Версия для печати

Специфика логопедической работы в условиях психоневрологического санатория для детей с родителями

Татусова Л.Д., логопед Республиканского психоневрологического санатория для детей с родителями «Акбузат», г. Уфа, Республика Башкортостан

Детский психоневрологический санаторий - важное звено в цепи таких учреждений, как стационар, реабилитационный центр. Эффективность санаторного лечения, когда помимо медицинской проводится и психолого-педагогическая реабилитация, высока.

Логопедическая работа в психоневрологическом санатории имеет свои специфические особенности. Группа детей, с которой работает логопед, не только разновозрастная, но и гетерогенная, т.е. разнородная по преобладающим дефектам. Речевые нарушения входят в состав основных тяжелых неврологических и психосиндромов. Кратковременное пребывание детей в санатории затрудняет выбор приоритетного направления работы логопеда, а также работу с родителями, которая должна включать:

  • индивидуальные консультации по итогам диагностической работы с детьми;
  • общие и подгрупповые консультации;
  • обязательное присутствие родителей на индивидуальных занятиях;
  • оформление информационного стенда.
  • Для обучения родителей практическим умениям и навыкам преодоления речевого дефекта ребенка необходимы общие практические и подгрупповые консультации-тренинги. Традиционно, общая консультация организуется на 7-10-й день пребывания отдыхающих в санатории и на нее приглашаются все желающие. Присутствие родителей, чьи дети индивидуально занимаются с логопедом в течение заезда, обязательно, так как такая встреча включает в себя игровой тренинг, необходимый для приобретения родителями. При подгрупповой форме работы мы объединяем родителей, чьи дети имеют одинаковое речевое нарушение. Присутствуя на индивидуальных занятиях, родители пополняют копилку своего воспитательского багажа посредством множества полезных игровых упражнений. Помимо этого, на таких занятиях логопед обязательно озвучивает мотивацию выбора тех или иных приемов, игр, артикуляционных упражнений, способов работы, помогая родителям осознанно переносить полученные знания в игры и занятия со своими детьми.

    Кроме индивидуальных, еженедельно организуются совместно с музыкальным руководителем тематические логоритмические занятия с детьми. В первую подгруппу объединяются дети без двигательных нарушений, во вторую - с ограниченными двигательными и речевыми возможностями. Разрабатывая логоритмики, используем методический материал М.Ю. Картушиной, О.С. Боромыковой, Е.Д. Макшанцевой, Н.А. Рычковой, Е.В. Кузнецовой, который дает возможность стимулировать дыхательную, двигательную, сенсорную, речедвигательную системы, а также развивать психические и эмоционально-волевые качества личности ребенка.

    Дополнительную консультационную информацию о профилактике нарушений фонематического слуха, звукослоговой структуры слов, лексико-грамматического недоразвития речи и др. логопед размещает на информационном стенде.

    Речевая терапия в детском психоневрологическом санатории основана на тесном единстве педагогических и лечебных мероприятий (медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и др.). Сочетание комплексного воздействия - залог оптимального решения основной задачи пребывания детей в санатории.

    Прочитано 2854 раз
    Оцените материал
    (0 голосов)
    Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии