Версия для печати

Умение работать с детьми профессионально

Сегодня у нас в гостях логопеды, которые имеют большой стаж работы, гордятся своей профессией и, самое главное, любят заниматься с детьми, профессионально оказывают коррекционную помощь.
Умение работать в команде и ценить и уважать друг друга — вот что объединяет этих профессионалов. Они не только высококвалифицированные специалисты в своей области, но и крепкие друзья.

Главный редактор
Танцюра С.Ю.

Решетник Оксана Валериевна,

учитель-логопед высшей категории ГБОУ «Школа №281», Москва; эксперт МЦКО, эксперт конкурса «Педагоги года Москвы» в номинации «Дефектолог года Москвы», призер конкурса «Педагоги года Москвы» в номинации «Дефектолог года Москвы» в 2023 году. За заслуги в сфере образования в 2018 году награждена почетной грамотой Департамента образования и науки г. Москвы, в 2023 году — почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации.

Добрый день, расскажите, пожалуйста, что повлияло на выбор Вами профессии.

С раннего детства мама, учитель русского языка и литературы, прививала мне любовь к правильной и красивой речи. Желание помогать людям в преодолении речевых трудностей повлияло на выбор профессии и привело на дефектологический факультет Ташкентского государственного педагогического университета.

Есть ли кто-то из общепризнанных учителей, на которых Вы равняетесь?

Стаж моей педагогической деятельности — 34 года. С большим почтением и уважением отношусь к классикам отечественной логопедии: Розе Евгеньевне Левиной, Ларисе Степановне Волковой, из современников — Татьяне Борисовне Филичевой.

Расскажите о Вашем типичном рабочем дне. Есть ли у Вас какие-то особые привычки или ритуалы?

Работаю в дошкольном отделении, совмещая функции учителя-логопеда и учителя-дефектолога. Мой рабочий день начинается в семь утра с индивидуальных занятий, затем следуют групповые занятия, по окончании групповых — вновь индивидуальные, и так до самого вечера. В вечернее время провожу консультации для родителей воспитанников. Весь день расписан буквально по минутам. Выбиться из графика означает оставить кого-то без занятия, а ведь еще необходимо уделить внимание многочисленной документации, методической работе и самообразованию!
Использование в работе привычных для детей ритуалов — нужный и важный момент. Для моих воспитанников это создание игровых ситуаций в процессе занятия и положительное подкрепление на этапе подведения итогов. Создавать игровые и проблемные ситуации, вручать поощрительные призы на занятиях помогают любимые детьми Бегемот Жужа и Веселый Язычок. Ритуалы позволяют поддерживать интерес к занятию, дают возможность переключить внимание ребенка в случае неудачи и повышают эффективность занятия.

Есть ли какие-то нормы и стандарты, по которым логопеды оценивают ребенка? То есть хорошо он говорит или плохо, развит по возрасту или отстает?

Конечно! Нормы речевого развития и критерии их оценки разработаны для всех возрастных периодов развития ребенка. Развитие речи в онтогенезе (норме) изучалось многими отечественными учеными: Д.Б. Элькониным, А.Н. Гвоздевым, А.А. Леонтьевым и другими. Нормы речевого развития не изменились и не могут измениться, как утверждают некоторые родители. В норме в период от одного года до полутора лет у ребенка должно появиться около 15–20 первых слов, а в период от полутора лет до одного года и девяти месяцев у него появляются первые предложения из двух слов, например: «Атю пить», «Дай биби» и т.д. Ребенок не говорит только в том случае, если он не может говорить, и для этого есть серьезные причины, которые необходимо выявить и устранить как можно раньше. Чем дольше ребенок остается безречевым, тем труднее ему помочь.
Существуют также возрастные критерии, которые логопеды используют для оценки уровня развития: произносительная сторона речи, лексико-грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

За что Вам бывает обидно в профессии логопеда?

К сожалению, профессия логопеда в последние годы стала общедоступной благодаря многочисленным курсам переподготовки. Большинство таких логопедов имеют недостаточную квалификацию, которая не позволяет оказывать квалифицированную помощь и приводит в лучшем случае к отсутствию результата.

Идеальный ученик или семья с учеником для вас — какие они, на Ваш взгляд?

Конечно, идеально, когда ребенок сразу включается в учебный процесс и заинтересован в получении новых знаний, когда родители являются полноценными участниками образовательного процесса и выполняют рекомендации специалистов. Но, на мой взгляд, стремиться к идеалу должен в первую очередь педагог! Если логопед взаимодействует с детьми с учетом их возможностей, умело поддерживает интерес к занятиям, позволяет ребенку почувствовать уверенность в своих силах, то все воспитанники рано или поздно придут к намеченному результату.

Обучение, пусть и в игровой форме, — это тоже труд, и детям нужна помощь, подсказка, поддержка. Логопед — не посторонний всезнающий наблюдатель, а участник этого образовательного процесса. Как правильно эмоционально войти в контакт с ребенком, на что надо обратить внимание?

Ребенок всегда чувствует искренность и заинтересованность со стороны педагога. Необходимо учитывать предпочтения ребенка, его готовность вступать в контакт, дать ребенку возможность адаптироваться в новой обстановке.

Какой проект или инициатива в работе вызывают у вас наибольший энтузиазм сейчас?

Второй год занимаюсь разработкой авторских нейроигр, которые использую на всех этапах коррекционной работы: они эффективны при запуске речи у неговорящих детей, при автоматизации и дифференциации звуков, для расширения и активизации словарного запаса и т.д.

Свободное от работы время — как Вы его проводите?

Люблю читать — использую для этого каждую свободную минуту. Стараюсь поддерживать здоровый образ жизни, пусть всего 15–20 минут в день, но обязательно уделяю внимание физической нагрузке.

Что Вы пожелаете читателям журнала «Логопед»?

Читателям журнала «Логопед» желаю творческих и профессиональных достижений, оптимизма и вдохновения для новых проектов и никогда не останавливаться на достигнутом!

Абдрахимова Елена Алексеевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа „Свиблово“», Москва. 25 лет педагогического стажа

В Вашей практике встречаются разные случаи, обращения к специалисту. Какие чаще всего есть вопросы или запросы от родителей?

Сейчас увеличилось количество обращений родителей детей раннего возраста. Многих беспокоит отсутствие речи у ребенка полутора-двух лет. У родителей есть стремление увидеть быстрые результаты в развитии своего ребенка, особенно в области речи, но важно понимать, что развитие речи у детей проходит индивидуально и зависит от множества факторов, включая генетику, окружающую среду и общее состояние здоровья. С одной стороны, их обеспокоенность радует, но, с другой стороны, родители испытывают трудности с мотивацией или желанием заниматься развитием речи своего ребенка, им проще привести ребенка к специалисту и самоизолироваться от проблемы. Важно понимать причины такого поведения и искать пути решения.

Как отличить хорошего логопеда от плохого?

Вот ходит ребенок на занятия, отзывы были отличные, все довольны, а у вас нулевой прогресс. Хороший специалист имеет профильное образование и регулярно повышает квалификацию. Каждый ребенок уникален, и хороший логопед разрабатывает программу занятий индивидуально, учитывая особенности ребенка. Хороший логопед должен уметь установить контакт с ребенком, завоевать его доверие и создать комфортную атмосферу для занятий. Хороший специалист проводит регулярные встречи с родителями, объясняет ход коррекционной стратегии, делится результатами и советует, как поддерживать развитие дома.

Какие факторы влияют на восстановление речи?

Так как я работаю в основном с дошкольниками, то буду отвечать на вопрос в русле становления речи. Становление речи у ребенка — сложный процесс, зависящий от множества факторов. Наследственность играет важную роль в развитии речевых способностей. Если родители имеют хорошо развитые коммуникативные навыки, велика вероятность, что ребенок также успешно овладеет речью. Нормальное функционирование центральной нервной системы, слухового и артикуляционного аппарата существенно влияет на способность ребенка говорить. Болезни, травмы головы, нарушения обмена веществ, поражения головного мозга, инфекции и другие болезни могут замедлить развитие речи либо вызвать ее дефекты. Чем больше взрослые общаются с ребенком, разговаривая, читая сказки, комментируя происходящее вокруг, тем быстрее развивается активный словарь малыша и формируется правильное произношение. От того, насколько грамотна и богата устная коммуникация взрослых, зависит уровень языкового развития ребенка. Поощрение успехов ребенка в освоении речи способствует повышению уверенности в себе и активному развитию речи.

Конечно же, нельзя обойти вниманием такие инструменты, как искусственный интеллект, социальные сети, дистанционное обучение, которое набирает обороты во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Как Вы можете прокомментировать этот факт и какие советы дать коллегам-педагогам или будущим специалистам?

Социальные сети стали для меня важным инструментом взаимодействия между коллегами и родителями. Они позволяют делиться опытом, обсуждать актуальные проблемы, обмениваться методическими материалами, получать поддержку от коллег и профессиональное развитие. Через мессенджеры и социальные сети проще консультировать и доносить нужные рекомендации до родителей. Мое отношение к онлайн-занятиям неоднозначное, все зависит от возраста ребенка. С дошкольниками предпочитаю заниматься очно. Невозможно поставить ребенку звуки, не заглянув к нему в рот. Но если это этап поздней автоматизации звука, то формат онлайн-занятия допустим. Также был удачный опыт онлайн-занятий по обучению грамоте, но только с нормотипичным ребенком, у которого нет проблем с фонематическим слухом и чистое произношение звуков.

Что Вы пожелаете читателям журнала «Логопед»?

Желаю читателям журнала «Логопед» профессионального роста, вдохновения и успехов в работе! Пусть каждый день приносит новые знания, радость от маленьких побед до великих.

Прочитано 31 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии