Версия для печати

Педиатрия — любовь на всю жизнь

Бабцева Альбина Федоровна,
д-р мед. наук, профессор, заслуженный врач РФ, председатель Амурского областного научно-практического общества педиатров, зав. кафедрой детских болезней ГБОУ ВПО «Амурская государственная медицинская академия Минздрава России», г. Благовещенск Амурской обл.

 

Альбина Федоровна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в профессию?

Мое желание стать врачом осуществилось не сразу. По окончании школы я подала документы в Кишиневский медицинский институт на лечебный факультет, но внезапно заболела ангиной, не успев сдать последний экзамен. Мне предложили по итогам конкурса учиться на педиатрическом факультете, но я не захотела использовать такую возможность: педиатрия казалась тогда мне непонятной специальностью. Как можно лечить детей, которые толком не могут рассказать о своей болезни? Через год я поступила в Благовещенский медицинский институт и окончила лечебный факультет. Обучаясь в институте, работала в детском отделении медицинской сестрой и поняла, как же мне интересно с детьми! Как для меня важно помогать самым «непонятным» пациентам, плачущим, даже орущим, сопливым и таким беззащитным перед болезнью! Как приятно видеть улыбающихся выздоравливающих детей и рядом с ними их счастливых матерей! Поэтому при распределении по окончании института я заявила, что хочу быть только педиатром. Вот так судьба все-таки привела меня в педиатрию, которой я и посвятила всю жизнь.

За время учебы в клинической ординатуре я поняла: чтобы быть квалифицированным врачом, надо учиться дальше. И я поступила в аспирантуру при Хабаровском медицинском институте к известнейшему на Дальнем Востоке профессору, педиатру Г.С. Постолу. Защитила в 1974 г. кандидатскую диссертацию на тему «Материалы клинико-биохимических наблюдений детей с геморрагическим васкулитом и тромбоцитопенической пурпурой», которая была посвящена вопросам детской гематологии.

А дальше докторская диссертация? Что Вам дала работа над ней?

Работа над докторской диссертацией на тему «Клинико-патогенетические особенности острых бронхолегочных заболеваний у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС» показала мне значимость вопросов перинатальной медицины, неонатологии. Я очень благодарна судьбе за возможность общения в этот период с величайшими умами отечественной педиатрической науки — академиками РАМН Ю.Е. Вельтищевым и В.А. Таболиным, моим консультантом по докторской диссертации профессором С.Ю. Кагановым. Их увлеченность профессией, широта взглядов, эрудиция во многих областях науки и культуры, преданность педиатрии — образец для подражания и формирования медицинского мышления современных выпускников-педиатров.

С особым почтением я рассказываю молодым врачам о корифеях отечественной педиатрии и уверена, что они продолжат их дело.

Более 30 лет Вы руководите кафедрой детских болезней лечебного факультета Амурской государственной медицинской академии, возглавляете Амурское областное научно-практическое общество детских врачей, читаете лекции студентам, врачам, ведете практические занятия. Вы заместитель председателя итоговой Государственной аттестационной комиссии педиатрического факультета. Какие требования, с Вашей точки зрения, должны предъявляться к молодым педиатрам?

В течение последних лет образовательный процесс значительно изменился. Формирование клинического мышления, практических умений начинается с первых шагов в вузе: уже на первом курсе студенты приступают к практической деятельности в стационаре, отрабатывают необходимые навыки у постели больного. В учебном процессе используются манекены, фантомы разного уровня сложности, в том числе и дистанционно управляемые. Выпускник вуза вскоре будет обязан пройти аттестацию, дающую право на врачебную деятельность. Очень важно в этот момент понимать значимость повышения квалификации в ходе последующей трудовой деятельности. Быстрое развитие современной науки заставляет пополнять свои знания. Если ранее педиатр проходил учебу один раз в пять лет, получал сертификат и мог не думать о повышении квалификации в ближайшие годы, то современный практический врач обязан постоянно совершенствовать свои знания и профессиональный уровень через систему непрерывного образования.

Врач должен быть осведомлен о современных научных подходах, передовых технологиях и внедрять результат (инновационный продукт) в практическое здравоохранение.

Важно помнить, что в основе любого медицинского подхода лежит принцип доказательности. Работать по наитию и по старинке современному педиатру никак нельзя. А это означает, что врач обязан опираться только на те методы диагностики и лечения заболеваний, которые описаны в стандартах оказания медицинской помощи, федеральных рекомендациях медицинского сообщества.

Лечение должно быть обосновано с позиций весомой исследовательской базы, соответствующей всем современным требованиям. И еще очень важный постулат современной медицины: персонифицированный подход к пациенту.

В последние несколько лет наблюдается настоящая революция в области генетики человека, что оказывает существенное влияние практически на все направления медицины.

Расшифровка генома человека, развитие геномики, транскриптомики, протеомики, метаболомики — наук, изучающих молекулярные, клеточные основы патогенеза, вероятность возникновения многих заболеваний до развития клинической симптоматики диктуют необходимость определения новых мишеней для фармакологической коррекции, конструирования новых эффективных лекарственных средств.

Появившееся недавно направление — трансляционная медицина — помогает устанавливать профессиональный контакт между врачами-клиницистами и научными работниками. Это позволяет транслировать фундаментальные исследования в практику в целях оказания эффективной медицинской помощи. Современная наука делает уверенный шаг к персонифицированной терапии, а это значит, что создание новых лекарств на основе нанотехнологий, внедрение в практику адекватной индивидуальной дозы с установлением особенностей фармакокинетики принимаемых лекарственных препаратов для каждого пациента и есть способы оптимизации лечения с помощью индивидуального подхода.

Наука движется огромными шагами вперед, поэтому очень важно, чтобы практические врачи разных профилей, в том числе и педиатры, могли пользоваться современными научными данными, ведь цель у врача — повышение эффективности терапевтического вмешательства.

Педиатр должен понимать неоспоримую роль профилактического направления в медицине. На сегодняшний день одна из важнейших составляющих профилактической медицины — доклинический скрининг, т.е. определение скрытых, латентных белковых «предвестников» заболевания, а также оценка эффективности применяемых методов терапии для составления прогноза развития заболевания. Терапевтический лекарственный мониторинг в повседневной практике педиатра — одна из актуальнейших задач современной медицины. Ведь убедительно доказано, что один и тот же препарат, вводимый в одинаковой дозе разным пациентам, имеет разную концентрацию в крови — может быть выше или ниже терапевтического уровня. Это зависит от многих параметров индивидуального функционирования систем, осуществляющих метаболизм лекарств.

Под Вашим руководством защищено более 15 кандидатских диссертаций. Среди Ваших учеников педиатры, работающие в первичном звене здравоохранения, стационарах детских больниц, родильных домов, продолжающие заниматься исследовательской работой сотрудники кафедр медицинской академии. Какова сфера Ваших научных интересов?

В «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» описаны современные подходы к реализации научной платформы «Педиатрия». Амурская государственная медицинская академия входит в Дальневосточный научный кластер, где осуществляется тесное сотрудничество между медицинскими вузами, территориально близко расположенными, а значит, имеющими во многом сходные научные задачи, опирающиеся на особенности региона (географические, климатические, социальные). Многоцентровой подход в научных исследованиях делает результат более достоверным, имеющим наибольшую степень доказательности. Только это позволяет использовать результаты исследования в практическом здравоохранении.

Основными направлениями научной деятельности кафедры в течение ряда лет были «Формирование здоровья и профилактика его нарушений у детей Амурской области» (изучение адаптационных возможностей детского организма, приспособляемости к условиям морского климата детей родителей-переселенцев, приехавших осваивать северные районы Амурской области на «стройку века» — Байкало-Амурскую магистраль), «Адаптация детей в условиях БАМа», «Состояние здоровья новорожденных БАМа», «Особенности течения пневмонии у детей Приамурья», «Физическое развитие детей БАМа». Комплексная тема «Разработка системы лечебно-профилактических мероприятий по снижению заболеваемости органов дыхания и анемий у детей» реализована через защищенные диссертационные работы «Клинико-эпидемиологические особенности респираторной аллергии у детей, проживающих в разных экологических условиях», «Диагностика ранних нео­натальных пневмоний у детей с внутриутробным инфицированием, находящихся на искусственной вентиляции легких», «Особенности течения острых бронхолегочных заболеваний у детей первых трех лет жизни из социопатических семей», «Возрастные особенности рецидивирующего бронхита и оценка эффективности его лечения».

А какие задачи Вы решаете сегодня?

Задачи исследований в настоящее время — оценка здоровья детей и подростков, физического развития с позиции изучения сомато- и психотипов с прогнозом заболеваний в дальнейшем, установление критериев оценки адаптационных возможностей в разные возрастные периоды (в том числе адаптация детей к ДОО), разработка методов корригирующей терапии и профилактики нарушений адаптации у детей, проживающих в йоддефицитном регионе.

Работа в ДОО — особое направление деятельности педиатра. Что важно знать врачу, работающему в детском саду?

Профилактика — основа работы врача ДОО. Идея превентивной медицины заложена очень давно. Хочется напомнить высказывание одного из известнейших отечественных клиницистов Матвея Яковлевича Муд­рова: «Будущее принадлежит медицине профилактической». В ДОО как раз есть возможность внедрения профилактических программ, каждодневный контакт с родителями позволяет формировать внутрисемейные установки, ориентированные на здоровый образ жизни как ценность.

Невозможно помочь ребенку, когда родители «не слышат» рекомендаций врача. От нас, педиатров, зависит, насколько мы будем убедительны в вопросах о прививках, закаливании, необходимости физических упражнений, правильного питания и т.д. Очень многие благие начинания остаются нереализованными только из-за отсутствия взаимодействия врача с семьей. Поэтому важно помнить о выстраивании комплаентных отношений (когда ребенок и родитель следуют предписанным врачом действиям). К сожалению, приверженность пациентов к длительному выполнению рекомендаций, по данным масштабных исследований, не превышает 50—60%. Конечно, этот показатель зависит от многих факторов, в том числе от умений врача донести до пациента важность профилактических или лечебных мероприятий, быть убедительным для семьи в целом.

И еще. Время врачей-одиночек, рассчитывающих только на себя и фонендоскоп, уходит. Глубокий междисциплинарный подход к пониманию сути заболевания лежит в основе взаимодействия педиатра и врачей — специалистов разных профилей. За время учебы в медицинском вузе студенты изучают гораздо больше дисциплин, чем это было раньше, получают широкий круг знаний и сдают выпускной междисциплинарный экзамен.

Врач, работающий в ДОО, должен быть широко эрудированным в вопросах гигиены детей разного возраста, неврологии и нервно-психического развития ребенка, формирования психосоматической патологии, инфекционных, генетических заболеваний, знать профилактику «школьных» болезней, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, т.е. знать и уметь осуществлять профилактику заболеваний, которые являются весьма распространенными в дошкольном и школьном периоде.

Только душевное отношение педиатра к своей работе позволит сформировать у родителей наших маленьких пациентов ответственное отношение к здоровью своего ребенка. Родители, как правило, очень хорошо понимают, заинтересован ли врач в результате своей работы или действует «для галочки». Оте­чественных педиатров всегда отличало бережное и внимательное отношение к своим пациентам. Наша педиатрическая школа известна своей профилактической направленностью, заботой не только о больном, но и о здоровом ребенке. Эта уникальная особенность была признана мировой медицинской общественностью еще в конце 70-х гг. XX в. Организация системы охраны материнства и детства в нашей стране, принципы медико-санитарной помощи были выделены как образец для подражания странам — членам Всемирной организации здравоохранения. Молодым докторам очень важно строить отношения с пациентами с позиций правового поля, помнить о трудных жизненных ситуациях, в которых могут оказаться дети, прежде всего из социально неблагополучных, необеспеченных семей. Современный этап развития государства, общества требует неукоснительного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья, лечебно-профилактическую, медико-социальную, медико-психологическую и медико-педагогическую помощь.

Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать педиатр?

Еще Гиппократ сказал: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств». В обществе во все времена существовало уважение к людям в белых халатах. А уж детский врач — профессия для тех, кто выбирает эту стезю по велению сердца, кто имеет особый склад души, позволяющий тонко чувствовать маленьких пациентов, умеет быть терпеливым и настойчивым одновременно, добрым и отзывчивым, понимающим порой без слов, внимательным и наблюдательным. Быть педиатром — значит разбираться в психологии, быть гибким человекам, но когда требует ситуация — непреклонным и строгим. Я желаю молодым докторам воспитывать в себе эти качества, прислушиваться к себе и становиться детским врачом только в том случае, если вы готовы принять педиатрию как образ жизни.

Беседовала Л.В. Макарова

Прочитано 2845 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии