Версия для печати

Роль ЦССВ на современном этапе развития социальной помощи детям-инвалидам Избранное

Захарченко С.В., канд. мед. наук, руководитель службы медицинской помощи детям ГКУ ЦССВ «Маяк», Москва

Софья Владимировна имеет высшее медицинское образование, окончила Кировский государственный медицинский институт в 1997 г., клиническую ординатуру по специальности «педиатрия» в 1999 г., получила профессиональную переподготовку по аллергологии и иммунологии в 2004 г., затем профессиональную переподготовку по детской кардиологии в 2007 г. и по организации здравоохранения в 2015 г.

Добрый день, Софья Владимировна, расскажите, пожалуйста, о вашем учреждении где Вы работаете, какие направления оно реализует?

ГКУ ЦССВ «Маяк» — учреждение, в котором воспитываются, получают реабилитацию и социализацию дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 18 лет. Нашему учреждению в 2020 г. исполнилось 70 лет. Основными направлениями ГКУ ЦССВ «Маяк» являются:

— содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, помещенных в организацию под надзор;

— содержание, воспитание и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— создание комфортных, приближенных к домашним, условий проживания воспитанников с учетом их круглосуточного пребывания;

— компенсация, коррекция нарушений в развитии и реабилитация детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов;

— устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи;

— подготовка граждан, выразивших желание принять ребенка в семью на воспитание;

— оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям, воспитывающим детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в возрасте до 23 лет.

Медицинскую помощь детям оказывают квалифицированные врачи-педиатры и психиатры, невролог и оториноларинголог, врач по лечебной физкультуре и физиотерапевт.

Как реализуется преемственность специалистов медицины и образования в вашем учреждении?

Реабилитация детей-инвалидов представляет собой систему мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности или на как можно более полную их компенсацию. Цель реабилитации — восстановление социального статуса детей-инвалидов, их адаптация в социуме и достижение ими материальной независимости. Поэтому специалисты медицины и образования работают одной командой, помогая друг другу в достижении поставленных целей.

Какие проекты в плане реабилитации реализуются в учреждении?

Реабилитация — сложный процесс, но живой и динамичный. Очень многое здесь зависит от профессионализма специалистов, от эффективности командной работы, в основе которой лежит индивидуальный подход, учитывающий не только потенциал ребенка, но его характер и настроение.

Особое внимание уделяется вертикализации детей. Нахождение в вертикальном положении благоприятно влияет на все системы организма ребенка, начиная от опорно-двигательной и заканчивая пищеварительной. Перед вертикализацией ребенка осматривают врачи-специалисты — педиатр, невролог, врач по лечебной физкультуре. После проведенной процедуры ими также осуществляется контроль за состоянием здоровья ребенка.

В зале ЛФК с детьми занимаются инструкторы по лечебной физкультуре. Используя фитболы, инструкторы ЛФК помогают расслабить мышцы, находящиеся в состоянии спастики, мягкие блоки различных размеров и форм создают полосы препятствий различной сложности, коврики с различными покрытиями воздействуют на мышцы стоп при ходьбе и ладоней при ползании на четвереньках. Подвесные системы способствуют нормализации кровообращения, профилактике пролежней, улучшению координации движений и поддержания равновесия, восстановлению и укреплению мышц, снижению лишнего веса.

Благотворное действие массажа обеспечивается механическим воздействием рук специалиста на ткани организма — это растирание, сжимание, растягивание и смещение различных участков кожи, мышечных тканей, сухожилий. В результате усиливается циркуляция лимфы, крови, предупреждаются застойные явления, ускоряется обмен веществ. Однако воздействие массажа этим не ограничивается, массаж рефлекторно, гуморально воздействует на нервную систему (центральную и вегетативную).

Как проходит медицинское сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР), на какие критерии следует обратить внимание?

Тяжелые и множественные нарушения развития — врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обусловливается наличием органических поражений ЦНС, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.

Тяжелые двигательные и сенсорные нарушения приводят к тому, что ребенок не получает достаточное количество зрительных, слуховых, тактильных и других стимулов. Обедненная среда усугубляет ситуацию и может привести к сенсорной депривации, даже если первичные нарушения не затронули сенсорную сферу. Двигательная депривация у детей с ТМНР может возникнуть как из-за моторных нарушений, так и вследствие других нарушений развития, приводящих к снижению подвижности (интеллектуальные, зрения). Развитию двигательной депривации способствует и неправильно организованная среда, ограничивающая свободное перемещение ребенка. Снижение двигательной активности у маленьких детей часто влечет снижение количества сенсорных стимулов, которые они получают.

Основные принципы развивающего ухода:

— уважения личности ребенка;

— индивидуального подхода;

— развития собственной активности ребенка;

— социальной интеграции;

— комплексного воздействия.

Программа физического сопровождения (ПФС) представляет собой организованный во времени план мероприятий, направленных, с одной стороны, на профилактику развития вторичных осложнений, с другой — на оптимальную двигательную активность ребенка. Для детей с ТМНР, требующих большего количества поддержки и высокой степени организованности, такая программа составляется в виде таблицы на 24 ч. Она включает:

— график использования поз и наименование оборудования, которое при этом используется;

— фото и описание поз с использованием оборудования;

— график ношения ортезов;

— возможные варианты перемещения;

— занятия со специалистами.

ПФС является результатом консилиума специалистов — врачей и реабилитологов, принимающих решение о том, что для ребенка необходимо то или иное оборудование, занятие. Основа эффективной работы такой команды — своевременная коррекция программы, замена оборудования, подключение к работе других специалистов.

Можете ли вы вспомнить интересный случай из практики?

Давно работающие сотрудники нередко с любовью и гордостью рассказывают о детях, которые на их глазах из слабых и неуверенных малышей превращаются в уверенных и самостоятельных подростков.

Например, девочка 14 лет при поступлении в наше учреждение отличалась агрессивным поведением, была расторможена и не имела навыков самообслуживания. А теперь это уверенная и спокойная девушка, очень красиво рисует и вышивает, прекрасно взаимодействует с другими детьми и взрослыми. За время проживания в ЦССВ «Маяк» раскрыт творческий потенциал ребенка, компенсированы нарушения поведения.

Мальчик 9 лет, когда поступил в учреждение, мог передвигаться только при помощи ходунков. В результате слаженной работы специалистов и комплексного подхода к реабилитации ребенка, использования современных методов лечения он в настоящее время передвигается самостоятельно.

Что объединяет ваших коллег, работающих с детьми с ТМНР?

Общая цель.

Ваше учреждение всегда открыто для многих в плане информации, обучения, преемственности, каков девиз ваших сотрудников?

Сила зависит не от физических способностей, а от несгибаемой воли (Махатма Ганди).

У наших воспитанников несгибаемая воля и желание достичь результата. А медицинские и педагогические работники, имея навыки и знания, лишь помогают детям получить максимальный результат.

Медицинские выставки, форумы, конгрессы... что они дают специалисту?

Профессия врача подразумевает постоянное усовершенствование, получение все новых и новых знаний, применение их на практике. Знания, полученные во время учебы и в ординатуре, являются основой. Но для дальнейшей практической деятельности их недостаточно. Поэтому участие во всевозможных конференциях и семинарах необходимы для получения нового опыта и новых возможностей в профессиональной сфере.

Что Вы пожелаете читателям журнала «Медработник ДОУ»?

Счастье заключено внутри нас. Если вы чего-то очень хотите, то не сомневайтесь в своих возможностях, а просто идите вперед. И у вас все получится.

Спасибо за интервью!

Беседовал А.И. Белов

Прочитано 458 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии