Версия для печати

У нас в гостях Мария Валерьевна Мищенко

Мария Валерьевна Мищенко,

старший воспитатель дошкольных групп ГБОУ «Школа № 777 им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова», Почетный работник общего образования РФ

Здравствуйте, Мария Валерьевна! У каждого педагога есть профессиональный девиз. Есть ли у Вас такой девиз?

Мне очень нравятся слова Ж.-Ж. Руссо: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения... Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его». Мне кажется, что эти слова наилучшим образом отражают потребности сегодняшнего образования в воспитании самостоятельной, саморазвивающейся личности, начиная с детства.

Каковы условия эффективности управления образовательной организацией?

Создание педагогического коллектива детского сада — первая задача управленца. Педагоги, встречающие ребенка на пути его развития, дающее ему ту основу знаний и умений, от прочности которой зависит будущее развитие его личности. Для достижения высоких результатов своей деятельности коллектив ДОО должен представлять собой слаженный механизм, работающий как единое целое.

Расскажите, пожалуйста, как Вам удалось сплотить и вдохновить коллектив на решение таких сложных задач?

Практика преобразований общеобразовательной системы нуждается в определении приоритетов модернизации образовательного процесса. Один из них — повышение эффективности деятельности педагогов, объединенных в педагогические команды. Именно это, на мой взгляд, существенно способствует повышению качества образования детей.

Руководители дошкольных организаций традиционно стремятся к тому, чтобы поддерживать сплоченность педагогических работников. На сегодняшний день можно утверждать, что в практике и теории управления ДОО стоят не только проблемы компетентности педагогов, их готовности к инновационной деятельности, но и вопросы развития и формирования современного коллектива, без которого невозможно качество образовательной деятельности и тем более инновационная деятельность.

Однако формирование педагогической команды становится возможным, только когда в системе образовательного учреждения организована психолого-педагогическая поддержка для создания команд, предусматривающая их активную совместную деятельность. Для этого важно соблюдение ряда условий. Постараюсь выделить некоторые из них:

— создание обстановки психологического комфорта для каждого педагога независимо от его опыта, особенностей личности;

— обеспечение психологической поддержки членов команды, создание и поддержание мотивации, организация эффективной, рационально спланированной деятельности, без перегрузки;

— использование наиболее эффективных методов работы.

Сплоченность при этом выступает актуальной характеристикой дееспособности, социальной эффективности коллектива.Только в этом случае происходит мобилизация личностных резервов педагогов, а также рост потенциала для достижения как личных, так и общих целей организации. Это позитивным образом воздействует на надежность и результативность коллективной деятельности, способность успешно преодолевать возникающие конфликты и трудности, а также решать новые проблемы.

Сплоченность формирует предпосылки к формированию оптимистического эмоционального климата, способствует сохранению здоровья всех членов коллектива, дает возможность для самореализации и всестороннего развития. Сплочение педагогов в единый коллектив может быть реализовано лишь при совместном решении задач, преодолении трудностей и получении результата в общественной, профессионально-педагогической деятельности и общении.

Сейчас важная задача — обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Какие программы реализуются в ДОО? Чем обусловлен выбор этих программ?

Любой ребенок, в том числе ребенок с особыми образовательными потребностями, осваивая социальное пространство ДОО, стремится найти свое место в данном сообществе и осознанно или неосознанно строит собственную личность, вырабатывая отношение к себе, обществу, миру, жизни. Ребенок с особыми образовательными потребностями в представлении здоровых детей попадает в группу не таких как все.

В наших дошкольных группах много детей, которым нужна социализация, среди так называемых обычных детей имеются дети гиперактивные, агрессивные, аутичные и др. Процесс социализации детей в ДОО инклюзивного типа протекает в условиях, где нет разделения на группы, и все дети воспитываются вместе. Дети интегрируются в обычную группу, и поэтому формирование толерантности становится задачей первостепенной важности.

ДОО создает благоприятные условия для успешной социализации, где у ребенка исходно закладывается осознанно уважительное отношение к себе и другим, своему будущему и жизни в обществе, развития личности. Именно работа в команде, командный дух — помогают достичь высоких результатов и успехов.

Каковы задачи организации этой работы?

Основные задачи организации работы:

— осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду;

— содействие всестороннему развитию детей, их социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию к условиям дошкольного учреждения;

— повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Наши специалисты и воспитатели стараются сделать жизнь своих воспитанников интересной и насыщенной.

В нашей дошкольной организации мы осуществляем интеграцию детей с особыми потребностями, принадлежащих к таким категориям, как: дети с тяжелым нарушением речи, ЗПР, РДА, синдромом Дауна, умственной отсталостью и аутистическим спектром. Немаловажно в решении проблемы социализации таких детей взаимодействие специалистов, педагогов и родителей (командный подход).

Как сделать родителей своими партнерами? Какие формы работы с родителями Вы считаете наиболее эффективными?

Наиболее важная часть нашей педагогической деятельности — работа с родителями. Мы учим родителей принимать ребенка таким, какой он есть, правильно строить с ним отношения. Важно показать родителям зону ближайшего развития ребенка, чтобы они адекватно оценивали возможности и перспективы его развития. Родители помогают нам составить полную картину особенностей ребенка.

Специалисты обеспечивают консультирование и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Составляют адаптивную образовательную программу, индивидуальный маршрут ребенка, обсуждают его с педагогами и вырабатывают свои рекомендации. Воспитатели и специалисты работают над тем, чтобы реально включать ребенка в режимные моменты и в процесс обучения, привлекая для этого других детей.

Мы приглашаем родителей на консультации, проводим с ними мастер-классы, организуем семейные клубы. И многие родители прислушиваются к нам и стараются выполнять наши рекомендации. Несмотря на все трудности мы видим, что интеграция образования дает положительный результат.

Дети с особыми потребностями включаются в совместные игры, образовательную деятельность, принимают участие в праздниках, досугах. Такие дети учатся просить помощи и принимать ее от сверстников и педагогов.

Самым оптимальным решением оказалась проектная деятельность. Именно она затрагивает все формы и направления работы и позволяет оптимально задействовать сотрудничество со всеми участниками процесса и родителями воспитанников, и дает реализовать задачи экспериментальной деятельности по организации психологически безопасной образовательной среды. Мы разработали творческие проекты: «Театр — мир без границ», «Школа юного изобретателя», «Сказки из сундучка». Структура каждого из них включает в себя следующие формы работы для создания партнерских отношений.

• Для сотрудничества с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями был организован клуб «Семь-Я» (встречи в семейном клубе позволяют повысить эффективность взаимодействия ДОО с семьей, педагогическую компетентность родителя, пропагандировать здоровый образ жизни, оказывать психологическую поддержку детям и взрослым). Родители с удовольствием посещают такие мероприятия.

Но начинаем мы работу, прежде всего, используя индивидуальные консультации, где специалисты предоставляют родителям информацию о возможностях их ребенка, помогают принять ситуацию и малыша такими, какие они есть. Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует их ожиданиям, возникают конфликты, поэтому работа проводится очень деликатно.

Кроме того, мы применяем все виды и подвиды арт-терапии, игро-, кинезио-терапию; мастер-класс способствует развитию доверительных отношений внутри родительского коллектива. Такие встречи сближают участников, позволяют ощутить радость от совместной деятельности и установить эмоциональный контакт.

Как происходит адаптация и социализация таких детей к детскому саду?

Мы видим, что лучше всего интеграция способствует социальной адаптации детей с особыми потребностями с самого раннего возраста, развивает их самостоятельность и независимость. Совместная познавательная деятельность ребенка с педагогом, несомненно, увеличивает его возможности в познании окружающего мира и является важным условием его интеллектуального и социального развития.

Партнерская позиция педагогов и детей способствует развитию их активности, самостоятельности, умения принять решение, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Как это происходит? Например, просим ребенка подойти к другому ребенку и показать ему, как нужно намылить ручки. В некоторых случаях ребенок больше прислушивается к своим сверстникам, чем к педагогу.

Известно, что самый сложный этап для ребенка, когда он впервые приходит в детский сад — это адаптация, в частности, для детей с аутизмом, которые обостренно реагируют на все новое. Поэтому период привыкания занимает у них гораздо больше времени, чем у обычных детей. Большие трудности в период адаптации испытывают дети и с задержкой речи. Если дети с нормальным речевым развитием могут социализироваться, используя речь как средство коммуникации, дети с выраженным недоразвитием речи не имеют такой возможности. Таких детей часто игнорируют их сверстники и не включают в совместную деятельность. Из вышесказанного можно сделать вывод, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в особом дополнительном внимании и помощи педагогов.

И для успешной социализации таких детей мы стараемся помочь ребенку понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому комментируем для него все происходящее. Помогая ребенку налаживать контакт с другими детьми, мы стараемся вовлекать его в общие игры, предотвращать возможные неадекватные действия, такие как агрессия, уход в себя.

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии, обеспечивающая возможность развития, служит одним из основных показателей психологической безопасности образовательной среды ДОО.

Педагог в ДОО должен точно определить спектр задач и цели, которые предстоит реализовать. Однако прежде всего он ориентирован на развитие толерантности у всех детей, причем, в первую очередь, у тех, кто развивается нормально:

— способность сочувствия, сопереживания, понимания другого;

— умение устанавливать и поддерживать контакты, взаимодействовать в различных видах и формах общения с окружающими, учитывая возможности другого;

— умение сотрудничать, проявляя устойчивость и гибкость;

— вести диалог и действовать конструктивно в конфликтных ситуациях совместной деятельности.

Какими способами можно развить толерантность у детей?

Считаю, что формирование толерантности — один из важнейших факторов социально-нравственного развития детей, умение и готовность сотрудничать, учитывая интересы другого, как и свои. Так, детям в возрасте 5—6 лет было предложено совместное участие в театрализованной постановке. Дети с нормальным развитием, работая в паре с ребенком, у которого особенности развития, осознали достаточно быстро, что их партнеры не могут работать в таком же темпе и таким образом теряют возможность продемонстрировать свою успешность в группе. Первые занятия оказались проблемными для всех. Педагоги чувствовали напряжение в течение всего занятия, дети конфликтовали друг с другом, родители детей возмущались, пытались жаловаться и т.д. Всем и каждому объясняли важность этих занятий. Процесс пошел после третьего или четвертого занятия, когда дети (и те, и другие), стали реально сотрудничать.

Какой, на Ваш взгляд, главный принцип в работе педагога с детьми?

Главный принцип — любовь к детям. Дети могут рассказать нам многое. Например, что на языке любви говорят не только влюбленные. Прежде всего — дети! И другой язык они плохо понимают. Мы можем говорить им правильные слова, но, если за ними — желание отделаться поскорее, желание собственного покоя — все что угодно, кроме любви, — наши дети услышат только слова. И не поверят сказанному! Не словами, а поступками надо воспитывать в детях умение любить, дружить, прийти на помощь людям.

В детский сад дети часто приносят из дома игрушки и эти игрушки в моих руках начинают оживать: разговаривают, поют, танцуют, рассказывают о себе, мечтают, ищут друзей среди детей и обретают их доверие. Так постепенно развивается сюжет игры. Кто-то из детей хочет угостить игрушку конфетой, кто-то ей несет стульчик, кто-то читает стихи. Дети сами становятся режиссерами своих игр. Их лица сияют улыбками. Улыбка — сигнал о том, что все хорошо. Попробуйте улыбаться чаще, начинать день с улыбки!

Отсюда вытекает и главное требование к педагогу. Он должен воплощать в себе то, что хочет воспитать в ребенке. Малейшая фальшь или отклонение в своем поведении от требований, которые он предъявляет к ребенку, не пройдут незамеченными. Ребенок, как бы мал он не был, заметит слабые стороны учителя, и авторитет уменьшится. Ребенок чутко прислушивается к мнению педагога, подражает ему в поведении, в суждениях, иногда, незаметно для себя усваивает некоторые его привычки. Поэтому лучший пример педагога —самое могучее средство воспитания.

Немецкий педагог, живший в середине XIX в., А. Дистервег на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

  • Опубликована в журнале: №7/2021
Прочитано 420 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии