Версия для печати

Технологии организации сопровождения образовательного процесса в условиях МОУ «Центр ПМСС» г. Петрозаводска

БОНДАРЬ Т.В.,
зам. директора МОУ «Центр ПМСС», г. Петрозаводск

В последнее десятилетие разрабатываются вариативные модели сопровождения обучающихся различных категорий, формируется специализированная инфраструктура: психолого-педагогические центры, школьные социально-психологические службы и консилиумы, психолого-медико-педагогические комиссии.Постоянный рост числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья требует активного участия профильных специалистов в образовательном процессе по сопровождению и оказанию специализированной помощи обучающимся. Однако ресурс профильных специалистов в самом образовательном учреждении не всегда достаточен для оказания профессиональной и разнообразной помощи детям и подросткам. Для решения этой проблемы были организованы центры психолого-медико-социального сопровождения (далее — Центры ПМСС) — динамично развивающиеся структурные элементы психологической службы России. Появились они сравнительно недавно — в 1999—2002 гг., на их базе возникают инновационные, перспективные направления психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки детей, подростков, молодежи, родителей и специалистов.

Идея психолого-педагогического и медико-социального сопровождения возникла как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к обучению, воспитанию и развитию конкретного ребенка. В России и Карелии идея сопровождения стала реализовываться в системе образования с 1998 г. с появлением первых психолого-педагогических центров.

В г. Петрозаводске около 10 лет назад с деятельности ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии, в последующем — консультации) началось становление МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (далее — Центр), выполняющего координирующую и методическую функции по объединению усилий всех участников образовательного процесса в организации системного психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей и подростков.

В настоящее время Центр, кроме деятельности ПМПК, оказывает детям и подросткам от 0 до 18 лет, их родителям, педагогам и специалистам образовательных учреждений, сотрудникам органов социальной защиты и здравоохранения разнообразную комплексную квалифицированную помощь: консультативную, коррекционно-развивающую, организационно-методическую и информационно-просветительскую.

Обобщая городской опыт работы специалистов образовательных учреждений, Центр обеспечивает методическую поддержку их деятельности в форме проведения методических объединений, консилиумов, педагогических марафонов, творческих групп и издания журнала «Столичное образование. Специалист». Кроме того, в Центре проходят практику студенты соответствующих специальностей карельских вузов.

В 2006/07 уч. г. в деятельности Центра появилось новое направление: оказание логопедической помощи детям дошкольного возраста в логопунктах при МДОУ. В настоящий момент в 50 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях г. Петрозаводска организовано 20 логопунктов. Охват логопедической помощью детей, посещающих общеразвивающие группы дошкольных учреждений, составляет 80% от всех остальных групп муниципальной системы образования. Такое перспективное направление позволяет оказывать логопедическую помощь детям на ранних этапах развития, непосредственно в ДОУ, а следовательно, дает возможность избежать усугубления дефекта, коррекция которого будет более продолжительной в последующем.

В логопедических пунктах организована коррекционная логопедическая работа с детьми, имеющими такие нарушения речи, как ФНР, ФФНР, НВОНР. Кроме оказания коррекционной помощи детям в форме групповых или индивидуальных занятий учителя-логопеды проводят циклы практических семинаров и консультаций, мастер-классы для воспитателей и родителей по проблемам речевого развития дошкольников.

За период деятельности логопунктов разработана и апробирована программа для построения коррекционной работы в МДОУ, ведется единая документация, проводится методическое сопровождение специалистов в логопунктах: семинары-практикумы, «Школа молодого специалиста — учителя-логопеда», а также разработка и выпуск информационных буклетов, методических рекомендаций, посещение открытых занятий и другие формы работы по психолого-педагогическому сопровождению педагогов и родителей.

Для повышения профессионального статуса и престижа профессии логопеда в Центре проходят конкурсы с привлечением администрации тех дошкольных учреждений, на базе которых работает специалист: «Рабочее место учителя-логопеда логопункта», «Кейс логопеда», «Лучший информационный стенд» и др. Кроме того, учителя-логопеды участвуют в ежегодном городском или республиканском конкурсе «Учитель года» в номинации «Специалист».

Обобщение опыта работы дошкольных логопедических пунктов позволяет говорить о том, что они успешно зарекомендовали себя, как «действенная модель организации коррекционно-речевой работы с детьми, которая, с одной стороны, органично вписывается в систему ДОУ любого вида, а с другой — результативна, проста, удобна и малозатратна, что весьма важно в современных экономических условиях» [6].

Организационная и содержательная деятельность дошкольного логопункта синтезирует элементы работы логопеда поликлиники и дошкольной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), обладая при этом определенной собственной спецификой.

Можно отметить, что за эти годы Центр определился в своих приоритетных направлениях, наладил связь с постоянными партнерами среди образовательных учреждений, общественных организаций, педагогов и специалистов учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют цели деятельности образовательного учреждения на основе учета психологических закономерностей развития ребенка и заставляют существенно пересмотреть представления о том, что и как мы должны формировать и развивать у ребенка в процессе обучения. Предполагается внести существенные изменения в методы и технологии обучения для решения задачи социально-личностного и когнитивного развития обучающихся. Эффективная реализация этого подхода во многом зависит от включения специалиста и педагога в деятельность образовательного учреждения, степени его участия в достижении новых образовательных результатов.

Приоритетной целью образования становится обеспечение его высокого качества, которое сводится не только к обучению учащихся, набору знаний, умений и навыков, но и связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через категории здоровье, социальное благополучие, самореализация, защищенность. Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении и поведении. Она должна включать задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Служба сопровождения становится необходимой и органичной структурой любого образовательного учреждения. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, оно выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку.

Перечислим основные задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения  проблем развития ребенка;
  • помощь и содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации и интеграции: учебные трудности, проблемы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками, педагогами, родителями, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы;
  • психологическое обеспечение образовательных программ, в том числе специальных (коррекционных);
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Основная задача сопровождения детей и подростков в муниципальной системе образования — создание психолого-педагогических условий в образовательных учреждениях г. Петрозаводска, обеспечивающих получение доступного качественного образования, с учетом индивидуализации и дифференциации в соответствии с потенциальными возможностями конкретного ребенка в реальных условиях жизни.

В настоящее время все большее значение приобретают представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития ребенка.

Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение всех участников образовательного пространства;
  • экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов.

Организацию сопровождения образовательного процесса можно проследить на примере деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), к основным задачам которой относятся: помощь родителям и педагогам, работающим с ребенком, социализация его в образовательную среду, обеспечение его психологической, педагогической, медицинской поддержкой. Для решения необходимы совместные консилиумы специалистов ПМПК и специалистов образовательных учреждений, непо­средственно работающих с ребенком, а также разработка эффективной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям внутри самого образовательного учреждения.

В рамках ПМПК психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и до­школьного или школьного возраста проходит по следующим направлениям.

1. Консультативное прохождение ПМПК (1 раз в 1—2 года) для своевременного обнаружения каких-либо неблагоприятных проявлений в развитии ребенка и решения во­проса о возможных изменениях условий его развития, включая все аспекты: состояние здоровья, результативность успехов в обучении, получение сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

ПМПК проходят не только дети раннего возраста, посещающие образовательные дошкольные учреждения, но и дети, не получающие педагогической помощи в системе образования. Сопровождение данной категории детей проходит через совместные консилиумы ПМПК и специалистов консультативно-коррекционного отделения МОУ «Центр ПМСС». После комплексного обследования детей раннего и дошкольного возраста ПМПК составляет рекомендации для родителей по развитию и воспитанию ребенка. Если специалисты отмечают необходимость оказания коррекционной помощи ребенку, то рекомендуется пройти коррекционно-развивающий курс в МОУ «Центр ПМСС». Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа с учетом степени нарушений и возможностей самого ребенка. В консультативно-коррекционном отделении работают арт-терапевты, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи.

2. Взаимодействия ПМПК с психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) образовательных учреждений муниципальной системы образования. Для этого ПМП образовательного учреждения разрабатывает план работы специалистов с ребенком с учетом рекомендаций городской ПМПК. Периодически этот план корректируется, устанавливается условный диагностический период, в течение которого специалисты образовательного учреждения стараются добиться положительной динамики в обучении и развитии. При подозрении на несоответствие структуры психофизического развития ребенка условиям, которые может обеспечить данное образовательное учреждение, ПМП образовательного учреждения оформляет коллегиальное заключение, проводя совместный консилиум специалистов МОУ «Центр ПМСС» и специалистов образовательного учреждения.

3. «Экстренное» (особое) сопровождение предполагается проводить после ПМПК (2—3 раза в год или по мере необходимости). Оно подразумевает создание необходимых условий для успешной социализации, воспитания и обучения ребенка в соответствии со следующими критериями, по которым он поставлен на сопровождение:

  • сложность в определении первичного нарушения, особенно у детей раннего возраста в ходе дифференциальной диагностики;
  • сложная структура нарушения у детей-инвалидов;
  • незначительная или отрицательная динамика в коррекции нарушений;
  • несогласие родителей с заключением и рекомендациями по виду обучения;
  • интегрированное обучение в образовательных учреждениях.

Иногда родителям и ребенку ПМПК рекомендует пройти углубленное медицинское или психологическое обследование и только после него выносятся окончательное заключение и рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.

Для эффективной организации сопровождения специалистами ПМПК ведется необходимая документация: карта сопровождения на каждого ребенка, куда заносятся вся информация по ребенку и родителям, итоги взаимодействия со специалистами, работающими с ребенком, а также журнал по сопровождению.

Совместное сопровождение развития детей и подростков с разными возможностями дает каждому шанс раскрыть собственный потенциал, а специалистам точнее и адреснее проводить диагностику, отслеживать правильность выбранного маршрута и пути коррекции. Психолого-педагогическое сопровождение в русле ПМПКэто сопровождение не самого ребенка, а организация процессов обучения и воспитания в соответствии с данными ПМПК рекомендациями.

Технология «Сопровождение в образовании» развивается как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода с обретением своей методологии и организационно-правовой формы. Без службы сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечивать личностно-ориентированное обучение и воспитание, создавать условия для полноценного развития детей, обеспечивать их психическое, физическое и соматическое здоровье, а также доступность и качество образования всем детям с учетом их потенциальных возможностей.

Список использованной
и рекомендуемой литературы

1. Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) // Дефектология. 2001. № 6.

2. Матвеева О.А., Львова Е.А. Комплексное психологическое воздействие на систему «ребенок — родитель — учитель». Модель психолого-педагогического сопровождения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. № 1.

3. Метелькова Е.И. Психологическая служба как ресурс современного образования. Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010.

4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 № 28-51-513/16: Метод. рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Вестник образования. 2003. № 18.

5. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка // Под ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2003.

6. Степанова О.А. Организация и содержание логопедической работы в ДОУ. М., 2007.

Прочитано 2771 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии