Версия для печати

Гость журнала “Медработник ДОУ” №6/2014 — Баринова Наталья Михайловна

Гость номера — Баринова Наталья Михайловна

Старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, практикующий психолог, заведующий психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка, редактор семейно-педагогического альманаха «Детский вопрос», лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования (2009), победитель профессионального конкурса «Педагог-психолог Москвы 2009», победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России» в 2009 году (диплом II степени), победитель конкурса «Профессиональное призвание» в рамках V Всероссийской недели школьной психологии в г. Сочи

 

Психологическое здоровье медработника

— Наталья Михайловна, с точки зрения практического психолога, что Вы можете сказать о людях, профессия которых — медицинский работник в детском саду?

Медик по призванию — это прежде всего гуманный человек. У него благородная профессия, требующая от человека больших душевных затрат и особого склада личности, а медицинская сестра в детском саду — особенно! В ее работе тесно переплетаются и медицинская и педагогическая составляющие. Ведь чтобы, например, сделать прививку плачущему малышу или уговорить гиперактивного сорванца не прыгать на весах, надо быть не только грамотным медицинским работником, но и настоящим педагогом!

— Какие психологические трудности испытывают люди этой профессии?

В каждой профессии есть свои особенности, которые могут создавать определенные психологические трудности. Есть такие трудности и в деятельности медицинского работника в детском саду.

Во-первых, это психологические перегрузки, связанные с высокой мерой ответственности за жизнь и здоровье детей. Часто именно от грамотных, решительных и своевременных действий медсестры в детском саду зависит здоровье конкретного ребенка.

Во-вторых, перегрузки, связанные с большим объемом текущей документации: карты, планы, ведомости — одних журналов я насчитала 17 штук!

В-третьих, психологическое напряжение, связанное с фактической двойной производственной ответственностью (и перед руководителем медучреждения, и перед руководителем детского сада — у каждого свои интересы, свои требования и, простите за психологические изыски, свой характер!).

В-четвертых, специфика общения с родителями воспитанников детского сада вызывает определенную напряженность. Темы общения медсестры и родителей обычно не связаны с позитивом — это профилактика и лечение заболеваний, травмы, посещаемость дошкольного учреждения, карантины. Учитывая высокую тревожность современных родителей, такое общение не всегда дается просто.

В-пятых, имеются трудности общения медицинского работника с воспитателями. Но бывают и обиды. Ведь медсестра может сделать замечание и по санитарному состоянию группового помещения, и по соблюдению режима дня и т.д. Кроме того, в связи с низкой осведомленностью педагогов в области педиатрии воспитатели часто подозревают у своих воспитанников различные расстройства, особенно нервной системы. Медсестре нелегко объяснить воспитателю, что только доктор, а не воспитатель, может ставить диагноз.

Ну и, в-шестых, профессиональное взаимодействие медицинского работника с детьми тоже имеет свою специфику. При всей любви к детям, именно медсестре приходится делать детям неприятно — прививки, обработка ссадин, без которых, как известно, не вырос еще ни один ребенок, и другие «прелести профессии».

— Как сохранить собственное здоровье медицинскому работнику с такими психологическими нагрузками?

Позволю себе дерзость напомнить медикам, что здоровье — комплексный феномен, включающий медицинские, психологические, социальные, духовные и другие аспекты. В уставе Всемирной организации здравоохранения предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Про заботе о здоровье физическом, надеюсь, напоминать медикам не надо, а вот о психопрофилактике, с моей точки зрения, стоит!

Академик РАО Ирина Владимировна Дубровина определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом и проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского.

Многие светила психологии (Н.В. Маслова, А. Маслоу, К. Роджерс) считают, что психологически здоровому человеку должны быть присущи такие черты (комментарии по поводу медработников в скобках мои):

— наличие ориентации на реальность («такое время, такая работа» и т.д., а не «если бы да кабы»);

— принятие себя и окружающих такими, какие они есть (совершенству нет предела, но «у каждого свои недостатки»);

— спонтанность (реагируем здесь и сейчас);

— сконцентрированность на проблеме, а не на себе (ни «как же я недоглядела?», а действовать, решать проблему);

— наличие потребности в одиночестве (общение хорошо, но и одной побыть необходимо);

— автономность и независимость (ощутите свою значимость);

— отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений (не «все они такие», а «все люди разные»);

— духовность (вспомним поговорки: «Без Бога не до порога», «За совесть да за честь — хоть голову снесть»);

— идентификация с человечеством;

— способность к близким отношениям с людьми;

— наличие чувства юмора (а не сарказм и насмешки);

— высокая креативность (изобретательность медсестер вызывает восхищение, наблюдала как-то шину, сделанную из школьной линейки);

— низкая конформность (значит, низкая податливость человека реальному или воображаемому давлению других людей);

— умение принимать ответственность за свою жизнь на себя;

— обладание адаптивностью к внешним и внутренним переменам с учетом моральных и духовных ценностей человечества.

В свете сохранения психологического здоровья медицинского работника очень важно уделить внимание проблеме профессионального выгорания.

— Что такое профессиональное выгорание? Поясните.

По определению Н.Е. Водопьяновой, профессиональное выгорание — долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных психологических трудностей, стрессов, о которых мы уже говорили.

В состоянии эмоционального выгорания человек ощущает усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, мучительный страх ошибок. Причем эти чувства отличаются острым накалом. В голову человеку в это время приходят неприятные мысли о постоянной несправедливости действий по отношению к нему, неоцененности окружающими его трудовых подвигов и даже о собственной несостоятельности.
В период эмоционального выгорания человек ведет себя странно, даже враждебно: у него ярко выражена критика к окружающим и самому себе, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

В работе медсестры в детском саду риск профессионального выгорания, впрочем, как и во многих других профессиях, конечно, существует. Он увеличивается, если при этом в учреждении неэффективный стиль руководства, человек работает в условиях дефицита времени или отсутствует социальная сплоченность коллектива.

— Наталья Михайловна, посоветуйте, как избежать таких проблем?

Главное помнить, что любую проблему можно превратить в задачу, а у любой задачи, даже самой трудной, всегда есть решение!

Итак, проблема — психологические трудности, присущие профессии.

Задача — осуществить профилактику эмоционального выгорания, сохранить психологическое здоровье.

Для решения этой задачи важно выработать для себя правила, которые помогут преодолеть психологические трудности и чувствовать себя комфортно. Например, такие:

— улыбаться часто и искренне (себе в зеркале тоже!);

— постоянно совершенствоваться в профессии (курсы, книги, периодика);

— четко и вовремя заполнять необходимую документацию, не копить рутину;

— хорошо ориентироваться в своих должностных обязанностях и правах;

— в общении с родителями воспитанников и педагогами проявлять доброжелательность, такт и строго соблюдать принцип конфиденциальности;

— участвовать в общественной жизни коллектива (конкурсах, праздниках, досугах);

— создавать у воспитанников положительный образ себя как медика: найдите или даже сочините стихи о своей работе; украсьте кабинет яркими игрушками; чаще приходите в группу, общайтесь с детьми);

— заботиться о своем отдыхе, внешней и внутренней красоте.

— Что бы вы пожелали нашим читателям?

Я хочу пожелать всем медицинским работникам в детском саду здоровья, счастья и радости! Радуйтесь каждому дню, солнечный он был или пасмурный, радуйтесь родным и друзьям, радуйтесь детским улыбкам, книгам, своей работе и своему отдыху, радуйтесь тому, что вы нужны людям. Помните, как у Э. Асадова? «Кто умеет в буднях быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек»!

Беседовала Л.В. Макарова

 

Прочитано 2888 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии