Версия для печати

Деятельность стажировочной площадки как инструмент развития кадрового потенциала ДОО

Гулида М.А.,
директор Центра развития ребенка — детский сад № 7,
г. Калачинск Омской обл.


Поддержка создания и деятельности профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций в сфере образования — одна из составляющих комплекса мер подпрограммы «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» в Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013—2020 годы».

Основания для объединения педагогов могут быть разные: возраст, место работы, специальность, реализуемые программы, профессиональные интересы, хобби, пол, принадлежность к общественной организации и т.д.

Одна из форм объединения педагогов — инновационные комплексы в образовании (далее — ИнКО). В Омской области с 2009 г. созданы и действуют 6 региональных инновационных комплексов в образовании: «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС», «Школа как центр творчества и развития одаренности детей», «Школа — территория здоровья», «Образование детей особой заботы», «Профессиональные образовательные стандарты нового поколения», «Обновление дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО».

Актуальность создания инновационного комплекса «Обновление дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО» определяется необходимостью подготовки руководителей и педагогов к изменениям в организации процесса воспитания и развития дошкольников.

Для каждой ДОО сегодня особенно важна задача создания инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогических работников. Это обусловлено прежде всего изменениями, происходящими в связи с введением ФГОС ДО. Стандарт предъявляет высокие требования к педагогу, следовательно, возрастает роль неформального образования, позволяющего педагогам ДОО повысить свою профессиональную компетентность. В 2011 г. наш детский сад принял решение войти в региональный инновационный комплекс в образовании.

Цель регионального инновационного комплекса «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» — сопровождение процесса реализации ФГОС ДО в детских садах.

За прошедший год в рамках деятельности данного инновационного комплекса проделана работа по организации различных форм обучения и повышения квалификации для руководящих и педагогических работников по вопросам реализации ФГОС ДО (проектировочные семинары, семинары-практикумы, обучающие семинары, интернет-консультации). В рамках деятельности инновационного комплекса работают 14 стажировочных площадок, участники которых — более 900 педагогов, начавших в 2013 г. реализацию коучинг-проектов по проблемам организации, а с января 2016 г., посетив семинар «Франчайзинг как способ организации деятельности стажировочных площадок», образовательные организации перешли на новую форму работы — франчайзинг по теме «Индивидуализация образования».

Форма имеет своей целью развитие сетевого информационно-образовательного взаимодействия участников стажировочных площадок «Обновление дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО», направленного на разработку и апробацию единого продукта по актуальной проблеме.

Один из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится его субъектом. А это не что иное, как индивидуализация дошкольного образования. Учитывая принцип индивидуализации, Стандарт устанавливает, что любая образовательная программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Следовательно, для реализации ФГОС ДО необходимо не только определить содержание дошкольного образования, соответствующее пяти образовательным областям, но и раскрыть для педагогов возможности реализации в педагогической практике такой принципиально важной составляющей Стандарта, как индивидуализация дошкольного образования.

С этой целью мы приняли участие в научно-практическом семинаре «Развитие сетевого информационно-образовательного взаимодействия», на котором были разработаны механизмы внедрения образовательного франчайзинга «Индивидуализация образования» в работе ДОО — стажировочных площадок.
Участники разработали франшизу по такому важному аспекту дошкольного образования, как индивидуализация, были подробно раскрыты факторы, обусловливающие развитие ребенка, вопросы организации индивидуальной работы с детьми, а также педагогические стратегии, позволяющие обеспечить индивидуализацию дошкольного образования, что имеет принципиально важное значение для реализации ФГОС ДО.

Применение детскими садами франчайзинга позволило создать образовательную сеть с использованием информационных технологий, тем самым, предоставляя всем желающим равный доступ к качественному образованию.

Стажировочная площадка реализуется во взаимодействии с образовательными учреждениями Калачинского, Кормиловского, Нижнеомского и Оконешниковского муниципальных районов. Продуктом деятельности стало проектирование педагогами моделей карт индивидуального развития ребенка, адаптированных к условиям конкретного детского сада, муниципалитета на основе изученного инновационного опыта.

Особенность работы стажировочной площадки в том, что она организуется в очно-заочной и дистанционной формах.

Стажировка включает разнообразные формы работы с участниками: очные формы обобщения и трансляции опыта (теоретический семинар, фокус-группа, мастер-классы, деловые игры, индивидуальные консультации, кейс-технологии, презентация). Дистанционные способы взаимодействия используются для анкетирования педагогов, выполнения технических заданий, предоставления необходимых теоретических материалов. Для стажеров, которые не могут выехать на обучение, вся необходимая информация представлена на сайте нашей ДОО.

За девять месяцев обучение прошли 49 педагогов, среди них методист МБУ «Центр развития образования», заведующие, старшие воспитатели, инструкторы по физкультуре, воспитатели и музыкальные руководители.

Наша работа продолжается, но опыт, уже накопленный на данном этапе, был обобщен и представлен через видеопрезентации и видеофильмы на сайте ДОО.

В результате сетевого взаимодействия участников мы получаем новое системное качество (разработанный и апробированный методический материал, компетентный квалифицированный кадровый состав). Выстраивая работу по типу франчайзинга, мы также получаем команду педагогов, готовую решать любую возникшую проблему.

Постоянная рефлексия деятельности, обратная связь с участниками стажировочных площадок из других организаций позволяет нам скорректировать содержание и организацию стажировки педагогов на следующий учебный год.

В результате включение в деятельность ИнКО позволило педагогическому коллективу повысить уровень готовности к реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования; уровень профессиональной компетентности в условиях освоения различных ролей в рамках деятельности ИнКО; стать членом экспертного совета. За время работы в режиме инновационной деятельности произошел заметный рост в повышении профессиональной компетентности педагогов: педагоги прошли курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС, переподготовку. На сегодняшний день прошли курсы и переподготовку 100% педагогов. В ДОО аттестовано 100% педагогов, из них на первую категорию — 67%, на высшую — 33%.

Отмечается устойчивая положительная динамика в представлении педагогами инновационного опыта в мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней. Два педагога стали победителями областного этапа профессионального конкурса «Воспитатель года России». Количество педагогов, участвующих в мероприятиях всероссийского уровня, увеличилось почти в 3 раза (от 3% в 2011 г. до 10% в первом полугодии 2017 г.). Количество педагогов, принявших участие в мероприятиях международного уровня, увеличилось в 3 раза (от 1% в 2011 г. до 3% в первом полугодии 2017 г.). Присутствие в ИнКО предоставляет возможность участникам транслировать инновационный опыт на мероприятиях разного формата и уровня.

Таким образом ИнКО обеспечивает:
— повышение уровня готовности руководителей и педагогов к реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования;
— развитие различных моделей организации неформального образования;
— повышение уровня профессиональной компетентности педагога в условиях освоения различных ролей в рамках деятельности ИнКО;
— формирование экспертного сообщества (объединение групп педагогов, активно участвующих в проектировании программ, пособий и т.п.);
— создание условий для карьеры педагога (статус тьютора, наставника, консультанта);
— популяризацию инновацион­ных практик в профессиональном педагогическом сообществе.

Прочитано 1320 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии