Версия для печати

Обсерватория ЮНЕСКО — центр поддержки художественного образования

Боякова Е.В.,
канд. пед. наук, старший научный сотрудник Института художественного
образования Российской академии образования, Москва

 

В день открытия Года культуры в России состоялось важное событие для развития художественного образования — Международный круглый стол «Проблемы и перспективы художественного образования в контексте современной культуры». Его организовали Институт художественного образования Российской академии образования, Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской академии образования, Московский государственный университет культуры и искусств при консультативном содействии Бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Армении, Беларуси, Республике Молдова и Российской Федерации и при участии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС).

На заседании Круглого стола обсуждались вопросы значения художественного образования и образования средствами искусства для развития творческого потенциала детей и молодежи, партнерства государств СНГ по проблемам сохранения культурного наследия, популяризации национальных научных исследований в области художественного образования, продвижения и трансляции передового опыта в международном масштабе.

В работе Круглого стола приняли участие ведущие эксперты стран СНГ, Европы и США в области художественного образования, представители Минкультуры и Минобразования России, деятели науки, культуры, искусства, педагоги всех уровней образования. Авторитетный состав участников заседания подтвердил важность обсуждаемого круга вопросов для обучения подрастающего поколения в дошкольных и общеобразовательных организациях, учреждениях дополнительного образования, подготовки кадров в области культуры и художественного образования.

В программе Круглого стола обсуждались проблемы современного состояния и перспектив развития художественного образования в странах СНГ, «План совместных действий» по развитию партнерского взаимодействия в области образования через искусство, презентовались издания, разрабо­танные в рамках реализации пилотного проекта ЮНЕСКО и МФГС «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке» (2009—2014). Знаковым для российского образования стало официальное открытие двуязычного многоуровневого информационного ресурса «Обсерватория художественного образования государств-участников СНГ» (http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/), обеспечивающего межкультурный и профессиональный диалог.

ЮНЕСКО имеет пять обсерваторий по художественному образованию: Мельбурнский университет (Австралия), Национальный институт образования (Сингапур), Гонконг Школа Творчества (ОАРГ, Китай), ALMOCA обсерватория по межкультурному творческому обучению (Казахстан), Обсерватория художественного образования государств-участников СНГ (Россия). Все они поддерживают политику ЮНЕСКО по пропаганде художественного образования и образования средствами искусства, занимаются сбором, анализом и распространением ресурсов в данной области.

Обсерваторию в России курирует, поддерживает и продвигает Институт художественного образования Российской академии образования, обеспечивая педагогической общественности и всем заинтересованным лицам доступ к материалам всемирных конференций ЮНЕСКО, международным документам, аналитическим и информационным материалам, новостям, публикациям, охватывающим все уровни образования и сферы искусств в СНГ. Актуальными для понимания культурных и образовательных процессов выступают публикации ЮНЕСКО аналитического доклада «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2011), аналитического обзора «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке» (2012) и аналитической записки «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке (2009—2014)» (2013). В указанных изданиях представлены данные, в том числе по до­школьному образованию, что становится еще одним фактом всемирного признания важности этого уровня образования для обеспечения творческого развития детей.

Разделы информационного ресурса Обсерватории художественного образования государств — участников СНГ знакомят с программой ЮНЕСКО по художественному образованию и пилотным проектом ЮНЕСКО/МФГС, материалами Первой и Второй всемирных конференций, конвенций, документами СНГ, в том числе рекомендациями по законодательному обеспечению развития художественного образования в государствах — участниках СНГ.

Посетители могут ознакомиться с кафедрами и обсерваториями ЮНЕСКО, целями художественного образования, дорожной картой, материалами Международной недели художественного образования. В разделе «Образование через искусство» рассматриваются два основных подхода к художественному образованию. Подчеркивается, что они «могут применяться одновременно и не должны восприниматься как отличные друг от друга. Виды искусства могут (1) преподаваться как отдельные предметы в рамках изучения различных художественных дисциплин, развивая таким образом у учащихся творческие навыки, восприимчивость и понимание искусства, и (2) рассматриваться как один из методов преподавания и обучения, предусматривающий включение художественных и культурных аспектов во все предметы программы».

Подробно с программой Круглого стола, составом участ­ников, текстами официальных приветствий и докладов, презентациями и видеотрансляцией можно ознакомиться на официальных сайтах организаторов (ИХО РАО, НПБ им. К.Д. Ушинского).

По итогам Круглого стола принята резолюция.

Прочитано 2202 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии