Версия для печати

Путешествие в страну Рычалию (подготовительная к школе группа)

ТЫРНОВА Е.А., учитель-логопед МДОУ № 130 «Крепыш», г. Астрахань

ЦЕЛИ
• Автоматизировать звук [р] в словах и предложениях.
• Развивать речевое дыхание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, связную речь.
• Обучать звуковому анализу и синтезу.
• Обогащать словарный запас.
• Обучать составлению предложений.
• Закреплять лексические темы «Транспорт», «Продукты питания».
• Осваивать элементы релаксации.
ОБОРУДОВАНИЕ
Карта страны Рычалии; схема артикуляционного уклада звука [р]; разрезная азбука; воздушные шары; фломастеры; дудочки; картинки со звуком [р] и без звука [р]; картинки с изображением продуктов питания, фруктов и овощей; дидактическое пособие «Карусель» с карточками с изображением животных; цветик-семицветик: цветок из цветной бумаги с семью лепестками; мягкий конструктор «Кораблик»; аудиотехника; коврики для релаксационных упражнений.
* * *
Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие — в страну Рычалию. Попасть в нее могут лишь те, кто правильно произносит звук [р] и кто старается отвечать на вопросы полным ответом. Старый ворон принес мне карту этой таинственной страны. Давайте внимательно посмотрим на нее.
Беседа о букве и звуке [р]
Логопед. На что похожа страна Рычалия по форме, какую букву она вам напоминает?
Дети. Страна Рычалия похожа на букву р.
Логопед. Верно, ребята! Давайте вспомним стихотворение про букву р.
Дети
Букву р пишу я так:
Представляю — это флаг.
Шест прямой, а полотно —
Справа и кругло оно.
Е.А. Тырнова
Логопед. Отвечая на мои вопросы, вспомните, что нужно делать, чтобы правильно произнести звук [р]. Посмотрите на схему артикуляционного уклада для этого звука. Как вы думаете, почему море, омывающее страну Рычалию, называется морем Сильного дыхания?
Дети. Потому что нужно сильно подуть на язык, чтобы он задрожал, и произносить звук [р].
Логопед. Объясните, пожалуйста, почему полуостров в стране Рычалии называется Верхнезубово?
Дети. Потому что язык нужно поднять к верхним зубам.
Логопед. Почему в стране Рычалии есть озеро Дрожания?
Дети. Потому что язык при произнесении звука [р] должен дрожать, вибрировать.
Развитие физиологического
и речевого дыхания.
Закрепление навыков письма.
Обучение звуковому анализу и синтезу
Логопед. Молодцы, ребята! А теперь в путь. Какие виды транспорта вы знаете? Перечислите их.
Дети отвечают.
Из каких слов состоит слово пароход (паровоз, электровоз)? Что оно обозначает? Напишите его. Сделайте звуковой анализ этого слова.
Дети отвечают на вопросы. Работают с разрезной азбукой и карточками.
Молодцы! А теперь отправимся в страну Рычалию на воздушных шарах. К какому виду транспорта они относятся?
Дети надувают воздушные шары.
Шары мы с вами надуваем,
В небо высоко взмываем!
Е.А. Тырнова
Чтобы наши шары полетели в страну Рычалию, надо написать на них букву р.
Дети фломастерами пишут на шариках букву р.
Упражнения на релаксацию
Логопед. Ребята, ложитесь на коврики, закройте глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре.
Звучит музыка.
А теперь откройте глаза, встаньте и улыбнитесь, ведь мы подлетаем к стране Рычалии. Посмотрите, что вы видите внизу?
Игра «Расскажи,
что ты увидел, пролетая
на воздушном шаре?»
Дети берут картинки со звуком [р] и говорят полным ответом, что они видят (парк, розы, корабль, дорога, забор, ведро, муравейник, шатер). Закрепление умения составлять предложения.
Игра «Какие продукты питания можно съесть
в стране Рычалии?»
Логопед. Вот мы и прилетели. Путь был долог и, конечно, мы проголодались. Давайте подкрепимся, но в стране Рычалии мы сможем съесть только те продукты, в названии которых есть звук [р]. Выберите и расскажите, что вы съели и какой это продукт. Придумайте как можно больше определений к нему.
Дети выбирают из картинок по теме «Продукты питания» только те, в названии которых есть звук [р], и составляют предложение, проговаривая, что они съели и какой это продукт. Например: «Я съел большую сочную морковь».
Определение местоположения
звука в слове, количества
слогов в слове
Логопед. Ребята, мы не случайно прилетели в страну Рычалию. Ведь сегодня здесь праздник: сюда прибыло много гостей, в именах которых звука [р] нет. Мы с вами тоже гости. Давайте узнаем, есть ли в наших именах звук [р]. Если есть, то определите, где он находится.
Дети выполняют.
С помощью дудочек мы оповестим жителей страны Рычалии о своем прибытии. В них нужно подудеть столько раз, сколько слогов в имени.
Дети определяют, сколько слогов в их именах, и дудят в дудочки.
Пальчиковая гимнастика
для автоматизации
звука [р]
Логопед. Давайте поиграем в игру, и все жители страны услышат, как хорошо мы проговариваем звук [р]. Повторяйте за мной слова и движения.
Вот со звуком [р] игра,
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают пальцы.
Нам играть в нее пора:
Виноград, трамвай, топор,
Загибают пальцы по одному на каждое слово до десяти.
Шар, крапива, помидор,
Подорожник, руки, кружка,
Крыша, радуга, ракушка,
Разгибают пальцы по одному, начиная со слова радуга.
Рыба, курочка, тетрадка,
Крот, смородина, кроватка,
Грабли, грузовик, кормушка,
Сцепляют пальцы рук в «замок», сгибают и разгибают их, начиная со слова кормушка.
Самовар, забор, ватрушка.
Е.А. Тырнова
Игра «Карусель»
Логопед. Любимая забава жителей страны Рычалии — карусель. Кататься на ней могут лишь они. Но сегодня праздник и у карусели собралось много гостей и местных жителей. Они спорят, кому можно кататься, а кому нет. Разрешите спор и посадите на карусель только тех животных, в названии которых есть звук [р].
Дети берут картинки и прикладывают к карусели только те, в названии которых есть звук [р].
Молодцы, ребята! Вы разрешили этот спор и справились с заданием. А теперь подумайте и назовите имена детей из вашей группы, которые смогли бы прокатиться на этой карусели. Составьте предложение про тех, кто катается на карусели, и составьте его схему.
Автоматизация звука [р]. Развитие
мелкой моторики пальцев рук.
Развитие фразовой речи
Игра «Поможем корове собрать цветик-
семицветик»
Логопед. Корова так закружилась на карусели, что уронила свой любимый цветик-семицветик, и у него разлетелись все лепестки. Представьте, как она огорчится, когда заметит это? Сегодня в стране Рычалии праздник, а потому не время для грусти. Ребята, давайте поможем корове и сделаем для нее новый цветик-семицветик. На каждом лепестке должна быть картинка, в названии которой есть звук [р]. Выберите нужные картинки и приклейте.
Дети выбирают картинки, в названии которых есть звук [р], и приклеивают на лепесток цветика-семицветика. Затем все вместе проверяют, правильно ли выполнено задание.
Оказывается, что у коровы на волшебном цветке были не только картинки со звуком [р], но и несколько предложений, которые при падении стали «ошибочными». Давайте попробуем их восстановить.
Коробка с разноцветный карандаши лежать на стол.
Ракета летать высоко в космический пространство.
В жаркий пустыня можно увидеть песчаный барханы караваны верблюды и мираж.
Развитие мелкой моторики
пальцев рук
Логопед. Ну вот, теперь все в порядке. Нам пора возвращаться. Вернуться мы сможем на корабле. Но вот беда — наш корабль сломался. Ребята, попробуйте отремонтировать корабль.
Дети собирают части корабля из мягкого конструктора в одно целое.
Итог занятия
Логопед. Молодцы! А пока мы плывем, прошу вас рассказть, где мы сегодня побывали и что видели, узнали?
Дети отвечают.

Прочитано 2803 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии