Версия для печати

Гость номера — Зимонина Валентина Николаевна

У нас в гостях
методист, старший преподаватель по проблеме
«Здоровье и физическая культура» кафедры
педагогики и методики дошкольного образования
Московского института открытого образования,
отличник народного просвещения, лауреат премии
Правительства РФ в области образования

ЗИМОНИНА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

Валентина Николаевна, расскажите, пожалуйста, о себе.
Родилась я после войны в простой русской семье. Детей в семье было трое. Папа — участник двух войн (финской и Великой Отечественной); мама, как и большинство российских женщин, работала в тылу. После войны она вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Папа — человек «золотые руки», новатор производства. По окончании средней школы я поступила в дошкольное педагогическое училище, которое успешно окончила и получила направление на работу в малокоплектный детский сад на должность заведующего. Через два года я вышла замуж за военного и 20 лет ездила с ним по России. Саратов, Омск, Новосибирск, Москва, Владивосток и снова Москва — вот перечень городов, где мне пришлось работать воспитателем, заведующим, методистом Министерства просвещения РСФСР (проблема развития речи) и методистом — старшим преподавателем кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования.
Как Вы стали заниматься физическим воспитанием дошкольников?
После ухода на пенсию известного специалиста по физическому воспитанию М.Ф. Литвиновой руководство предложило мне заняться этим направлением. Я веду его уже 21 год. Поначалу я училась у мастеров своего дела — Г.П. Юрко (НИИ гигиены детей и подростков), Ю.Ф. Змановского (Институт здорового ребенка), Л.Г. Голубевой (Академия последипломного образования).
Кто были Ваши учителя?
Я благодарна судьбе за то, что мне пришлось учиться профессио¬нализму в разных регионах страны, встречаться с очень интересными и добрыми людьми, которые и направляли, и помогали, и журили. Меня учили известные преподаватели столичного МГЗПИ — Д.В. Хухлаева, А.М. Бородич. Практико-методическую деятельность я постигала под руководством начальника управления по до¬школьному воспитанию МП РСФСР М.А. Васильевой, специалистов высочайшего уровня методического кабинета министерства Е.Н. Тверитиной, Л.В. Руссковой, городского методического кабинета Москвы В.М. Изгаршевой.
Какие приоритеты в области физкультуры и здоровья необходимо реализовывать в современном воспитательно-образовательном процессе?
Проблему формирования здоровья дошкольников следует рассматривать как комплексную, не выделяя приоритеты. Здоровым ребенка мы можем назвать только в том случае, если он физически здоров, эмоционально благополучен, интеллектуально развит и нравственно воспитан, поэтому педагогам дошкольных учреждений следует помнить, что любая форма организации педагогического процесса в режиме дня группы должна нести оздоравливающую и развивающую направленность.
Расскажите о своей программе. Как возникла идея ее создания?
Современное дошкольное образование переживает переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов, вводятся новые формы дошкольного образования. Родители все больше интересуются проблемами образования детей, хотят, чтобы в дет¬ском саду детей учили читать и писать. Стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желание учителей школы получить подготовленного ученика, — с другой, подтолкнули педагогов перейти на раннее обучение до¬школьников. Детский сад постепенно приобрел облик мини-школы с ее целями, задачами, формами и методами работы. В результате ценности каждого возрастного периода жизни до¬школьника необоснованно забыты, не учитываются закономерности психического и физического развития. Раннее обучение постепенно вело к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интереса к игровой деятельности. Именно эти причины и заставили меня организовать экспериментальную работу на базе дошкольных учреждений № 953, 1767, 1787 Южного, № 1144 Центрального, № 1671 Западного, № 1200 Северо-Западного округов Москвы по разработке и апробированию модульной программы и методического обеспечения к ней. Работая в режиме эксперимента 5 лет, мы создали систему физкультурно-оздоровительной работы с учетом вида дошкольного учреждения, технологию организации гибкого режима для каждой возрастной группы, примерное расписание совместной деятельности педагога с детьми, систему медико-педагогического контроля. Кроме того, была разработана технология построения разных видов физкультурных занятий: учебных, сюжетных, игровых, занятий с повышенной мотивацией детей к двигательной деятельности и по развитию элементов творческого мышления в двигательной деятельности. Программа «Росинка» прошла экспертизу в Министерстве образования РФ, получила гриф «Допущена МО РФ в качестве программно-методического пособия для педагогов дошкольных образовательных учреждений». Эта работа и педагоги удостоены премии Правительства РФ.
В чем отличия планирования в «Рабочем журнале инструктора по физкультуре» от традиционного?
В качестве методического обеспечения к программе был создан рабочий журнал для инструктора (воспитателя) по физической культуре. Функциональные обязанности воспитателя по физической культуре определяют его работу с детьми и организационно-методическую деятельность. Свою деятельность педагоги планируют по-разному (календарно или перспективно), но и в том, и другом случаях они уделяют большое внимание работе с детьми, и это правильно. Вместе с тем у воспитателя по физической культуре есть и вторая функциональная обязанность — организационно-методическая. Как ее планировать, педагоги часто не знают или испытывают затруднения. Поэтому в рабочем журнале я привела примерный образец планирования работы воспитателя по физической культуре в соответствии с его функциональными обязанностями. Кроме того, в журнале представлено календарно-перспективное планирование, что позволяет педагогу не только выполнять свои функции, но и четко отслеживать этапы прохождения программного материала детьми.
Каковы Ваши планы на будущее?
В настоящее время экспериментальная работа продолжается, расширился перечень дошкольных учреждений. Чтобы помочь педагогам снять учебную нагрузку на детей, нами разработаны комплексно-тематическое планирование для всех возрастных групп и система интегрированной совместной деятельности педагога с детьми. Эта технология соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре и содержанию общеобразовательной программы и новым СанПиН. Система, которую мы постепенно выстраиваем, дает очень хорошие результаты. Нас радует снижение заболеваемости детей в течение длительного времени, а уровень физического, интеллектуального и эмоционального развития просто удивляет.
Ваши пожелания читателям журнала.
Всем читателям журнала мне хочется пожелать крепкого здоровья, успешной любимой работы, благополучия, и всегда помнить, что мы работаем с очень непредсказуемым, ранимым, доверчивым и любознательным ребенком. Ошибаться нам нельзя.
Беседовала Е.В. Боякова

Прочитано 3109 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии