Версия для печати

Восстановление кадрового потенциала медицинских работников образовательных организаций необходимо

Добрый день, уважаемый Константин Иванович! Расскажите немного о себе. Что обусловило Ваш выбор медицины и педиатрии?

Я из медицинской среды. Папа был профессором в области курортологии и физиотерапии, а по первой специальности — микробиолог. Мама — педиатр, главный врач детской поликлиники, старший брат — зав. кафедрой лечебной физкультуру педагогического университета, жена, дети, зятья — все врачи. Когда я учился в школе, семья жила у моря. Вокруг санатории, все говорят о здоровье. Мой родной дядя излечился от жестокого ревматизма, отбросил костыли, когда принял курс мацестинских ванн. 

Мне не пришлось думать: выбор профессии был предопределен. А педиатрия мне показалась ближе из-за мамы, которую очень любили маленькие пациенты. Вся моя жизнь связана со 2-м Московским государственным медицинским институтом (ныне — Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова). Я здесь учился, затем работал на студенческой кафедре и факультете дополнительного профессионального образования, а также в различных городских больницах (в последние годы — в детской городской клинической больнице им. З.А. Башляевой). Могу сказать, что возможности помощи детям, безусловно, улучшаются.

Известно, что вопросы здоровья детей сегодня остаются крайне актуальными. Какие наиболее значимые проблемы Вы могли бы выделить?

Педиатрия — обширная, особо важная область знаний. Так что все, что разрабатывают медицина и здравоохранение представляет интерес и ценность для педиатрической практики. Проблемы с годами, к сожалению, не меняются. Мы гордимся, что наша страна первой в мире создала государственную педиатрическую структуру, открыла в нашем университете педагогический факультет. Нам удалось сохранить педиатрию как специальность в 90-е гг. XX в., когда над ней был «занесен топор» первой волны оптимизации.

Однако педиатрия весьма затратное удовольствие. Поэтому остро стоят проблемы решения организационно-финансовых, кадровых вопросов, обеспечения лечебно-профилактической, научной, информационно-просветительской работы.

Сейчас актуальны проблемы автоматизация рабочего места педиатра, внедрения принципов искусственного интеллекта в практику, полноценного обеспечения населения лекарственными формами для детей. Хорошо, что есть что решать и кому решать.

К сожалению, зачастую родители обращаются к педиатру, когда проблема со здоровьем ребенка уже сильно выражена. С этим явлением нередко приходится сталкиваться и работникам образовательных организаций. Приходилось ли Вам встречаться с подобными случаями в своей практике? В чем, на Ваш взгляд, причина этого явления?

В практике все было. Вы правы в том, что некоторые родители из-за занятости, погруженности в свои проблемы или скептического отношения к медицинским учреждениям игнорируют необходимость и возможность своевременного обращения к врачу. Усугубляет проблему введенный в практику лимит времени общения педиатра с пациентом. Да и не всегда есть возможность выйти на конкретного специалиста.

Я считаю, что жесткое сокращение узких специалистов в детских поликлиниках было преждевременным. Так что родители не всегда виноваты. По крайней мере, их нужно воспитывать, когда они еще поддаются внешнему влиянию. Уточняются роль и обязанность государства в отношении сохранения и укрепления здоровья детей. Работая в стационаре, имеешь дело уже с больным ребенком, и спрашивать, кто виноват, обычно поздно, приходится просто лечить и выручать.

Одно из условий сохранения здоровья дошкольников — обеспечение качественного медицинского сопровождения детей в ДОО. Однако в наше время в большинстве образовательных организаций в штате отсутствуют медицинские работники. И врач, и медицинская сестра, являющиеся сотрудниками детской поликлиники, на попечении которых находится несколько ДОО, приходят в них 1—2 раза в неделю. В этом случае говорить о качественной профилактической и оздоровительной работе трудно. Есть ли выход из этой ситуации?

Очень надеюсь на полноценное восстановление весьма урезанной в порыве второй волны оптимизации дошкольно-школьной медицины. Кое-что для этого делается. Несмотря на определенные дефекты, успешно работает трехступенчатая система помощи детям, принятая в крупных городах. Сложности остаются для сельской местности и небольших городов.

Без масштабного восстановления кадрового потенциала медицинских работников говорить о полноценной и качественной профилактической и оздоровительной работе на уровне образовательных организаций не приходится. Хочу напомнить, что ранее все педагоги получали медсестринскую подготовку. Это обеспечивало двойную надежность. Будем ждать прозрения руководителей здравоохранения и надеяться на то, что по окончании коронавирусной пандемии они вспомнят о проблеме и привнесут необходимые изменения. Кстати, эта пандемия на многое открыла глаза.

Вы известный педиатр, детский гастроэнтеролог. Пожалуйста, дайте несколько советов по профилактике заболеваний пищеварительного тракта у детей.

Дети должны ежедневно быть на воздухе, много двигаться, заниматься физкультурой и спортом, радоваться жизни, почаще общаться с родителями. Это все в равной степени относится к профилактике заболеваний органов пищеварения.

Важно организовать правильное питание. Известна «концепция 1000 дней, когда закладывается здоровье», в которой существенная роль принадлежит грудному вскармливанию. Ребенок всегда должен питаться по возрасту и употреблять только качественные продукты.

В организации питания никто не отменял возрастных ограничений. На общий стол дети должны переходить не ранее 5 лет, а при функциональных отклонениях и тем более после перенесенных заболеваний (кишечные инфекции и т.д.) — не ранее 7 лет.

Дошкольники должны меньше времени проводить с гаджетами, больше — со своими близкими, друзьями, читать книги. Задача взрослых — создать все условия, чтобы ребенок развивался, путешествовал, общался со сверстниками. Сегодня этого можно достичь, хотя и сложно.

Прививки, медицинский контроль, помощь при заболеваниях — это уже наша забота: медицинских сестер, врачей, профессоров. Родителям детей с ослабленным здоровьем напомню о существовании детской санаторно-курортной службы. Использование естественных природных факторов часто полезнее самых современных лекарств. Считаю, что доказательная медицина в интерпретации фармацевтических гигантов безосновательно наложила табу на методы физиотерапии и санаторно-курортной бальнеотерапии. Это уникальное достояние отечественной педиатрии. Эти методы можно активно применять в гастроэнтерологической практике.

Константин Иванович, благодарю Вас за интервью.

Беседовала М.В. Лещенко

Прочитано 394 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии