Версия для печати

Гость номера — Наталья Юрьевна Майданкина

У нас в гостях

канд. пед. наук, доцент, начальник учебного отдела
ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения
квалификации и переподготовки работников
образования (УИПКПРО), г. Ульяновск

Наталья Юрьевна Майданкина

Уважаемая Наталья Юрьевна, расскажите о себе. Как вы пришли в дошкольное образование?

Наверное, очень просто. Выбирала между техническим вузом и педагогическим. Остановилась на последнем с самым большим тогда конкурсом на факультете дошкольной педагогики.

Материалы, которые Вы присылаете в журнал, всегда содержат оригинальную идею. В чем Вы черпаете вдохновение?

Меня окружают интересные люди, профессионалы. Возможность рассказать об их труде, творческих начинаниях, помощи им является источником и собственной деятельности.

Что входит в сферу Ваших научных интересов?

Формат постдипломного образования предоставляет большие возможности для научно-методической деятельности. В моем случае — это и продолжение темы диссертационного исследования по проблеме «Формирование у детей до­школьного возраста основ правовой культуры», и вопросы социально-личностного развития детей, и вопросы совершенствования профессиональных умений педагогов ДОУ в организации образовательного процесса социального воспитания для дошкольников в условиях ДОУ и семьи и многое другое.

Вы работаете в системе повышения квалификации. Чем современный педагог-дошкольник отличается от своих коллег XX в.? Каковы его интересы, приоритеты?

К сожалению, настоящий период развития характеризуется рядом негативных тенденций, среди которых — расшатывание ценностных ориентаций общества, серьезное понижение социального статуса воспитателя, маргинализация населения, отрицательно влияющие на формирование положительного мнения о профессии педагога и затрудняющие ориентированность воспитателя на необходимость постоянного совершенствования своих профессиональных качеств и умений.

В то же время общество требует от современного педагога проявления конгруэнтности как состояния целостности и полной искренности, когда все части личности работают вместе, реализуя единую воспитательную цель — формирование культурной образованной личности ребенка. Кроме того, современный педагог уже не может не владеть информационными технологиями; задача заключается в его способности и готовности творчески использовать их в работе с детьми.
В умении преодолевать эти противоречия мне видится его основное отличие.

Проблема старения кадров характерна для большинства регионов. Какая работа ведется с молодыми специалистами, чтобы у них появился мотив не только получить профессию, но и остаться в ней?

В системе дошкольного образования трудятся замечательные педагоги, владеющие практическими навыками ухода и присмотра за малышами, организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. У педагогов старшего поколения накоплен серьезный опыт педагогической деятельности, в основу которого положен главный принцип работы (о нем говорил еще Я.А. Комен­ский) — организация индивидуального подхода к каждому ребенку, выявление и учет его потребностей и возможностей. Педагоги применяют уникальные технологии работы с детьми: раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Опытный воспитатель до 50 раз и чаще организует упражнения по формированию у малышей элементарных культурно-гигиенических навыков (одевания, раздевания, умывания, вытирания, причесывания и т.п.) и только потом «переводит» ребенка в режим самостоятельной деятельности, продолжая постоянно его поддерживать и помогать. Никогда не забывая, как это трудно маленькими хрупкими пальчиками застегнуть пуговицу или замочек на куртке!

Для детей дошкольного возраста опытный педагог непрерывно создает условия, обеспечивающие детям возможность воспринимать и наблюдать окружающее. Воспитатель не только называет предмет, но и неспешно рассматривает его с детьми (цвет на разных участках, разнообразие оттенков, величина, форма; облака на небе — какие по форме, величине, их цвет, на что похожи и т.п.), наблюдает за ним, беседует с детьми, выслушивает их, вызывает эмоциональный отклик на события и явления окружающего мира. Это основы организации образовательного процесса для дошкольников, которыми в совершенстве владеют опытные педагоги.

Сегодня в области дошкольного образования остро стоит задача успешно передавать накопленный опыт молодым кадрам. На мой взгляд, хорошая и забытая форма работы с молодыми кадрами — школа наставничества, предполагающая за­крепление за опытным педагогом молодого специалиста и приобретение новичком практического опыта организации образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста под руководством наставника. Такая форма педагогической помощи может быть учтена при подготовке к аттестации наставника, включена в стимулирующие выплаты. В нашей области действует Школа наставников, основу которой составляют заслуженные учителя П. Головин, Ю. Латышев.

Следующая форма — закрепление студентов педагогических специальностей во время учебы в вузе за постоянным образовательным учреждением. Известен европейский опыт прохождения студентами во время учебы однодневной, педагогической, методической практики и других форм работы в одном ДОУ. По окончании учебы молодой специалист поступает на работу в уже знакомый педагогический коллектив и процесс профессионального становления проходит успешнее и результативнее. Может быть, полное копирование этой формы и невозможно, но движение в этом направлении мне кажется перспективным.

Еще одна форма — организация в ДОУ инновационной деятельности с привлечением молодых специалистов, активно используется в нашей области. Определение проблемы и цели инновационной деятельности («Кто никуда не идет, тот никуда и не придет»), поэтапное решение задач мобилизует творческие ресурсы молодого специалиста, мотивирует его на достижение результата. Инновационная деятельность способствует созданию в педагогическом коллективе атмосферы успешности молодого специалиста и влияет на самооценку педагога. Кроме того, инновационная деятельность в ДОУ побуждает начинающего педагога задуматься о продолжении учебы, повышении профессиональной компетентности и мастерства.

Участие молодых специалистов в инновационной деятельности ДОУ содействует их карьерному росту. Инициативные педагоги включены в резерв руководителей области и для этой категории слушателей в УИПКПРО разработаны специальные программы повышения квалификации.

Разработанные педагогами в процессе инновационной деятельности образовательные материалы получают возможность участвовать в региональных и всероссийских конкурсах. Например, в нашей области организован конкурс на лучшую методическую разработку по правовому воспитанию детей дошкольного возраста «Ребенок и право». Проведены уже три конкурса (2009, 2010, 2012), в которых успешно представили свой первый педагогический опыт и молодые кадры ДОУ.

В Ульяновской области действует программа по поддержке молодых специалистов, для которых особенно важна экономическая составляющая трудовой деятельности. В качестве примера отметим, что педагоги сельской местности получают региональную надбавку за первый год работы — 20 тыс. руб., за второй — 40, за третий — 60 тыс. руб.

Какие программы существуют для руководителей ДОУ?

В УИПКПРО разработан ряд учебных программ повышения квалификации для педагогических работников ДОУ по актуальным вопросам дошкольного образования, внедрения ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ежегодно на публичную защиту программ повышения квалификации для педагогических работников ДОУ приглашаются сотрудники Министерства образования, Управления образованием муниципальных образований, руководители базовых и инновационных детских садов, стажировочных площадок. Для руководителей ДОУ в УИПКПРО реализуется несколько учебных программ и модулей, таких как «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях», «Организация образовательного процесса в малокомплектном ДОУ», содействующих повышению профессиональной компетентности педагогов. Содержание программ предоставляет возможность слушателям не только познакомиться с современными теоретическими исследованиями в области дошкольной педагогики и практическим опытом в сфере дошкольного, в том числе и регионального образования, но и повысить свой уровень владения информационными технологиями, разработать собственный педагогический проект, пройти педагогическую стажировку в инновационных ДОУ. На базе областных стажировочных площадок слушатели работают с современной нормативной и методической документацией, образовательными программами, программами развития ДОУ, годовыми, тематическими и календарными планами, финансовой отчетностью в детском саду. В программе стажировки изучение специфики организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста и методической работы в разных видах ДОУ, а также особенностей взаимодействия с родителями воспитанников.

Какие виды дошкольных учреждений наиболее востребованы в регионе?

В первую очередь — классический вариант — муниципальный детский сад с «полным пансионом», что вполне объяснимо занятостью родителей на производстве. Родители активно голосуют за этот вариант, позволяющий получить качественную и недорогую услугу в сфере дошкольного образования. В области функционируют замечательные ДОУ с плавательными бассейнами, зимними садами, мини-музеями различной направленности. Естественно, эти детские сады пользуются особой популярностью у родителей и они приоритетно их выбирают для образования своих детей.

Постепенно развиваются и альтернативные формы до­школьного образования — част­ные детские сады с уходом и присмотром за детьми, ГКП на базе школ и учреждений дополнительного образования, школы раннего развития, семейные детские сады.

Учитывается ли этот фактор в системе подготовки и переподготовки кадров?

В Ульяновской области разработаны и поэтапно реализуются целевые программы развития дошкольного образования. Для реализации задач региональной образовательной политики в области дошкольного образования в УИПКПРО разработаны учебные модульные программы, направленные на повышение квалификации специалистов ДОУ и формирование у них необходимых функций для решения актуальных проблем дошкольного образования. На кафедре дошкольного образования УИПКПРО успешно реализуются такие программы и учебные модули, как «Новые технологии дошкольного образования в свете ФГТ», «Организация образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста», «Приобщение дошкольников к культурно-историческим и этническим ценностям региона» и др.

Преподавателями подготовлены методические рекомендации по организации семейного детского сада, обучению мам-воспитателей.

В области существует большая потребность в образовательных услугах по воспитанию детей раннего возраста. Это обстоятельство способствует разработке учебных программ по проблеме педагогической поддержки раннего семейного воспитания в условиях детского сада. Интерес представляет, на наш взгляд, опыт создания и реализации интегрированных программ кафедры дошкольного образования и инновационных ДОУ по организации на базе детского сада семейных игровых центров и служб педагогического сопровождения раннего семейного воспитания. Программы раскрывают содержание и технологии работы с родителями воспитанников, не посещающих ДОУ, и детьми раннего возраста, в условиях детского сада.

Есть ли в Ульяновской области региональная программа воспитания и обучения детей, учитывающая специфику региона?

Одна из целей региональной инновационной образовательной политики — создание благоприятных условий для инновационной деятельности, эффективного качественного и непрерывного образования. Около 20 лет действует областная программа развития инновационной деятельности, в которой принимают участие и ДОУ. По отношению к системе дошкольного образования возможно разделить деятельность ДОУ в этой программе на два больших этапа.

1-й этап — с 1995—1997 по 2007 г., характеризуется участием в программе ДОУ гг. Ульяновска и Димитровграда. Инновационная деятельность на этом этапе касалась исследования проблем эстетического (художественного, музыкального), интеллектуально-речевого, физического развития, культурологического образования дошкольников.

2-й этап — с 2008 г. по настоящее время заключается в разработке содержания и технологий, обеспечивающих организацию в ДОУ эффективного и качественного дошкольного образования в современных социокультурных условиях. По инициативе губернатора нашей области С.И. Морозова в 2007 г. был запущен механизм, позволивший внести изменения в бюджет муниципальных образований и обеспечить возможность сельскому ДОУ вступить в областную программу развития инновационной деятельности и стать ее полноправным участником. В том же году несколько муниципальных образований определили лучшие детские сады и предприняли попытки организовать на их базе инновационную деятельность по актуальным проблемам дошкольного образования и вступить в областную программу развития инновационных процессов (РИП). Отмечу, что некоторые районы и ДОУ «сошли» с дистанции или «не до­шли», не сумев достичь планируемых целей. Этот отрицательный результат, на мой взгляд, тоже является результатом и позволяет поразмышлять и сделать выводы.

Особая трудность для ДОУ, занимающихся исследовательской деятельностью на втором этапе, заключается в выборе темы инновационной деятельности, определении ее актуальности и новизны, необходимости интегрировать цели, поставленные перед системой дошкольного образования на федеральном (реализация ФГТ) и региональном уровнях (Программа развития дошкольного образования в Ульяновской области на 2010—2012 гг., проект Программы развития до­школьного образования в Ульяновской области на 2013—2015 гг.). В качестве примера приведу актуальную проблематику тем, разрабатываемых сельскими ДОУ. ДОУ «Ромашка» Ульяновского района исследует тему «Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе игровой деятельности», ДОУ «Теремок» Майнского и «Василек» Чердаклинского районов разрабатывают проблему интеграции нравственно-эстетического и эколого-художественного развития дошкольников, ДОУ «Сказка» Сенгилеевского района — тему «Амплификация досуговой деятельности как условие успешного социально-личностного развития детей дошкольного возраста». Тема «Поликультурное воспитание детей в условиях сельского ДОУ» исследуется педагогами Кузоватовского детского сада «Светлячок». Воспитатели детского сада «Солнышко» Николаев­ского района исследуют проблему «Социально-личностное развитие в сельском детском саду». Актуальность создания открытой образовательной среды в ДОУ стала темой инновационной деятельности ДОУ «Колокольчик» Павловского района — «Взаимодействие малокомплект­ного сельского детского сада с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнерства». Детский сад «Яблонька» раб. пос. Мулловка Мелекесского района в формате РИП разрабатывает проблему «Создание условий для психологического здоровья педагогов и детей в ДОУ».

Каждый детский сад, вступивший в программу РИП, разрабатывает программу инновационной деятельности, определяет ее этапы, на ежегодном заседании экспертного совета представляет отчет о выполнении. Результатом инновационной деятельности ДОУ становится разработка инновационных продуктов — программ, технологий, методического обеспечения образовательного процесса и его внедрение в образовательную деятельность детских садов с учетом специфики нашего региона.

Наталья Юрьевна, Вы не только прекрасный специалист, но и красивая, всегда улыбающаяся женщина! Поделитесь секретами красоты и хорошего настроения с нашими читателями.

Секрет очень прост: чтение, предпочитаю русскую классику: Л.Н. Толстой, К.Г. Паустовский; самообразование — по мнению С.И. Гессена, образование — это удивительное путешествие; встречи с интересными людьми; отдых на природе.

Ульяновская область — уникальный в природном и историко-культурном отношении край. Ознакомление с природой, изучение истории и культуры родного Среднего Поволжья — для меня огромное удовольствие. Мини-путешествия в достаточно известные Ундоры, Сенгилеевский заказник, Белое озеро, на Белую гору и менее известные — Скрипинские Кучуры, Белолебяжье озеро дарят много ярких впечатлений и приносят большую радость. Люблю бывать в своем маленьком домике, затерянном на просторах средневолжской возвышенности, восхищаться плещущейся водой синего озера, шумящими деревьями на горе, глубоким звездным небом. Это сильные ощущения и эмоции, будто пытаешься прикоснуться к мирозданию. На суету сует начинаешь смотреть иначе. Приучаешься дорожить минутой, мгновением, быть внимательнее, добрее, терпимее к окружающим.

Прочитано 2710 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии