями и помочь коллегам в профессиональном росте притягивает большое количество заинтересованных, неравнодушных к своему делу специалистов. Создание общего информационного поля делает специалистов более успешными в решении своих профессиональных задач.

Думаю, также важным моментом притяжения является то, что я делюсь своими новаторскими методами и подходами, благодаря которым специалисты могут решить проблемы, которые раньше казались им неподъемными. Исчезают «откаты» при логопедической работе, происходит быстрая коррекция звукопроизношения и автоматизации звуков. У ортодонтов, по данным нашего лечения, ускоряются сроки ортодонтического лечения в 2,7 раза.

Что касается набора команды ― люди «притягиваются» сами. Ко мне приходят заинтересованные специалисты. Они могут быть и без опыта. Приоритетными для меня являются личностные качества. А дальше идет постоянное взаимодействие и курация каждого пациента, сложных случаев. Мне нравится выращивать «звезд», обладающих несколькими специальностями. Каждый член моей команды является таким мастером. Мы резонируем друг с другом и у нас общая цель ― сделать детей здоровыми и успешными.

Вы поддерживаете и традиционные методики, и сочетаете авторские подходы, что же лучше на ваш взгляд: многогранный опыт или единичный?

Безусловно, должна быть многогранность и компетентность. Именно они служат залогом успеха.

Что вы пожелаете читателям Журнала «Логопед»?

Хочу пожелать здоровья, новых знаний, не стоять на месте и двигаться вперед! И пусть междисциалинарные знания помогают Вам в работе! Это поможет вырастить нам здоровую и счастливую нацию!

Белов А.И.,

врач-психиатр, руководитель службы медицинской помощи детям ГКУ Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Дом Детей» ДТСЗН, Москва

 

Что такое работа врача в реабилитационном отделении: координатор процесса, ведущий сотрудник или мастер?

Я закончил Ростовский государственный медицинский университет, получил специальность «врач-психиатр», затем прошел обучение по курсу «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а также дополнительные курсы по разным медицинским направлениям. Стаж работы 22 года. Работал в учреждениях здравоохранения детским, подростковым, взрослым врачом-психиатром в амбулаторно-поликлиническом звене и в стационаре. Также в течение всей жизни совмещал работу в учреждениях социальной защиты населения, в приютах, отделения, детских домах-интернатах для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей-инвалидов.

Сейчас работаю в Центре социальной поддержке и реабилитации детей-инвалидов «Дом Детей» (учреждение социальной защиты), (бывший детский дом-интернат для умственно отсталых детей). В нашем центре есть дети, имеющие родителей, так и дети-сироты. Все дети ― инвалиды, имеют тяжелую психоневрологическу патологию, обязательно умственную отсталость от умеренной до глубокой степени, а также ДЦП, РАС и др.

В центре у нас работают врачи-психиатры, невролог, педиатра, врач ЛФК, врач-физиотерапевт, врач функциоанальной диагностики (ЭЭГ), врач-ортопед, врач-отоларинголог, медицинских психолог, логопеды, дефектолога, педагоги дополнительного образования и т.д.

Считаю, что врачи, которые занимаются реабилитационным процессом, должны иметь широкие знания в разных, смежным областях не только медицины, но и педагогики, психологии, социологии, чтобы понимать и организовывать эффективный и комплексный реабилитационный процесс во взаимодействии с другими службами.

Врач в реабилитационном процессе должен быть и специалистом высокого класса в своем деле и конечно координатором всего процесса реабилитации и медицинской составляющей и психолого-педагогической. Напомним, что программу ИПРа, составляют изначально врачи, а значит, во всем процессе реабилитации роль врача на первом месте, поскольку мы работаем изначально с патологией, а не с нормой, а болезнь может иметь свою динамику, патоморфоз, коморбидность и другие специфические медицинские аспекты.

В последние годы появилась тенденция замены понятий, вытеснение врача, особенно психиатра из поля реабилитационной помощи детям-инвалидам, особенно в учреждениях социальной защиты. Многие общественные организации астроены «антипсихиатрически». В результате такого антипсихиатрического движения и наряду с другими причинами до 70% детских коек психиатрического и психоневрлогического профиля закрыты, затем закрылись все детские психиатрические кафедры в стране, которые специализировались на подготовке детских врачей-психиатров (осталась одна в Москве). В связи с этим детский омбудсмен А. Кузнецова в ходе круглого стола в Госдуме в декабре 2019 г., отметила проблему катастрофической нехватки детских психиатров и отсутствие системы их подготовки, при том, что в стране 900 тыс. несовершеннолетних с психическими расстройствами.

Родители уже столкнулись с проблемой нехватки детских специалистов в области психиатрии. Но теперь появились общественные организации с другим пониманием ситуации, важности детского врача-психиатра в медицинском сопровождении, реабилитации ребенка. Так, например, общественная организация в Санкт-Петербурге «Антон тут рядом» организовала совместно с кафедрой медико-социальной помощи обучающий курс по организации помощи детям с РАС для детских врачей психиатров, психологов и т.д.

Как показывает история, взаимодействие и сотрудничество гораздо продуктивнее, чем «мы до основанья разрушим, а затем...».

У Вас четко организована структура рабочего дня, вы знаете каждого воспитанника в учреждении, расскажите, пожалуйста, как выстроено взаимодействие с другими специалистами?

, сейчас существуют разные определения понятия «взаимодействие разных специалистов в реабилитационном процессе» ― «биопсихосоциальный подход», «мультидисциплинарный», «комплексный», «бригадный», что очень актуально в наше время. Раньше дети-инвалиды с тяжелыми расстройствами признавались необучаемыми, их не пытались социализировать, не думали об сопровождаемом жилье и соответственно процесс реабилитации/абилитации был ограничен узким кругом специалистов, да и на результат никто не был нацелен, так как впереди была только одна возможность ― перевод в психоневрологический интернат.

Теперь, когда государство совместно с общественными организациями, родителями детей с ментальными расстройствами задумали изменить ситуацию, чтобы вовлечь детей-инвалидов в общественную жизнь, обучение, проживание «среди людей» в «квартирах с разными формами сопровождения», стал вопрос проведения реаибилитационных/абилитационных мероприятий совсем другого уровня и с более широким кругом специалистов и другими показателями результативности. Именно расширение круга специалистов и появление разных, многоуровневых процессов реабилитации /абилитации создает проблему их эффективного взаимодействия. Иногда посмотришь на режим ребенка, а весь день у него расписан по минутам. Утром школа, затем массаж, потом логопед и дефектолог, затем надо успеть на физиотерапию и вечером лечебная физкультура, а еще занятия с психологом, кружки и культурная программа и т.д. Каждый специалист сам по отдельности, может быть высокого класса, как и музыкант, а вот получится ли «квартет» или «лебедь, рак и щука», ― это главное задача, которая всегда стоит передо мной при организации реабилитационного процесса.

Сейчас все пытаются по разному решать это задачу, я не могу еще сказать, что мы ее полностью решили и все знаем, скорее всего мы находимся на правильном пути.

Я для себя представляю процесс эффективного взаимодействия специалистов с таким физическим явлением как резонанс (фр. resonance, от лат. resono― «откликаюсь»), когда происходит многократное увеличение силы амплитуды собственных колебаний при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия.

Первая задача, например, понять, то над чем мы совместно будет работать. Например мы определи цель ― это развитие речи. Далее обозначили круг специалистов, которые могут этим заниматься (игроки квартета):

― вначале врач-педиатр и другие специалисты проводят соматоневрологическое обследование и лечение острых, подострых или обострения хронических заболеваний, чтобы максимально компенсировать функции организма и устранить все возможные болевые синдромы. Например, если у ребенка болит зуб или голова или кишечные колики и он еще не может об этом сказать,то в ЦНС создается доминантный очаг, который будет тормозить все остальные, в том числе и речевой, который вы попытаетесь возбудить и развить;

― затем врач-психиатр или невролог вначале назначает курс лекарственных препаратов для стимуляции и улучшению метаболизма нервных клеток, одновременно физиотерапевт назначает физиотерапевтические методы воздействия (например с помощью аппарата ВОКАСТИМ или микрополяризацию головного мозга). Нервные клетки и связи между ними активированы и готовы к занятию с логопедом;

― далее достигнутые речевые навыки закрепляет дефектолог, нейропсихолог и затем родители или воспитатели группы выполняют каждый день «домашнее задание» для закрепление эффекта до следующего интенсивного курса;

― на следующем этапе вступают психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги ― вовлекают ребенка в речевую среду и т.д.

Может быть и иногда сочетание и взаимодействие специалистов, главное понять, а как в какой последовательности, с какой интенсивностью и продолжительностью надо все это организовывать, чтобы достичь того самого «отклика», резонанса, когда наше совместное воздействие на организм усилит его собственные отклик-колебания во много раз и эффект будет лучше. Сейчас когда отдельно науки достигли больших результатов, именно поиск наиболее эффективного взаимодействия, главная задача.

Есть ли в вашей практике сложные случаи, и как они решаются?

Мне как психиатру, вспоминается один случай успешно проведенной реабилитации ребенка-инвалида с тяжелой степенью ментальных расстройств и с раннего возраста выраженной аутоагрессией. Ребенок поступил к нам из дома ребенка уже со стойкими и выраженными расстройствами поведения в виде постоянной аутоагрессии. Постоянно и днем и ночью мог находится только в шлеме, так как при снятии мягкого шлема сразу начинал биться головой о твердые предметы до ссади и гематом. Приходилось быть практически постоянно рядом с ним сотруднику и контролировать его руки и ноги, потому что он сильно бил себя по лицу и голове. Это продолжалось годами. Из-за этого его не могли брать на занятия специалисты, в том числе логопеды, он не мог куда-либо выезжать. Несколько раз пытались лечить в психиатрическом стационаре, получал всю необходимую психофармакотерапию, но этого было недостаточно. Тогда мы вместе с психиатром П.П. Мейским решили, что к этой проблеме надо подойти комплексно, коллегиально. Провели соматическое обследования и исключили из механизмов аутоагрессии соматоневрологические причины (например болевой синдром), затем определили механизм аутоагрессивного поведения (по типу привычной аутостимуляции). Далее надо было заменить привычный механизм условно-рефлекторной аутоагрессивной деятельности на недеструктивный вариант. Поскольку привычная внешняя обстановка и сенсорное восприятие ассоциировалась с деструктивным поведением, было решено их изменить. В «бригаду» были привлечены врач ЛФК и медсестра по массажу, которые на постоянной основе делали массаж именно верхних и нижних конечностей ежедневно именно для изменения сенсорного фона, затем привлекали инструкторов АФК, которые ежедневно на 5 мин, а затем постепенно увеличивая по времени стали занимались с ним просто длительной ходьбой, но без шлема, а также привлекли педагогов и социальных педагогов и на 2 ч мальчик «ходил в гости» в другую группу, где его не заставляли ничего делать, но он мог наблюдать за другими.

Ведущий в этой программе реабилитации был врач-психиатр, он расписывал программу, собирал информацию, обобщал, анализировал, изменял задачи, контролировал психофармакотерапию. Я, как руководитель помогал ему налаживать взаимодействие между разными службами, совместно принимать стратегически важные решения. Надо отметить, что в начале процесса в течение 2―3 месяцев не происходило никаких изменений, затем в течение 2―3 месяцев может быть ухудшение в состоянии, так как прежние условно-рефлекторные, деструктивные формы поведения начинают рушится, а новые еще не появились. А человек так устроен, что он лучше будет жить в патологическом, деструктивном сценарии поведения, но зато до боли знакомом, чем менять на что-то еще неизвестное. Именно эта неизвестность, неустоявшиеся нервные связи могут приводить к «псевдоухудшению», на самом деле идет процесс бурного преобразования, замены в головном мозге одних связей на другие. На этом этапе надо быть особенно внимательным к ребенку, поддерживать специалистов, потому что некоторые начинают «падать духом». И только через 6 месяцев сложного реабилитационного процесса появились первые изменения, которые стали стойкими только к 12 месяцам. Сейчас уже три года как это мальчик находится и живет без шлема, с ним не надо находится постоянно, он перестал себя бить, теперь с ним могут заниматься специалисты, нет надобности госпитализировать в психиатрический стационар и принимать разных лекарства сейчас надо существенно меньше.

Сейчас непростое время, много говорят о простудных заболеваниях, какие вы можете дать рекомендации по профилактике детского организма?

Я как психиатр, не могу давать таких же рекомендаций, как могут вам лучше дать детские врачи-педиатры. Но по своей специальности могу сказать следующее: психическая сфера сильно связано с нашим иммунитетом. И взрослые и дети, пребывающие в хроническом стрессе, в состоянии сенсорной депривации могут чаще болеть различными заболеваниями, в том числе и простудными. И это уже доказано. Поэтому берегите себя и своих детей, любите, дарите друг другу радость, тепло, внимание, интересуйтесь ребенком, будьте для него другом, чаще хвалите. Есть правило: один раз поругай и семь раз похвали. У ребенка должно формироваться позитивная самооценка себя. Хорошее настроение, интерес, целеустремленность ― залог крепкого здоровья. Также остаются незыблемые правила: физическая культура и закаливание, всегда благотворно влияют на иммунитет. Старайтесь, чтобы ребенок почаще ходил по земле босиком, где это можно, дома ― это массажные коврики. На стопе расположено много биологически важных точек. Также утром можно делать легкий массаж ушных раковин, где также много важных биологически активных точек.

Что Вы пожелаете читателям журнала «Логопед»?

Желаю всем читателям журнала полного физического, душевного и социального благополучия, хорошего настроения. Будьте внимательны и вежливы к друг другу. Избегайте хамства и грубости. Берегите себя и своих близких особенно сейчас, в наше непростое время.

Рахимов А.А.,

врач-ортодонт, врач-стоматолог ортопед, стоматолог терапевт, член Профессионального общества ортодонтов России, Ассоциации стоматологов Республики Башкортостан, Ассоциации IAMT, стоматологическая клиника ООО «МастерСтом», г. Стерлитамак, Уфа

 

Здравствуйте, Азамат Абилович! Представьтесь, пожалуйста, нашим читателям. Расскажите о себе.

Приветствую вас, дорогие читатели журнала «Логопед»! Прежде чем рассказать о себе и о своей работе хочу поблагодарить главного редактора замечательного и очень нужного в нашей совместной с коллегами работе журнала «Логопед» Снежану Юрьевну Танцюра за возможность дать интервью и поделиться биографией и некоторыми клиническими наработками из своей практики, а также всех своим наставникам и учителям за ценные знания и опыт, ну и конечно же моим любимым родителям, родным дядям и тетям, которые с ранних лет принимали активное участие в моем воспитании и обучении с детских лет.

Я родился в г. Стерлитамаке БАССР. С выбором будущей профессии определился еще в дошкольные годы, так как родители и родственники врачи разных специальностей. После окончания средней школы поступил на стоматологический факультет Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ) в г. Уфе, закончил его с отличием в 2009 г. В течение студенческих лет принимал активное участие в жизни университета, был старостой группы, старостой студенческого научного кружка кафедры Терапевтической стоматологии.С 2007 по 2009 гг. ― секретарь Студенческого научного общества по стоматологическому факультету БГМУ, организовывал и проводил ежегодные научно-практические конференции студентов и молодых ученых по Приволжскому Федеральному Округу в г. Уфе. С 2006 по 2010 г. ― автор и соавтор 5 научных работ и методических рекомендаций под руководством д-ра мед. наук, профессора, зав. кафедрой Стоматологии детского возраста С.В. Чуйкина, ассистентов кафедры Терапевтической стоматологии канд. мед. наук И.Н. Усмановой, канд. мед. наук И.Р. Губайдуллина, ассистента кафедры Ортопедической стоматологии канд. мед. наук И.Р. Исхакова.

Награжден Почетной грамотой ректора БГМУ, академика РАМН, проф. В.М. Тимербулатова. Закончил интернатуру по специальности "Стоматология общей практики" с 2009 по 2010 гг. на базе АУЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника» г. Уфы, МБУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» и МБУЗ Стоматологическая поликлиника № 1 г. Стерлитамака; клиническую ординатуру по специальности «Ортодонтия» с 2011 по 2013 гг. на кафедре Ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии ГОУ ВПО БГМУ под руководством д-ра мед. наук, профессора Ф.Ф. Маннановой.

Профессиональная переподготовка по специальности «Стоматология ортопедическая» проходила в 2013 г. на базе АНО ДПО БГМИ г. Уфы под руководством проф. Р.А. Хасанова и Р.Г. Галиева.

Являюсь участником ежегодного Профессионального съезда ортодонтов России, Международного конгресса «Osteopathy Open», конференций Дентал Экспо. Прошел обучение на курсе К. Дефранса де Терсана ― доктора остеопатии, члена Бельгийской краниальной академии Сатерленда, представителя остеопатического колледжа COATMAN в Международном остеопатическом Альянсе (OIA), основателя и педагогического директора остеопатической школы EUROSTEO и Частного высшего института остеопатии, г. Экс-ан-Прованс (Франция), автора книги «Венозные синусы черепа: ключ к мигреням».

Прошел обучение на курсе Ф. Мазе ― доктора остеопатии, физиотерапевта, международного лектора, руководителя центра по исследованию системы постурального контроля (CISCOP), члена регистра остеопатов Испании, лечащего доктора знаменитой футбольной команды «Barselona».

В течение 10 лет участвовал на многочисленных курсах по ортодонтии и стоматологии в России, на авторских курсах зарубежных, в том числе по комплексному подходу в лечении зубочелюстно-лицевых аномалий при Институте Остеопатии в Санкт Петербурге и г. Казани. Прошел стажировку и сертифицированное обучение на предприятии «LMDental» в Финляндии.

По специальности я врач-ортодонт, врач-стоматолог ортопед, врач-стоматолог терапевт. Общий стаж работы 11 лет.

С 2013 г. по настоящее время ― частная практика в должности врача-ортодонта на детском и взрослом приеме и в должности врача-стоматолога ортопеда в клинике ООО «МастерСтом» г. Стерлитамака. Веду консультативно-профилактический, планово-профилактический и лечебный прием детей от 1 мес. до 18 лет и взрослых, применяя междисциплинарный подход «остеопатия ― ортодонтия» к лечению аномалий прикуса и зубному протезированию. Единственный в Республике Башкортостан использую в своей практике уникальную методику канд. мед. наук Л.Н. Байрамовой и проф. А.Д. Чечина «Миофункциональная гимнастика (миотерапия) челюстно-лицевой области» и «Психосоматическое декодирование в стоматологии и ортодонтии».

С 2016 г. по н.в. дилер Группы компаний «Пумпа-ортодонтия» и «Фортекс-Т» Москвы в Республике Башкортостан (обучение, снабжение и поставка ортодонтической и зуботехнической продукцией компаний “FORESTADENT” (Германия) и “Ortho Tecnology” (США).

С 2018 г. по н.в. клинический представитель и лектор компании «Raudentall» ― эксклюзивного дистрибьютора и импортера завода стоматологических аппаратов и инструментов “LM-Dental” и “LM-Instruments OY” Финляндия в России.

При поддержке компаний партнеров, Ассоциации остеопатов и Стоматологической ассоциации Республики Татарстан провожу информационно-консультационные и обучающие семинары/мастер-классы для студентов старших курсов стоматологического факультета, врачей-интернов, врачей-ординаторов, врачей-стоматологов детских и врачей-ортодонтов по теме междисциплинарного подхода в ортодонтии и стоматологии, комплексной реабилитации пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями по стандартам дополнительного профессионального образования.

Вхожу в состав Профессионального общества ортодонтов России, Ассоциации стоматологов Республики Башкортостан. Ассоциации IAMT (Междисциплинарной Ассоциации миофункциональной терапии Республики Татарстан).

Азамат Абилович, какие на сегодняшний день проблемы имеют дети с точки зрения врача-ортодонта. Каковы Ваши исследования, проводимые в дошкольном и школьном возрасте?

Проводя диспансерные и проф. осмотры я обратил внимание на то, что большинство детей уже рождаются с проблемой техногенного прогресса, их можно отнести к врожденным ортодонтическим заболеваниям, например малые аномалии полости рта: короткие уздечки языка и губ. Задержка прорезывания зубов, аномалии количества и дефект твердых тканей зубов, и отставание роста челюстей, что при отсутствии лечения приводит к ретенции, дистопии, в последующем к удалению третьих моляров (зубов мудрости). Проблемы эти усугубляются тем, что сам процесс одонто/эмалогенеза нарушается по разным причинам с 7 по 12 неделю беременности по уже имеющимся сопутствующим заболеваниям родителей, преждевременным и искусственным родам (кесарево сечение); неправильному питанию, вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотические средства), неблагоприятной экологии, дефиците минерально-витаминного количественного и качественного показателя родителей, в особенности мамы и конечно стрессам, перенесенным до или во время беременности, отягощенному анамнезу родителей (наследственность).

Приобретенные ортодонтические заболевания чаще всего развиваются по причине частичной первичной или вторичной адентии молочных и/или постоянных зубов, вследствие несвоевременной санации полости рта, «ленивого» жевания или полного отсутствия твердых продуктов питания в рационе ребенка, вредными привычками сосать пальцы, канцелярские ручки, прокладывать язык между зубами. Аномалии прикуса могут предшествовать ротовой или смешанный тип дыхания (аденоиды), инфантильное глотание (глоссоптоз). Немаловажна и недостаточная санпросвет работа с родителями в плане миофункционального контроля правильной работы мышц челюстно-лицевой области у детей дошкольного и младшего школьного возраста, малоподвижный образ жизни.

С 2016 по 2020 гг. мною было проведено исследование и лечение 60 пациентов в возрасте 5―12 лет, имеющих следующие диагнозы:

― сужение зубных дуг (микрогнатия) ― у (32,8%) детей;

― дистальная окклюзия ― у 24% ребенка;

― глубокая резцовая дизокклюзия ― у 13% детей;

― аномалии положения зубов ― у 7,7% детей;

― мезиальная окклюзия ― у 6,2% ребенка;

― тремы, диастема ― у 4,7% детей;

― перекрестная окклюзия ― у 4,7% детей;

― вертикальная резцовая дизокклюзия ― у 4,4%;

― адентия первичная частичная ― у 2,5% детей.

Нарушение функций зубочелюстной системы в виде инфантильного типа глотания было выявлено у 83,3% пациентов (смешанный тип дыхания наблюдался у 91,6% пациентов, неправильное звукопроизношения [с], [ш] ― у 25% пациентов. Вредная привычка сосания пальца определена у 41,6%, различных предметов 16,6 % детей.

Многие родители не обращают внимания на нарушение зубного ряда, аномалии зубов у детей в раннем возрасте, считают, что «это молочные зубы, а коренные будут лучше у ребенка», согласны ли Вы с такой теорией?

Конечно, нет. Уважаемые родители, если вы уже видите у своих детей в молочном прикусе неровные зубы или отсутствие межзубных промежутков до 5 лет включительно, неестественное положение верхней или нижней челюсти, кариесы молочных зубов, то это уже является сигналом к тому, что ребенка нужно показать врачу-ортодонту или детскому стоматологу. Челюстно-лицевая система ― очень сложная, тонконастроенная и в то же время хрупкая система звенев (цепочек), синхронно работающих между собой. Стоит лишь выпасть одному звену как развивается нарушение прикуса и процесс его дальнейшего правильного формирования. В ортодонтическом лечении, как в целом и во всей медицине есть два постулата: заболевание легче предупредить, чем лечить (профилактика), но если заболевание уже есть, то чем раньше начать его лечение, тем лучше.

В чем заключается изучение этиологии, и как Вы осуществляете диагностику зубочелюстных аномалий, какие методы и приемы используют при обследовании детей дошкольного школьного возраста?

На первичном осмотре детей и при выборе тактики лечения я применяю комплексный междисциплинарный подход. Это означает смотреть ребенка глазами нескольких специалистов одновременно, а не только ортодонта. Необходимость такого подхода не только в том чтобы правильно поставить диагноз, а в том, чтобы найти причину заболевания и действовать уже на него, а не устранять симптомы. Для этого еще на этапе диагностики я выполняю маленьким пациентам остеопатические и кинезиологические тесты, позволяющие выявить взаимосвязь заболеваний опорно-двигательной системы (ОДС) (травмы шейных позвонков, крестца, копчика и т.д. полученной при рождении) с аномалий прикуса. К примеру, если после выполнения теста у ребенка со «сколиозом» позвоночника выпрямляются на один уровень плечи, улучшается походка и осанка, то это будет говорить о том, что посещать и лечиться нужно в первую очередь у ортодонта. Чаще всего бывает так, что после нескольких месяцев коррекции прикуса необходимость посещать врача ортопеда или мануального терапевта отпадает, улучшается не только положение зубов но и осанка и зрение.

Если же наоборот, выполнение теста не приводит к «ровной спине и плечам», то родителям таких детей я рекомендую пройти первичное лечение у остеопата или ортопеда-травматолога. А затем при необходимости по заключению вышеуказанных специалистов продолжить лечение у врача-ортодонта.

В чем заключается профилактика зубочелюстных аномалий?

Прежде всего в том, чтобы исключить рецидив ЗЧЛА, поясню это дальше. Думаю, что те пункты, которые многие знают не понаслышке, не будут для многих читателей открытием, хочу лишь обобщить и привести сравнение и некоторые данные, а для этого предлагаю вспомнить историю наших дедов и бабушек, прадедов и даже еще раньше, какой у них был уклад жизни в детские годы и чем они питались. Тогда дети не были избалованы изобилием сахаросодержащих продуктов питания, обработанной мягкой пищи, не требующей пережевывания, да и продуктов содержащих заменители молочного жира, пальмового масла и консервантов у них тоже не было.

В век современных технологий дети по разным причинам недополучают в рационе жестких продуктов питания, у многих в анамнезе было искусственное вскармливание, кесарево сечение, обвитие пуповины и т.д. Большинству современных детей присуща гиподинамия, они долгими часами могут просидеть за ПК или планшетом. А ведь процесс роста челюстей, формирования правильного прикуса напрямую зависит от того как и чем питается ребенок и сколько кручений и изгибов испытывает его позвоночник ежедневно в течение суток. Многое зависит и от прохождения ребенком родовых путей во время родов, дети с анамнезом «кесарево сечени». Не пройдя этот нужный с остеопатической точки зрения естественный путь ― 100% будут иметь в будущем патологию прикуса и нарушение в ОДС. Дети, недополучив полноценного грудного кормления не имеют запуска правильной работы жевательных и подъязычных мышц, не полностью раскрывается небный шов, что ведет к задержке роста челюстей, скученности зубов, такие дети потом компенсируют дефицит естественного вскармливания сосанием пальца, глоссоптозом, хождением на «цыпочках» и конечно же такого ребенка не обходят стороной ЛОР заболевания и неврологические и логопедические нарушения.

Отдельно хочется сказать про стопы, опору нашего скелета, дело в том, что вальгусная стопа или плоскостопие посредством инерционных сил через тазовый отдел и позвоночник к атланту, ВНЧС и мышцам челюстно-лицевой области тормозит рост челюстей, поэтому важно, чтобы такой ребенок носил ортопедическую обувь, индивидуальные стельки, выполнял гимнастику и массаж стоп, особенно одновременно с ношением ортодонтических аппаратов.

Что касается профилактических мер проводимых мною как ортодонтом, то в качестве интенсивной профилактики и/или лечении ЗЧЛА я применяю миофункциональную гимнастику по методу Байрамовой и эластопозиционеры, которые по коэффициенту полезного действия и минимальным затратам занимают в современной ортодонтии не то место, которого заслуживают ― это связано с тем, что многие ортодонты больше доверяют лечению с использованием жестко-съемных и несъемных аппаратов и как следствие ― многие зубные техники, безальтернативно сохраняют приверженность традиционной проволоке и пластмассе. Ситуация усугубляется еще и тем, что зачастую изначально низкая мотивация ребенка и недостаточный контроль родителей не позволяют добиться полного результата ортодонтического лечения, а обособленная работа в лечении ЗЧЛА с участием только ортодонта во многих стоматологических поликлиниках/клиниках практически полностью сводит на нет применение комплексного подхода в лечении таких пациентов, пропуская сопутствующие соматические дисфункции, неразрывно связанные с аномалией прикуса.

В настоящее время на отечественном рынке представлены следующие эластопозиционеры: Миобрэйс и TMG трейнер (Австралия ― Голландия), Ortho-Tain (США), Корректор прикуса (Россия) и LM―активатор (Финляндия). Все они имеют примерно схожие характеристики и имеют следующие преимущества:

• Высокая упругость силикона позволяет перемещать отдельные зубы на расстояние до четырех мм с биологически приемлемой силой.

• Высокоэластичный силиконовый материал позиционера способен оказывать прямое силовое воздействие на зубы, на которых зафиксированы кольца или брекеты.

• В отличие от обычных позиционеров, эластопозиционер, может на любом этапе лечения использоваться как активный аппарат.

• При наличии показаний эластопозиционеры эффективны для начальной коррекции (без предварительного лечения) на всех этапах формирования прикуса (временном, сменном и постоянном), т.е. могут использоваться независимо от возраста.

• За счет встроенной лицевой дуги можно стимулировать рост челюстей, а также при помощи внеротовой тяги влиять на положение верхней челюсти.

• При активации внутренней части лицевой дуги обеспечивается плавное расширение в трансверзальном направлении, особенно эффективное для верхнего зубного ряда.

• Фиксация эластопозиционеров не мешает действию ретейнера или замене элементов несъемной техники при комбинированных методах лечения.

• Силиконовый эластопозиционер не оказывает травмирующего давления на слизистую, обладает отличными гигиеническими качествами, не теряет прозрачности, не приобретает неприятного запаха, стерилизуется кипячением.

Сочетание миофункцональной гимнастики и ортодонтических аппаратов вкупе дает прекрасные результаты лечения, в большинстве случаев исключается необходимость в лечении брекет-системой, снижается риск рецидива ЗЧЛА, устраняется дислалия и прочие логопедические нарушения, улучшается самочувствие, успеваемость и внимание ребенка.

Сочетание теории и практики ― как Вам это удается? Вы много практикуете, реализуете исследования на конференциях.

Да, студенческая закалка успевать одновременно учиться и проводить исследования помогла мне и в практике уже, будучи врачом. Работу только практческую, без научно-исследовательской деятельности уже не представляю возможным, а сочетание теории и практики уже вошло в полезную привычку. Каждый год копилка знаний пополняется на ежегодных конференциях и съездах врачей стоматологов, остеопатов и ортодонтов, где мы обмениваемся опытом, наблюдениями и интересными клиническими случаями. Особенно приятно проводить семинары, мастер-классы, читать лекции для коллег, делиться опытом работы, в такие минуты понимаешь, что внес какой то частичный вклад в развитие высококвалифицированной стоматологической помощи населению.

Профессиональное сообщество, какое оно для вас, важно ли взаимодействие с другими специалистами (логопедами, остеопатом и др.)?

С появлением специальности «Остеопатия» в России постепенно внедряется в медицинскую практику методика междисциплинарного подхода в коррекции ЗЧЛА, в котором учувствуют следующие основные специалисты: остеопат, ортодонт, отоларинголог, невролог, логопед и психолог. Для того чтобы ребенку избежать сложного дорогостоящего лечения на эджуайс-технике необходимо с 4 лет проводить профилактические осмотры у данных докторов, поскольку в молочном и смешанном прикусе ребенку необходимо достичь скелетного, дентоальвеолярного и мышечного баланса. В силу роста и податливости костей до 12 лет ЗЧЛА исправить гораздо легче, нежели в позднем смешанном или постоянном прикусе. Такая концепция, например, утверждена Министерством здравоохранения в Финляндии для всех несовершеннолетних детей, поэтому процент взрослого населения, нуждающегося в ортодонтическом лечении с применением брекет-систем составляет не более 5―7%. Более полную методику междисциплинарного подхода в коррекции ЗЧЛА я нашел в Ассоциации IAMT, под руководством канд. мед наук, врача-невролога, остеопата, экс-президента Ассоциации остеопатов Республики Татарстан и моего учителя Л.Н. Байрамовой, и пользуясь случаем хочу передать ей огромный привет и благодарность за ответственный и фанатичный подход к любимому делу и призванию.

Быть ответственным за своих маленьких пациентов, ― это большая работа. Про Вас на Фейсбуке, в Инстаграм пишут хорошие отзывы. Как Вы находите ключик доверия к своим пациентам, какими качествами должен обладать врач, чтобы родители и дети ему доверяли?

Самое лучшее ― когда врача рекомендуют сами родители друг другу. Чтобы добиться расположения к себе ребенка и доверия родителей, необходимо принимать ребенка так, будто вы сами являетесь его родителем и всеми силами пытаетесь ему помочь, дети это чувствуют и сразу все понимают, особенно если прием проводится в игровой форме или результаты усилий ребенка носить например пластинку поощряются каким-нибудь маленьким призом.

Каждый клинический случай фиксирую фотопротоколом, в процессе лечения участвую не только я, помогают и сами родители, обеспечивая должный контроль за ребенком. Фотографии динамики лечения мы с маленькими пациентами и родителями смотрим потом вместе, что мотивирует ребенка еще лучше носить соответствующие аппараты.

Чем Вы увлекаетесь в жизни, что любите?

Люблю путешествия, особенно активный отдых на природе. В современном ритме жизни и в связи с повышенной профессиональной нагрузкой побыть наедине или с родными или с друзьями на природе просто необходимо. Это нужно в том числе и для профилактики эмоционального выгорания на работе. Хобби ― рисование, лепка глиной. В школьные годы учился в Детской художественной школе по направлению «Графика» и «Композиция», где в разные годы удалось занять 1 место в городском конкурсе, 2 место в Республиканском конкурсе и 10―е место во Всемирном конкурсе Детского рисунка (представив жюри композицию под названием «Город кошек», выполненную как сейчас помню, только гелевой ручкой черного цвета). Навыки художника помогли в будущем освоить стоматологию в особенности ортодонтию и ортопедическую стоматологию. В настоящее время рисовать порою не хватает времени, а когда выдается возможность, то посещаю музеи или театры.

Что пожелаете нашим читателям журнала «Логопед»?

Дорогие читатели, коллеги, родители! В наше непростое время, сохраняйте ясный ум, терпение, спокойствие и здоровье, берегите себя и своих родных, старайтесь успевать сочетать работу с отдыхом, чтобы заниматься только профилактикой болезней, а не их лечением!

Спасибо Всем нашим коллегам за интервью!

С уважением, С.Ю. Танцюра, канд. пед. наук, логопед, главный редактор журнала «Логопед»

Прочитано 629 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии