Версия для печати

Коллективная педагогическая память

Взаимодействие традиций и инноваций, их диалектический переход друг в друга — постоянный процесс, условие развития человеческой культуры. Как часто можно слышать, что в работе детских садов нужны только инновационные формы и такое же инновационное содержание. От длительного настороженного отношения к новшествам мы перешли к отрицанию педагогических традиций, неправомерно отождествляя их с застоем. Инновация в переводе с английского — нововведение. Этот процесс связан с созданием и внедрением ­какого-либо новшества материальной или нематериальной культуры.

Педагогическая инновация предполагает рост эффективности воспитательно-образовательного процесса, его результатов, оптимизацию решения педагогических задач. Она появляется на определенном этапе культурно-исторического и социального развития общества, опираясь на существующие научные, практические, бытовые традиции и отражая насущные потребности социума.

Каждая инновация, пройдя через горнило педагогического опыта, становится частью традиции. Традиции — ядро педагогических инноваций. В российской науке и практике накоплен мощный потенциал, позволивший на этапе перехода к работе по стандарту в короткие сроки переосмыслить ценности детства и дошкольного образования в целом.

Традиция в педагогике не противостоит развитию. Она трансформируется, проходя эволюционным путем к новым формам и содержанию. Революционные скачки приводят к разрыву традиций (или их латентному существованию), долгим поискам новых ценностей и целей, резким переходам от одной концепции к другой. Традиции поддерживают устойчивость системы образования, уровень качества, обеспечивают самотождественность и преемственность, образуют коллективную педагогическую память. Наличный опыт уже содержит в себе будущие смыслы.

Современное дошкольное образование удивительным образом сочетает в себе устойчивые традиции с открытостью к внедрению педагогических новшеств. Мы имеем возможность на новом диалектическом витке пересмотреть когда-то отвергнутые теории (например, проекты или свободное воспитание) и придумать что-то совершенно новое.

Выписывайте и читайте наш журнал, и вы всегда будете в курсе педагогических новшеств. Пишите по адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «Для журнала “Управление ДОУ”».

Главный редактор журнала Е.В. Боякова

Прочитано 2363 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии