Версия для печати

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — путешествие в прошлое»

Мухлынина О.Л.,
воспитатель МКДОУ «Клевакинский детский сад»,
с. Клевакинское Свердловской обл.

 

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
К. Паустовский

 

Предлагаем вашему вниманию проект, направленный на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.

Паспорт проекта
Участники: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, работник школьного музея.
Вид: долгосрочный.
Тип: познавательный, нравственно-патриотический, групповой.
Место проведения: МКДОУ «Клевакинский детский сад».
Сроки проведения: 2016/ 17 уч.г.
Количество участников: 40 чел. (20 детей, 17 родителей, 3 педагога).
Возраст детей: 6—7 лет.
Форма проведения: групповая.

Актуальность. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой родины.

Предлагаемый проект «Россия — путешествие в прошлое» на доступном детям уровне знакомит дошкольников с историей, традициями и культурой России, наиболее важными событиями, происходившими в нашей стране. Реализация данного проекта способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к русской культуре.

В настоящее время актуальнейшими задачами дошкольного образования служат формирование и развитие у воспитанников основ духовности, нравственности и патриотизма, создание педагогом условий для раскрытия внутреннего, личностного потенциала каждого воспитанника, расширения кругозора, усвоения общечеловеческих ценностей. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями села, района, округа. Решением данной проблемы и стала реализация проекта «Россия — путешествие в прошлое».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает педагогу развиваться как творческой личности.

Цели проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны, ее достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:
— создавать условия и предметно-пространственную среду для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны;
— воспитывать чувство гордости за свою страну, эмоционально-ценностное отношение к ней;
— формировать представления об истории возникновения Руси, народах, населявших ее в далеком прошлом;
— знакомить с народными героями-богатырями, важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России: Ярославом Мудрым, Александром Невским, Дмитрием Донским, Петром Великим;
— продолжать расширять представления о российской армии, рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее покой и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы;
— поддерживать интерес к жизни наших предков;
— расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта;
— пробуждать интерес к русскому национальному костюму;
— формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, народным традициям и праздникам, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси.

Направления проектной деятельности
Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
Организационный блок: создание предметно-развивающей среды.
Основной раздел программы: познавательное развитие.

Материально-техническое обеспечение:
— историческая литература, про­изведения русского народного творчества;
— наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки, альбомы);
— бросовый материал;
— изобразительный материал для продуктивной деятельности;
— дидактические игры;
— выставки книг, рисунков, поделок;
— оформление групповой комнаты;
— интерактивные технологии (муль­тимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук).

Условия реализации проекта:
— интерес детей и родителей;
— методические разработки, интеграция со специалистами детского сада.


Предполагаемые результаты

Итоговые результаты определяются в ходе диагностики знаний детей. В их числе:
— умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
— освоение доступных знаний об истории родного села, края;
— приобретение навыков социального общения со взрослыми;
— проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Используемые методы:
— наблюдение;
— совместные игры;
— анкетирование;
— познавательные игровые занятия;
— беседы.

Оригинальность проекта: в ходе его реализации развиваются речевые возможности — формируются смысловая и произносительная, лексико-грамматическая структуры речи в рамках изучения различных тем.

Использование современных образовательных технологий:
— технология проектного обучения Дж. Дьюи и А.И. Савенкова;
— метод проектов объединяет содержание образования из различных областей знаний. Стержнем этого метода служат детская самостоятельность, сотворчество педагогов, детей и родителей;
— технология исследовательского обучения Н.Н. Поддьякова;
— метод исследовательского обучения как важнейший источник получения ребенком представлений об окружающем мире строится на основе его естественного стремления к самостоятельному поисковому изучению;
— игровые технологии А.В. Коротковой. В их основу положена игра-путешествие («Река времени») как основной вид детской деятельности, направленный на усвоение окружающего мира;
— технология деятельностного подхода для установления партнерских отношений со взрослыми.

Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект был апробирован в специально организованной деятельности старших дошкольников, совместной деятельности педагога и детей; самостоятельной деятельности; совместной деятельности воспитанников и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с куль­турным наследием села помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе, позволила осуществить основные направления музейной педагогики, ознакомить с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, народными промыслами, бытом россиян в разное время, историческими и памятными местами, воспитать патриотизм, развить речь, сформировать представления об историческом времени, связи со своими предками.

Этапы реализации проекта
Этап I. Информационно-накопительный
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Создание в группе развивающей среды — пополнение:
— Центра изодеятельности образцами игрушек народных промыслов, различными материалами (глина, пластилин, гуашь, крупа и т.д.), раскрасками с изображением русских людей в национальных костюмах, предметов утвари и народного быта, трафаретами и переводками;
— Центра музыки народными инструментами (их изображениями);
— Центра театрализованной деятельности;
— библиотеки.
Обращение к специалистам.

Этап II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий.
Интеграция всех видов детской деятельности: беседы, игры, продуктивная деятельность, экскурсии, театрализация, посещение музея, просмотр различных познавательных видеопрезентаций: «Наше далекое прошлое», «Посиделки в русской избе», «Путешествие в прошлое. Ознакомление с традициями русского народа» и т.д., чтение и рассматривание художественной литературы и познавательных энциклопедий с целью приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Оформление дидактических игр по краеведению: «Бабушкин сундучок», «Карта моего села», «Село будущего», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и т.д.

Проведение педагогических консультаций и вывешивание информационных листов для родителей:
— «Патриотическое воспитание дошкольника»;
— «Из истории российской геральдики»;
— «Знакомьтесь — Каменск-­Уральский», «Свердловская область» (символика города);
— «Район, где я живу»;
— «Народные промыслы России»;
— «Творческие способности ребенка»;
— «Расскажи мне… Устное народное творчество России»;
— «Игра в жизни ребенка»;
— «Давай поиграем… Русские народные игры»;
— «Прочитайте детям» (перечень художественной литературы о Родине);
— «Это надо знать!» (символика России);
— «Единство детского сада и семьи».

Организация творческих заданий для детей и родителей.

Выставка семейных творческих работ «Русские богатыри», «Домашние и природные духи».

Творческие семейные работы «Герб моей семьи».

Экскурсии в школьный музей.

Создание книги «Люди, живущие на улицах нашего села».

Создание мини-музея предметов народного быта «Русская изба».

Создание книги-памяти об участниках Великой Отечественной войны «Поклонимся великим тем годам».

Этап III. Завершающий
Открытое занятие «Мое село — моя малая родина!»
Выставка работ детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.

Этап IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали и для чего?»

Итоги реализации проекта:
— созданы условия для проявления патриотических чувств детей и родителей;
— обогащен словарный (пассивный и активный) запас детей;
— активизированы познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, желание познавать новое;
— активизирована вовлеченность родителей в образовательный процесс ДОО, в педагогический процесс развития своего ребенка;
— повышена заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;
— закреплено умение детей работать в коллективе, участвовать в совместной проектной деятельности.

Чтобы ДОО помогла воспитанию патриотических чувств, жизнь детей должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Надолго остаются в памяти ребенка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.

В процессе реализации проекта педагоги столкнулись с тем, что многие родители недостаточно владеют знаниями об истории села и округа. На это нужно обратить особое внимание.

Мероприятия проекта не оставили детей равнодушными.

Выпуская газету к 9 Мая, для которой семьи предоставили фотографии своих родственников — участников Великой Отечественной войны, дети с гордостью рассказывали друг другу о том, что их прадедушки прошли всю войну от Москвы до Берлина.

Рассматривая фотографии старого села, дети с радостью узнавали знакомые места, только уже с новыми строениями; с большим интересом рассматривали фотографии старого деревянного детского сада и школы; находили на фотографиях своих родителей, которые тоже когда-то ходили в детский сад.

Экскурсия в школьный музей также вызвала у детей много эмоций: тяжелые утюги, работающие от углей, прядильный станок, старинный самовар, кости мамонта, найденные на территории реки Каменки, медали участников Великой Отечественной войны, которые можно было потрогать руками, и многое другое позволили детям прикоснуться к истории села на эмоционально-чувственном опыте.

Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает взаимодействие педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать любовь к близким людям, Родине.

Литература
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная к школе группа. М., 2003.
Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. 2006. № 8.
Евдокимова Е.С. Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ // Управление ДОУ. 2002. № 6.
Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. № 4.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая родина // Управление ДОУ. 2005. № 1.
Коротовских Л.Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ // Управление ДОУ. 2006. № 8.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. 2005. № 1.
Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. М., 2008.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. 2004. № 4.

Прочитано 2343 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии