Версия для печати

Развитие воображения и творческой активности как целевой ориентир ФГОС ДО

Дементьева А.И.,
воспитатель МДОУ д/с «Юбилейный»,
г. Лихославль Тверской обл.

 

Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, направленных на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из таких целевых ориентиров выступает проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творческих способностей.

В настоящее время расширился круг инновационных программ развития ребенка в ДОО. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей остается актуальным. Е.В. Котова отмечает, что современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности. Среди них можно назвать следующие:
— переход к личностно ориентированной модели воспитания еще полностью не завершен, при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка и качество исполнительской деятельности, ограничивать проявление самостоятельности и неординарности в пределах педагогических задач и пр.;
— использование в обучении нескольких приоритетных направлений, программы которых настолько насыщенны, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;
— недостаточное владение технологией развития последних и, как результат, оценка преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития.

Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:
— свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор, например в изготовлении поделки);
— открытости — не только обучать, но и воспитывать стремление к знаниям и саморазвитию; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающего варианты условий, набор вероятных ответов;
— деятельности (деятельностный подход) — предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи;
— обратной связи — предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.

Методы и приемы формирования творческих способностей дошкольников возможно классифицировать и разделить на группы.

Нахождение различных путей и вариантов решения задач, развитие воображения:
— дополнение рисунков;
— сочинение рассказов;
— постановка вопросов к одной картине;
— придумывание заголовков к рассказам;
— составление предложений с использованием 2—3 заданных слов;
— завершение предложения различными способами;
— конструирование предмета из данных материалов;
— называние всевозможных спо­собов употребления предметов;
— усовершенствование заданного предмета (изменить игрушку так, чтобы с ней было интересно играть);
— нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур, букв;
— составление из заданных элементов большого количества предметов;
— придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий;
— нахождение общего между заданными предметами или явлениями.

Использование предметов в другом качестве
В основе лежит подход Е.П. Тор­ренса, предложившего данный метод развития творческого начала в детях:
— необычное использование знакомых вещей (перечислить все возможные способы);
— использование геометрических фигур (назвать как можно больше предметов, в которые входят заданные геометрические фигуры);
— «спроси — угадай» (перечислить все возможные варианты причины и следствия изображаемой ситуации).

Преодоление стереотипности мышления — ТРИЗ
Автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) — Г.С. Альтшуллер. Главное место в ней занимает курс РТВ — развития творческого воображения, включающий методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы: (мозговой штурм, активизирующий перебор вариантов для решения проблемы, имеющей следующие особенности: нет критики идей, а только поощрение, анализ (положительного и отрицательного в идее), на основе которого отбираются оригинальные решения).

Развитие словесного творчества
Основу этой группы методов составляют рекомендации, данные Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей:
— игра в рассказчика;
— бином фантазии;
— техника «фантастических гипотез»;
— деформирование слова;
— «продолжи стих»;
— «рисунок в несколько рук»;
— «перевирание сказки»;
— «придумывание историй»;
— «сказки наизнанку»;
— «салат из сказок»;
— «карты на стол»;
— «начало и конец»;
— «ассоциативное поле».

Вопросы о предметах и объектах
Альтернативное применение:
— можно ли данный объект использовать иначе?
— как использовать по-другому, если немного изменить?
— на что данный объект похож, что он напоминает?
— на кого данный объект похож, кого он напоминает?
— какие у вас возникают идеи, когда вы смотрите на данный объект?

Изменение:
— можете ли вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения?
— какой неожиданный поворот в изменении этого объекта вы могли бы придумать?
— можете ли вы изменить свой голос, прическу, внешний вид?
— можно ли улучшить, усовершенствовать данный объект?

Уменьшение:
— можно ли сократить данный процесс по времени?
— как сделать этот объект меньше, короче, легче, тоньше, слабее?
— можно ли сделать этого человека менее заметным?
— что еще можно облегчить, укоротить, убрать?

Увеличение:
— как увеличить продолжительность этого процесса?
— можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще?
— что сделать, чтобы человек стал заметнее, ярче?
— что еще можно усилить, увеличить, добавить?

Замещение:
— можно ли заменить название?
— что еще можно использовать вместо этого?
— кто мог бы успешно заменить этого человека?
— можно ли вместо этого использовать другой механизм?
— можно ли это сделать в другом месте, в другое время?

Перемещение:
— могут ли эти люди поменяться своими местами, делами?
— можно ли поменять части местами?
— как это сделать в другой последовательности?
— можно ли перевернуть данный объект, вывернуть наизнанку?

Планируя свою деятельность с детьми, воспитатель может ставить целью развитие воображения и творческой активности, используя подходящую тему недели. Ниже представлено комплексно-тематическое планирование в рамках тематической недели «В гостях у сказки» для детей старшей группы.

 

Прочитано 2462 раз
Оцените материал
(17 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии