Версия для печати

Профессиональный и социальный статус преподавателей педагогических колледжей России

Антонов Ю.Е.,
доцент кафедры начального и дошкольного образования;
Дуганова Л.П.,
канд. пед. наук,
профессор кафедры русского языка, литературы и художественного образования
ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования»,
Москва

 

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
М.А. Светлов

 

Интервью и опрос «Преподаватель педагогического колледжа» был разработан научным коллективом в секторе социологии профессий и профессиональных групп под руководством академика РАСН профессора В.А. Мансурова и направлен на проведение анализа профессионального и социального статуса преподавателя педагогического колледжа как «учителя учителей» в рамках государственного задания ФГАОУ ДПО АПК и ППРО.

В течение года проводились биографические интервью и социологический опрос по проблемам профессионализации преподавателей педагогических колледжей системы среднего педагогического образования (далее — ССПО).

Исследование составили свыше 30 биографических интервью по выявлению профессионально-личностного портрета преподавателя и опрос «Преподаватель педагогического колледжа». 336 респондентов из 32 педагогических колледжей и одного политехникума из 28 регионов 8 федеральных округов, имеющих отделения, готовящие специалистов сферы дошкольного образования ( гг. Анадырь, Боровичи, Великий Устюг, Владикавказ, Вологда, Гатчина, Дудинка, Ейск, Жирновск, Краснодар, Курск, Магадан, Михайловка, Москва, Муравленко, Нижний Новгород, Норильск, Орехово-Зуево, Оса, Пермь, Рождествено, Санкт-Петербург, Сатка, Севастополь, Северск, Чапаевск, Черняховск, Яр, Ярославль, станица Ленинградская и др.).

В числе респондентов 314 (93,6%) женщин и 22 (6,4%) мужчины.

По педагогическому стажу: до 3 лет принимали участие 3,25% респондентов; от 3 до 5 — 6,25; от 5 до 10 — 12; от 10 до 15 — 22,3; от 15 до 20 — 28,5; более 20 лет — 27,7% респондентов.

По возрасту: до 25 лет — 1,6% респондентов; от 25 до 30 — 1,6; от 31 до 40 — 21,0; от 41 до 50 — 55,2 (наибольшая по количеству группа), от 51 до 60 — 11,5; старше 60 лет — 9,5% респондентов.

По уровню образования: высшее имеют 91,3% респондентов, закончили аспирантуру — 3,2; среднее специальное — 2,3; незаконченное высшее — 1,6% респондентов, имеют ученую степень 1,6% опрошенных. Предметом интервью стал рефлексивно-оценочный анализ респондентами собственной практики профессиональной деятельности как субъектов образовательного процесса (эпизодически и фрагментарно). Интервьюирование проводилось в профессиональной среде большинства преподавателей со стажем работы от 15 до 40 лет, личностные качества и профессиональный опыт которых выступают основными компонентами успешности. В этой профессиональной среде респондентов превалировало суждение о том, что «профессиональный статус преподавателя меня очень устраивает, поскольку способствует формированию у обучающихся системы знаний и личностного отношения к профессии».

Респонденты работают в учреждениях ССПО на следующих должностях (общее количество превышает 100%, потому что многие занимают две-три должности одновременно):
— преподаватель дисциплин про­фессионального модуля по направлению «Дошкольное образование» — 58,7% респондентов;
— преподаватель дисциплин профессионального модуля по направлению «Преподавание в начальных классах» — 39,7;
— преподаватель общеобразовательных дисциплин — 23,7;
— руководитель педпрактики, заместители директора, психологи — 9,25;
— преподаватель специальных дисциплин — 4,5;
— мастер производственного обучения — 3,5;
— преподаватель дисциплин профессионального модуля по направлению «Педагогика дополнительного образования» — 3,25% респондентов.

В ответе на вопрос: «Вы состоялись как профессионал?» преподаватели дали следующую самооценку собственных профессиональных качеств: «да, я профессионал ССПО» — 78,5% респондентов; «нет, но я стремлюсь к этому» — 12,5; «нет и не стремлюсь» — 1,3%. Разные по содержанию ответы дали 3,2% респондентов, затруднились ответить на вопрос — 5,5%.

Опрашиваемым предложили назвать (не более трех) наиболее значимых (для преподавателей педагогического колледжа) условий работы. Были получены следующие ответы (расположены по убывающей значимости):
— «работать в хорошем коллективе» — 85,0% респондентов;
— «удачно совмещать работу и семейную жизнь» — 78,5;
— «быть уважаемым в среде студентов» — 78,5;
— «иметь стабильный и гарантированный доход» — 69;
— «добиться признания у коллег и родителей» — 49;
— «самореализоваться, развить свои способности» — 45,3;
— «лучше узнать себя и свои способности» — 21,0;
— «затрудняюсь ответить» — 5,3% респондентов.

Анкетируемые оценили в целом изменение состояния системы среднего профессионального педагогического образования за прошедшие пять лет следующим образом:
— «не изменилось» — 49,5% респондентов;
— «улучшилось незначительно» — 25,2;
— «ухудшилось незначительно» — 10,5;
— «ухудшилось» — 5,7;
— «улучшилось» — 3,2;
— затруднились с оценкой — 6,25% респондентов.

Большинство экспертов (87,8%) считают, что педагогические колледжи дают более содержательные знания воспитателям, чем профильные вузы.

На основе анализа полученных ответов можно сделать вывод: «преподаватель педагогического колледжа — это человек с личностной позицией, уважением к обучающимся, ответственностью, гражданским сознанием и поведением, который мотивирует педагогический коллектив и сам совершенствуется».
Основными свойствами современного человека-имитатора выступают отсутствие собственных идей, подавление эмоциональности в профессиональной коммуникации, манипуляция сознанием сотрудников и имитационный характер жизни.

Ранее было выявлено, что «медийный образ воспитателя ДОО» не представлялся позитивно в федеральных СМИ с 2007 г., но стал постепенно корректироваться в положительную сторону благодаря проекту «Детские сады — детям». В отличие от преподавателей ССПО «телевизионный образ» педагога ДОО все-таки представлен на телеэкране (фильмы «Мамочки», «Усатый нянь», «Любочка» и др.).

Респондентам предлагалось завершить предложение: «преподаватель педагогического колледжа как субъект образовательного процесса — это...». Полученные данные состояли из перечисления таких качеств, как уважение, ответственность, гражданское сознание и поведение, личностная позиция, ориентация на социум, инициативность, нравственность, ценность собственной личности и индивидуального предназначения в жизни, мотивация обучающихся на получение качественного образования, понимание и принятие другого; ответственность за выбор, способность к рефлексии как самоконтролю в деятельности, осознание саморазвития как необходимого условия жизни, готовность менять индивидуальный стиль профессиональной деятельности, в том числе воспринимая «сигналы» извне.

К сожалению, СМИ навязывают противоречивое мнение и иногда имеют отрицательное воздействие на слушателей и читателей. Интернет-страницы наполнены негативом в отношении учителя; телевидение в преддверии 1 сентября показывает передачи или сюжеты с образами «учителя-не­удачника», «учителя-шантажиста», а за кадром остаются образы учителя-труженика, интеллектуала, наставника, помощника, новатора, победителя и творца человеческих душ, а таких педагогов в современном образовании очень много.

«Фильм “Дневник директора школы” о повседневной жизни директора школы (О. Борисов), фронтовика, неудавшегося писателя, сумевшего найти себя в работе с детьми. К делу он относится с повышенной требовательностью, ответственностью, осознавая важность роли учителя в судьбе учеников. Он пытается разобраться в проблемах современности, понимает, что и педагогические принципы должны стать иными: на смену учительскому монологу приходит равноправный диалог учителя и ученика. Необходимо признать право молодых на собственное суждение. Утверждая в своей деятельности принципы терпимости, уважения к личности ученика, его таланту, он вступает в конфликт с завучем школы, упрекающей директора в либерализме и попустительстве.

Лирическая исповедь директора, опытного педагога, который, наблюдая за повседневной жизнью школы, пытается разобраться в современных сложных проблемах воспитания» (респондент из г. Боровичи).

«Опрашиваемые в ответах акцентировали внимание на том, что медийный образ представителя профессии является одним из важных индикаторов для оценки профессиональной группы и отрасли в целом, но его необходимо “реанимировать” и непременно отделить от асоциальных примеров. Они перечислили положительные образы, среди которых наиболее часто встречаются молодая учительница русского языка и литературы из фильма “Весна на Заречной улице”, мудрый учитель истории из “Доживем до понедельника”, Нестор Петрович из “Большой перемены” и пр.» (респондент из г. Ярославля).

«Учитель, в первую очередь, это авторитет, личный пример, взаимопонимание, любовь к профессии, профессионал в своей области, интеллигентный, образованный, воспитанный, развитый духовно, требовательный, справедливый, умеющий слушать человек; полная жертвенная самоотдача, спасает любовь к детям и делу, несет ответственность за будущее страны... но в современном искусстве образ учителя не раскрыт, а картины советского периода о преподавателях и учителях на данный момент не актуальны».

Информанты в ответах выделили факторы, которые, по их мнению, вызывают профессиональные затруднения:
— целеполагание (неумение корректно формулировать конкретные цели собственной педагогической деятельности; соотносить целевые установ­ки, методы освоения содержания и предполагаемый результат; постановку недостижимых для конкретных студентов целей);
— поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
— работа вне ценностных представлений о целях взаимодействия с коллегами и обучающимися;
— низкий уровень рефлексивной культуры (не способствующий анализу собственного опыта в сопоставлении с опытом коллег);
— интуитивно-эмоциональное следование программе, учебнику, рекомендациям;
— позиция «преподаватель — источник знаний» (как основание для снижения способности и готовности к диалогу со студентами);
— психологическое напряжение и трудно управляемые эмоциональные состояния;
— неуверенность в своих силах, боязнь педагогических ошибок, неготовность к компромиссу, потребность в поддержке и одобрении;
— противоречие между осознаваемым социальным предназначением и реальными возможностями его осуществления в современных социокультурных и финансовых условиях;
— жесткие требования к выполнению домашних заданий и заданий по практике;
— переоснащенность педагогической деятельности (обилие методических разработок и рекомендаций, технических средств обучения, мультимедийного оборудования, информационно-коммуникационных технологий и пр.) и недостаточно умелое ими владение.

Анкетируемые отметили и другие (из предложенных) проблемы, которые беспокоят их больше всего:
— большое количество «бумажной работы» — 87,5% респондентов;
— сверхурочная работа и поручения не по специальности — 45,5;
— организация практики — 17,8;
— угроза потерять работу — 17,8;
— незнание иностранного языка — 14,5;
— проблемы во взаимоотношениях с коллегами — 9,5;
— отсутствие уважения со стороны обучающихся — 2,3;
— затруднились ответить — 8,2% респондентов.

В качестве достижений своей педагогической деятельности респонденты рассматривают прежде всего то, что на каждом этапе обучения у студентов постепенно складывается реалистичный целостный образ ребенка, а в процессе студенческой практики уровень ответственности достигает максимальных пределов.

Большее количество респондентов считают, что для студентов педагогических училищ конкурсы World Skils «очень важны» (49,7%) и «отчасти важны» (39,3%), при этом 7,3% «затруднились с ответом», а 3,7% ответили, что «мешают педагогическому процессу». В качестве аргументации последнего ответа опрашиваемые привели следующее объяснение: «не стоит... уделять “сверхвнимание” конкурсам и “досугам”, когда почти весь педагогический колледж из-за 15 минут соревнования целую неделю занят подготовкой 2—3 участников. Лучше больше внимания уделить предметам, к примеру литературе, математике, иностранному языку. Для данного возраста характерна психологическая неустойчивость и “расхолаживать” будущих учителей не стоит».

Использование свободного времени стало индикатором уровня культуры и условием удовлетворения постоянно меняющихся социальных, культурных и физических потребностей и интересов молодежи. От умения организовать время досуга во многом зависят социальное самочувствие, удовлетворенность молодого человека своим свободным временем. Указанные требования могут реализовываться в воспитательной работе, включающей педагогически целесообразную досуговую деятельность студентов ССПО.

Исследования свидетельствуют о сложностях воспитания современных студентов учреждений ССПО, ибо выбор будущей профессии определяется в основном мотивами материального благополучия; присутствует неуверенность в завтрашнем дне, духовная пустота, отсутствует интерес к общественной работе. Возраст студентов учреждений ССПО (между общеобразовательной школой и высшим образованием) — от 15 до 19—20 лет — включает период старшего подросткового и возраста ранней юности, когда происходит становление характера, овладение социальными ролями взрослого человека, формирование нравственности, отношения к будущей профессии, себе, обществу; и когда необходима качественная воспитательная работа.

В процессе проведения исследования в качестве побочного эффекта обнаружено, что для отечественной системы среднего педагогического образования актуальна задача обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы, межкультурную коммуникацию, в том числе через вовлечение студенческой молодежи в социальную деятельность. В связи с этим был принят ряд нормативных правовых документов в сфере образования, культуры, социальной и молодежной политики, в которых затрагиваются проблемы досуга молодежи. Отсюда ведущей педагогической задачей становится подготовка высококвалифицированного специалиста, способного к саморазвитию, коммуникабельного, обладающего системой ценностных ориентаций, мотивированного на активное участие в становлении гражданского общества.

На вопрос об определении ценностей культуры (не более двух приоритетных ответов) респонденты отвечали:
— ориентация на единство научности и духовности в развитии, взаимодействие мира культуры и мира жизни — 20,7%;
— признание идеи патриотизма высшей национальной ценностью России — 68,5;
— экологическое воспитание с использованием активных форм участия в охране окружающей среды — 6,25;
— уважение студентов друг к другу — 32,3;
— помощь в конструировании образа собственного педагогического «Я» в сознании каждого студента — 24,5%.

Можно утверждать, что самым значимым, с точки зрения анкетируемых, является направление «нормативное обеспечение функционирования ССПО», менее актуальным — проблемный диалог, разработка рабочей программы, организация проектной и исследовательской деятельности.

Об усталости на рабочем месте представлены следующие результаты:
— «нет, практически не устаю» — 15,3%;
— «устаю умеренно» — 59,7;
— «да, устаю сильно» — 21,8%.

Установлен тревожный симптом: преподаватели не хотят, чтобы их дети шли по их стопам, что, в определенной степени, сказывается на насыщении рынка труда молодыми специалистами. В то же время в ответе на вопрос: «Рекомендовали ли бы Вы своим детям и людям из ближайшего окружения выбрать профессию преподавателя педагогического колледжа?» более половины опрашиваемых (57,3% респондентов) ответили положительно, 35,8 — отрицательно, затруднились с ответом — 6,9% респондентов.

На вопросы по финансовому ресурсу профессии и «целям, которые Вы считаете наиболее значимыми для своей работы (можно выбрать не более трех вариантов ответа)» анкетируемые отвечали:
— «иметь стабильный и гарантированный доход» — 69,7%;
— «самореализоваться, развить свои способности» — 45,3;
— «удачно совмещать работу и семейную жизнь» — 78,5;
— «добиться признания у коллег и родителей» — 49,5;
— «быть уважаемым студентами» — 78,5;
— «лучше узнать себя и свои способности» — 21,3;
— «работать в хорошем коллективе» — 85,4%.

На вопрос: «Где бы Вы предпочли работать, если бы у Вас была возможность выбора?» (выберите из предложенных только один вариант) были получены ответы:
— «в государственном / муниципальном вузе» — 29,5%;
— «в частном вузе» — 16,3;
— «стал(а) бы репетитором» — 23,7;
— «сменил(а) бы профессию на другую в государственном секторе» — 9,5;
— «сменил(а) бы профессию на другую в частном секторе» — 7,5%.

Проведенное исследование позволило составить представление осовременных ресурсах данной профессиональной группы (свыше 40% преподавателей ССПО, работающих в сфере дошкольного образования) и выявить, что социальные установки преподавателей на профессионализацию сформированы в контуре традиций отечественного образования.

Установлены важные закономерности: информанты оценивали себя и свою профессиональную деятельность в контексте действующего законодательства в области отечественного образования, стратегии инновационного развития образовательных организаций. Преподаватели коллед­жей в целом ориентированы на обеспечение достаточного уровня развития компетенций в соответствии с ФГОС СПО, соответствие подготовки выпускников современным достижениям науки.

В исследовании получена информация о конкретных запросах и потребностях преподавателей педагогических колледжей в области актуальных проблем их профессионального роста, что обусловит корректировку программ дополнительного профессионального образования.

Литература
Дуганова Л.П., Антонов Ю.Е. Преподаватель педагогического колледжа как субъект образовательного пространства: взгляд сообщества. Методист. 2017. № 3. С. 36—44.
Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера: Коллект. моногр. / Отв. ред. В.А. Мансуров. М., 2014.

Прочитано 1235 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии