Версия для печати

Веселые поварята: авторское пособие для детей 4—7 лет с нарушением речи

Итальянцева Е.В.,
учитель-логопед МБОУ д/с № 10,
пос. Сафоново Мурманской обл.

 

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка. Как показывает многолетняя практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Мы предлагаем использовать на занятиях пособие «Веселые поварята», представляющее собой кастрюли красного, синего, зеленого цвета из плотного картона с тремя «окошками» с магнитами, а также магнитные предметные картинки.
Ниже представлены игры и упражнения с использованием данного пособия.

Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.
Оборудование: кастрюля любого цвета, предметные картинки с изображением гороха, моркови, лука и груши.
Логопед показывает детям картинки с изображением овощей и фруктов. Задача детей — выбрать предметы, из которых можно сварить суп.


Игра «Один — много»
Цель: развитие грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных).
Оборудование: кастрюля любого цвета, предметные картинки с изображением груши, апельсина, лимона.
Логопед предлагает сварить компот из фруктов и произносит: «Я буду варить компот из…». Ребенок берет картинку и говорит: «Я буду варить компот из груш, апельсинов, лимонов». Затем прикрепляет ее к кастрюле.

Игра «Назови цвет»
Цель: развитие зрительного внимания, мышления, грамматического строя речи (согласование прилагательных в роде, числе).
Оборудование: кастрюля любого цвета, предметные картинки с изображением яблока, апельсина, лимона.
Логопед предлагает сварить варенье из фруктов и произносит: «Я буду варить варенье из…». Ребенок берет картинку и говорит: « Я буду варить варенье из зеленых яблок, оранжевых апельсинов, желтых лимонов». Затем прикрепляет ее к кастрюле.

Игра «Назови ласково»
Цель: развитие грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Оборудование: кастрюля любого цвета, предметные картинки с изображением капусты, моркови, укропа и т.д.
Логопед предлагает сварить овощное рагу и произносит: «Я буду варить рагу из…». Ребенок берет картинку и говорит: «Я буду варить рагу из капусточки (капустки), морковочки, укропчика…». Затем прикрепляет ее к кастрюле.

Игра «Из чего — какой?»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных с суффиксом -ов-).
Оборудование: кастрюля любого цвета, предметные картинки с изображением гороха, моркови, лука и т.д.
На предметных картинках изображены овощи, из которых логопед предлагает сварить суп. Ребенок берет картинки с изображением овощей и говорит какой суп: гороховый, морковный, луковый и т.д. Затем прикрепляет ее на кастрюлю.

Игра «Назови форму»
(см. фото)
Цель: развитие зрительного внимания, мышления, грамматического строя речи (согласование прилагательных в роде, числе).
Оборудование: кастрюля любого цвета, предметные картинки с изображением яблока, банана, лимона и т.д.
Логопед предлагает сварить желе из фруктов и произносит: «Я буду варить желе из…». Ребенок берет картинку и говорит: «Я буду варить желе из круглого яблока, овального банана, овального лимона». Затем он прикрепляет ее к кастоюле.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Цель: развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
Оборудование: кастрюля любого цвета, предметные картинки с изображением гороха, моркови, лука, капусты, картофеля, тыквы и т.д.
На предметных картинках изображены овощи, из которых логопед предлагает сварить суп. Ребенок берет картинку и произносит: «Я возьму сладкий горох, сочную морковь, горький лук и т.д.» Затем прикрепляет ее к кастрюле.

Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительного внимания, фразовой речи, грамматического строя речи.
Оборудование: кастрюля любого цвета, предметные картинки с изображением сливы, абрикоса, яблока.
Логопед просит детей внимательно посмотреть на кастрюлю с фруктами. Затем воспитанники закрывают глаза, а педагог в это время меняет одну картинку на другую (например, картинку с изображением сливы на картинку с изображением груши). Дети открывают глаза. Логопед говорит: «Посмотрите внимательно на кастрюлю. Чего не хватает? Что появилось?»

Игра «Угадай-ка»
Цель: составление загадок-описаний, развитие связной речи.
Оборудование: кастрюля любого цвета, предметные картинки с изображением фруктов.
Логопед загадывает загадку об одном из фруктов. Например: «Он овальный, желтый, кислый, сочный, покрыт толстой кожурой. Его можно есть просто так, с сахаром, добавлять в чай. Из него можно приготовить сок. Что это?» Далее дети самостоятельно рассказывают о фрукте.

Игра «Раздели на слоги»
Цель: формирование навыков слогового анализа слов.
Оборудование: кастрюля любого цвета, предметные картинки, названия которых состоят из одного, двух, трех слогов (например: с изображением лука, свеклы, капусты и т.д.).
На предметных картинках изображены овощи, из которых логопед предлагает сварить суп. В первое «окошко» нужно поместить овощ, название которого состоит из одного слога, во второе — название из двух, в третье — название из трех слогов.

Игра «Назови первый звук»»
Цель: развитие навыков фонематического анализа.
Оборудование: кастрюля красного цвета, предметные картинки с изображением сливы, абрикоса, лимона.
Логопед просит детей внимательно посмотреть на кастрюлю, на которой картинка с изображением фруктов, и сказать первый звук в их названиях.

Упражнение «Определи, где находится звук»
Цель: развитие навыков фонематического анализа, определение места звука в слове.
Оборудование: кастрюля красного цвета, предметные картинки с изображением апельсина, банана, груши.
Ребенок берет картинку и определяет местонахождения звука [а].

Игра «Гласные — согласные»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация гласных и согласных звуков.
Оборудование: кастрюли красного и синего цвета, картинки с изображением гороха, апельсина, банана, огурца, лука, ананаса, моркови, сливы, петрушки.
Дети должны распределить фрукты и овощи следующим образом: в красную кастрюлю положить овощи и фрукты, в названии которых первый звук гласный, в синюю кастрюлю — овощи и фрукты, в названии которых первый звук согласный.

Игра «Звонкий — глухой»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звонкости-глухости согласных звуков.
Оборудование: кастрюли синего и зеленого цвета, картинки с изображением помидора, моркови, тыквы, гороха, свеклы, лука, редиски, картофеля, петрушки.
Дети должны распределить фрукты и овощи следующим образом: в синюю кастрюлю положить овощи, в названии которых первый звук звонкий согласный, в зеленую кастрюлю — овощи, в названии которых первый звук глухой согласный.

Игра «Твердый — мягкий»
Вариант 1
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Оборудование: кастрюли синего и зеленого цвета, картинки с изображением петрушки, перца, тыквы, гороха, лука, капусты, редиса, помидора, картофеля.
Дети должны распределить овощи следующим образом: в синюю кастрюлю положить овощи, в названии которых первый звук твердый согласный, в зеленую кастрюлю — овощи, в названии которых первый звук мягкий согласный.

Вариант 2
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [р]-[р’].
Оборудование: кастрюли синего и зеленого цвета, картинки с изображением редиса, огурца, моркови, перца, помидора, картофеля, гороха, редьки, петрушки, сельдерея.
Дети должны распределить овощи следующим образом: в синюю кастрюлю положить овощи, в названии которых есть звук [р], в зеленую — овощи, в названии которых встречается звук [р’].

Прочитано 1514 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии