Версия для печати

РОДИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ: НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (мастер-класс для педагогов)

Буторина Н.Н., старший воспитатель МДОУ д/с № 45 «Добрая фея», г. Междуреченск Кемеровской обл.

Актуальность данного мастер-класса обусловлена сложностью в построении отношений педагогического сообщества с родителями, основанной на несовпадении ожиданий родителей и педагогов по поводу целей, форм и методов сотрудничества.

Цель мастер-класса: обеспечить педагогу осознанность, целесообразность и эффективность педагогической практики взаимодействия с семьей, основанного на признании приоритета семейного воспитания.

Задачи:

— совершенствовать организацию сотрудничества с родителями за счет преодоления житейских стереотипов через осознание оптимальных профессиональных способов решения педагогических задач;

— выявлять эффективные способы активизации родителей по во­влечению их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

— стимулировать профессиональный рост педагогов за счет активизации интереса к самостоятельному изучению психолого-педагогической литературы.

Организационные параметры: работа с педагогами на сцене и с залом. Комплектованию в группы предшествует рассказ о возможностях мастер-класса. Рекомендуемое время проведения — 20 мин. Количество участников — 8. Требование к помещению — зал должен быть предназначен для свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы.

Оборудование: мультимедиа-проектор, ПК, экран, 2 стола, фартуки и колпаки (8 шт.), раздаточный материал в виде карточек с «вредными советами» (7 шт.), карточки для голосования (по 2 шт.), муляжи фруктов и овощей, по 2 больших тарелки и корзины, плакат с изображением ребенка, плоскостные изображения деталей детской одежды, бумага, фломастеры, мольберт, плакат с изображением модели выпускника детского сада.

* * *

Ведущий кратко рассказывает о возможностях мастер-класса. Предлагает желающим (8 чел.) принять участие для работы в микрогруппах на сцене. После того как восемь желающих поднимутся на сцену, оглашается основная цель их работы.

Ведущий. Сегодня вы будете собирать ребенка в первый класс. И первое, что для этого надо сделать, — накормить и одеть его. Итак, приступим.

Проводится упражнение «Педагогическая кулинария».

Упражнение «Педагогическая кулинария»

Задачи:

— стимулировать педагогов к поведению в ситуациях взаимодействия за счет активизации интереса к творческой деятельности;

— создавать ситуации для обмена опытом.

* * *

Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы: «Педагоги» и «Родители», по четыре человека в каждой.

Участники располагаются за двумя столами, заранее поставленными на сцене, и надевают на себя поварские фартуки и колпаки. Каждой группе выдается одинаковый набор «продуктов» (муляжи) в корзине, большая тарелка, маркеры, двусторонний скотч и набор чистых карточек.

Группа должна «приготовить» блюдо, способное удовлетворить потребности ребенка-первоклассника, придумать этому блюду название и огласить рецепт его приготовления.

Для начала члены группы должны найти образ для каждого продукта, записать этот образ на чистую карточку и с помощью скотча прикрепить его к соответствующему муляжу.

После сигнала ведущего участники распределяются на группы, обсуждают задание и приступают к приготовлению блюда. По окончании заданного времени группы демонстрируют результаты работы — проводят презентацию блюда по следующей схеме:

— оглашают название блюда (или нескольких блюд);

— перечисляют, какие овощи или фрукты они использовали и что они, по их мнению, олицетворяют.

После того как команды продемонстрировали результаты работы, ведущий просит зрителей в зале проголосовать за один из рецептов, затем подводит итоги интерактивного голосования, делает вывод.

Ведущий. Как видите, приготовленные вами блюда одинаково понравились залу, а это значит, что ни педагогам, ни родителям нет необходимости спорить о том, кому принадлежит главная роль в воспитании ребенка, кто кому обязан и обязан ли. Вам стоит лишь объединить ваши усилия для того, чтобы хорошо подготовить ребенка в школу.

Проводится упражнение «Оденемся для школы».

Упражнение «Оденемся для школы»

Задачи:

— овладевать навыками целеполагания;

— развивать умения определять пути достижения цели с учетом индивидуальных возможностей.

* * *

Ведущий предлагает участникам снять с себя поварские фартуки и колпаки и объединить свои усилия для дальнейшей работы за общим круглым столом, заранее приготовленным на середине сцены.

Группе выдаются плоскостные изображения деталей детской одежды, бумага, фломастеры, двусторонний скотч. Рядом расположен мольберт, на котором размещен плакат с изображением ребенка.

Группа должна «одеть» ребенка, изображенного на плакате, чтобы отправить его в школу.

Но для начала педагоги и родители должны найти наиболее актуальный образ для каждого предмета одежды (аналогично тому, как это сделано в первом упражнении), прикрепить бирку с этим образом к соответствующей детали и закрепить деталь на плакате.

После сигнала ведущего участники обсуждают задание и приступают к моделированию одежды. По окончании заданного времени группа демонстрирует результат — проводит презентацию «“Модель”» одежды для первоклассника» по следующей схеме:

— оглашают название детали одежды;

— зачитывают образ на бирке;

— называют причину, по которой образ присвоен той или иной детали одежды.

После того как объединенная группа педагогов и родителей провела презентацию «“Модель”» одежды для первоклассника», ведущий просит участников и зрителей сравнить получившуюся модель с моделью выпускника детского сада, предложенной авторами в литературе.

Ведущий. Итак, в ходе совместной работы «Педагогов» и «Родителей» получившаяся модель одежды для первоклассника не имеет принципиальных различий с моделью выпускника детского сада. Таким образом, можно говорить о том, что все мы, в какой бы роли не находились, хотим для детей только самого лучшего, умеем ставить цель для достижения лучшего и знаем, каким способом этого добиться. Удачи всем нам!

Проводится работа с залом.

Упражнение «Вредные советы»
(проводится параллельно с упражнением
«Педагогическая кулинария»)

Цель: мотивировать педагогов к предстоящей деятельности для участия в мастер-классе.

* * *

Ведущий предлагает участникам ознакомиться с «вредным советом» (автор Г. Остер) и возможными последствиями его выполнения на практике.

Ознакомление с «вредным советом» происходит следующим образом: ведущий предлагает зрителям в зале разделиться на две группы. Первой группе выдается текст с «вредным советом». Второй — текст с «возможными последствиями».

После сигнала ведущего участники первой группы по одному зачитывают карточки с «вредным советом», а участники второй определяются с правильным вариантом «возможных последствий» и зачитывают его также по одному, по принципу игры «Качели».

Ведущий

Если сына или дочку

Вы в своей семье хотите

Воспитать звездой экрана,

Академиком, врачом,

То скорее поспешите внятно,

Вслух и даже хором

Прочитать советы наши,

Сделать все наоборот!

Зачитываются вредные советы.

Упражнение «Герои сказок»
(проводится параллельно с упражнением
«Оденемся для школы»)

Цели:

— актуализировать знания педагогов о моделях взаимодействия взрослого с ребенком;

— совершенствовать модель воспитания детей через осознание и интериоризацию оптимальных профессиональных способов решения педагогических задач.

* * *

Ведущий. Уважаемые педагоги! Следующий отрезок нашей с вами работы пройдет по типу игры «Что? Где? Когда?». Прежде чем вам будет задан вопрос, я предлагаю ознакомиться с характеристиками четырех воспитательских позиций. Три из них не обеспечивают полноценного развития способностей детей, а четвертая приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. Все позиции представлены через образы, что позволит вам легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляется воздействие на ребенка. Внимание на экран.

Педагоги знакомятся с электронным образом и характеристиками четырех поведенческих моделей: «Карабас-Барабас», «Мальвина», «Снежная королева», «Мэри Поппинс».

Далее по ходу работы ведущий оперирует содержанием предварительного сообщения, делает на него ссылки, демонстрирует соответствующие электронные образы.

Карабас-Барабас. Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Они боятся дрессировщика и в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом.

Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого они овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность («Это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе»), в конечном итоге приводящая к двойной морали.

Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации Мальвина оказывается беспомощной, неспособной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.

Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач, не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом — подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций.

Позиция воспитателя — Снежной королевы — обучение процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, рабами и функционерами — у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению.

Мэри Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и реальных). Она прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, она знает детей как бы изнутри. Мэри Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мэри Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Позиция воспитателя — Мэри Поппинс приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

Ведущий. Уважаемые педагоги, на экране представлены четыре воспитательских позиции, каждая из которых обозначена номером. Какая из этих моделей:

1) блокирует у детей развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков; у них возникает двойственность, которая в конечном итоге приводит к двойной морали;

2) приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач, не формирует у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей;

3) приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, рабами и функционерами — у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению;

4) приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

Ведущий предлагает взять в руки карточки с номерами и выбрать правильный. После этого каждому предоставляется возможность проверить себя, взглянув на экран, где выводится нужная картинка.

Уважаемые педагоги, помните: осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям, может раскрыть творческий потенциал ребенка. Надо только постараться занять позицию, которая будет способствовать такому развитию. Предлагаю вам применить полученные знания в конкретной ситуации на практике.

Упражнение «Обратная связь»

Цели:

— осознавать полезность и актуальность содержания мастер-класса;

— получить информацию об отношении участников к проведенному мероприятию.

Ведущий предлагает участникам сочинить стихотворную форму «синквейн» по определенному алгоритму.

1-я строчка — 1 существительное.

2-я — 2 прилагательных.

3-я — 3 глагола.

4-я — 2 подлежащих, 2 сказуемых.

5-я — существительное, наречие или междометие.

Например:

«Мастер-класс

Волнующий, интересный

Манит, Учит. Вдохновляет.

Мысли будоражит, уверенность будит.

Полезно!»

Методические рекомендации по проведению мастер-класса

Пространственно-временная организация мастер-класса. Для организации мастер-класса требуется просторное помещение (большой зал), чтобы иметь возможность разместить экран, достаточное количество стульев, два длинных стола и один круглый стол.

Ведущим мастер-класса может быть любой педагог или педагог-психолог.

Организационный момент (5 мин). Важно, чтобы ведущий четко огласил общую цель работы групп на сцене: «Сегодня вы будете собирать ребенка в первый класс. И первое, что для этого надо сделать, — накормить и одеть его!»

Упражнение «Педагогическая кулинария» (задание для работы в микрогруппах, 5 мин). Необходимо заранее подготовить муляжи фруктов. Для более эффективной организации ведущему можно заранее договориться с двумя участниками провести упражнение.

По ходу работы групп ведущий выступает в роли координатора. Хронометрирует процесс подготовки выступления.

Упражнение «Вредные советы» (работа с залом идет параллельно с упражнением «Педагогическая кулинария»). Карточки с «вредными советами» и возможными последствиями их выполнения на практике готовятся заранее. Текст печатается на цветной стороне карточки. Для проведения анализа выполнения задания цвета карточек должны совпасть. Для поддержания текста сообщения желательно подготовить компьютерную презентацию по теме. Для быстрой раздачи карточек ведущий может воспользоваться помощью двух и более участников.

Упражнение «Оденемся для школы» (задание для работы в объединенной группе, 5 мин). Для упражнения необходимо заранее подготовить детали одежды и силуэт ребенка. Для более эффективной организации ведущему можно заранее договориться с двумя участниками провести упражнение.

По ходу работы групп ведущий выступает в роли координатора, хронометрирует процесс подготовки выступления.

Упражнение «Герои сказок» (работа с залом идет параллельно с упражнением «Оденемся для школы»). Ведущему необходимо заранее продумать перечень поведенческих воспитательских моделей и их характеристик, а также вопросы к аудитории.

Демонстрацию поведенческой модели можно провести при помощи мультимедиа-проектора, параллельно зачитывая текст — характеристику образа.

По ходу работы зала ведущий выступает в роли координатора. Для более быстрого фиксирования ответов участников ведущий может воспользоваться помощью двух и более участников.

Упражнение «Обратная связь» (подведение итогов 5 мин). Предлагаемая форма «синквейн» может быть предложена каждому участнику либо группам участников (деление на группы произвольное, по распределению ведущего). Для проведения упражнения можно использовать и другие формы:

— нарисуйте свое отношение;

— напишите одним словом свои впечатления от мастер-класса и др.

Литература

Пустынникова Ю.М. Игры взрослых, или Проблемы разновозрастных коллективов // Секретарь-референт. 2006. № 4 (40).

Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учеб. пособие. М., 2005.

Прочитано 3710 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии