Версия для печати

Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной адаптации детей

Селивонюк И.И.,
заведующий;

Сотникова О.И.,
старший воспитатель;

Башманова Л.П.,
учитель-логопед;

Тимонова Л.А.,
педагог-психолог МБДОУ д/с № 41 «Семицветик»,
г. Старый Оскол Белгородской обл.

 

Введение ФГОС ДО позволяет обеспечить для каждого ребенка равенство возможностей в получении дошкольного образования. Самоценность данного этапа предусматривает учет индивидуальной траектории развития дошкольника, поэтому к моменту его поступления в школу уровень подготовленности также индивидуален: кто-то готов на 100%, а кому-то требуется дополнительное время или поддержка и помощь взрослого.

Как же помочь будущему первокласснику уверенно войти в школьную жизнь? Переход ребенка из детского сада в школу — большой стресс для его неустойчивой психики: он попадает в совершенно неизведанную обстановку, с новыми непривычными правилами и условиями, меняется не только режим, но и вид деятельности — вместо игровой — учебная. Нет привычно опекающего воспитателя, появляются самостоятельность и ответственность за себя, свое поведение. В жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания, боґльшая часть которых связана с поведенческими проявлениями — «не шалить», «не бегать», «слушать педагога», что предполагает правильно воспроизводить задаваемый учителем образец, усваивать социально выработанные нормы и правила. Все это и составляет содержание произвольности поведения первоклассника.

На основании ежегодно проводимого в дошкольном образовательном учреждении психодиагностического обследования готовности детей подготовительных групп к школьному обучению наблюдается наиболее высокий уровень в интеллектуальной готовности, который составляет 87—89%. Дошкольники имеют достаточный уровень развития наблюдательности, воображения, наглядно-образного мышления, дифференцированности восприятия, памяти, тонкой моторики.

Однако в речевой подготовленности отмечается несовершенность грамматического строя речи, наблюдаются бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушение последовательности изложения, отсутствие художественно-стилистических элементов. Встречаются единичные нарушения структуры предложения. Присутствуют и дефекты в звукопроизношении.

Сформированную мотивационную готовность, т.е. новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне, имеют 69% детей.

Наиболее низкие показатели готовности старших дошкольников к школьному обучению наблюдаются в социальной сфере, т.е. у воспитанников не сформированы качества личности, позволяющие общаться с одноклассниками и учителями, успешно адаптироваться к новым социальным условиям.

Преемственность между детским садом и школой предполагает обеспечение мягкого, плавного перехода дошкольника из одной среды в другую. Полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка не нарушится только в том случае, если он заранее познакомится со школой, общественной жизнью учеников, приобретет старших товарищей и друзей.

Процесс преемственности носит двусторонний характер, требует согласованных усилий как со стороны ДОО, так и со стороны школы.

Именно с этой целью на базе детского сада совместно со школой в 2013/14 уч. г. организован центр «Содружество» по социальной адаптации детей до­школьного возраста к обучению в школе.

Чем же занимаются дети в центре? Пока еще играют, но не в куклы и машинки, а в специально подготовленные «умные» игры. В процессе игры у будущих дошкольников корректируется речь, развиваются логическое мышление, память, воображение.

Программа составлена совместно педагогами детского сада и школы на основе извест­ных методик: Т.В. Ананьевой «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» [1], Г.В. Чиркиной «Программы дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» [2] и содержит в себе три основных блока: логопедический, психологический, педагогический, в каждом из которых стоят свои определенная цель и задачи. Педагогический блок имеет подчиненное значение, потому что составлен по заданию учителя-логопеда или педагога-психолога (см. приложение). Программа рассчитана на 1 год для детей подготовительной к школе группы.

Деятельность центра организована следующим образом: в течение 3,5 мес., начиная с 1 октября, один раз в неделю с подгруппой детей в игровой форме занимаются учитель-логопед, затем воспитатель по заданию учителя-логопеда или педагога-психолога; психолого-коррекционные игры организует педагог-психолог. Длительность одного занятия — 25 мин, в общей сложности дошкольники заняты 1,5 ч. Затем в течение 3,5 мес. к работе подключаются учителя и специалисты школы, сначала они занимаются в стенах детского сада, после этого занятия организуются в школе.

Воспитанники детского сада активно, с увлечением выполняют сложные поисковые и совместные задания, четко следуют указаниям учителя. Продуктивность учебной деятельности неукоснительно растет. В каждом ребенке появляются уверенность и желание учиться в школе.

Деятельность центра позволяет обеспечить постепенный, плавный переход дошкольников из привычной обстановки детского сада в новые условия школы. При этом сопровождение, игровая деятельность с воспитателями незаметно для ребенка приобретает новый смысл с педагогами школы. На завершающем этапе курса дети «подтягиваются» до уровня успешного выпускника детского сада.

Современное состояние сетевого взаимодействия способствует реализации совершенно несложного в исполнении проекта, главное — желание педагогов детского сада и школы создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Приложение

Календарно-тематический план

Тема

Количество
часов

1

2

Психологическое сопровождение

Знакомьтесь — это Я!

1

Знакомство.

— // —

Хорошее настроение.

1

Наши чувства.

— // —

Я и мое имя

— // —

Я — сам и Я — другие

— // —

Мой друг.

— // —

Мое настроение.

— // —

Радость.

— // —

Я фантазер

— // —

То, что я чувствую

— // —

Веселое настроение.

— // —

Злость.

— // —

Грусть.

— // —

Мои эмоции

— // —

То, что меня окружает

— // —

Школьные правила.

— // —

Развиваем воображение.

— // —

Ознакомление с алфавитом

— // —

Мои любимые занятия

— // —

Обида.

— // —

Автопортрет.

— // —

Четвертый лишний

— // —

Мы все разные, мы все удивительные

— // —

Какой я хороший.

— // —

Что у нас разного и что у нас общего

— // —

Давайте жить дружно!

— // —

Что мы знаем друг о друге?.

— // —

Дружба

— // —

Смотрите, что я умею!

— // —

Что я умею.

— // —

Букет первоклассника

— // —

Логопедическое сопровождение

Наша речь. Правила речи. Виды речи

1

Звуки. Их артикуляция

— // —

Гласные и согласные. Их артикуляция

— // —

Узнавание гласных звуков в начале и середине слова

— // —

Вычленение согласных в слове

— // —

Звуковой анализ слова

— // —

Временные понятия: утро, вечер, вчера, сегодня

— // —

Временные представления о человеческом возрасте. Работа по картине «Семья»

— // —

Пространственные понятия. Схема тела и направлений

— // —

Слова, обозначающие:
— предметы;


— // —

— признаки предмета;

— // —

— действия предмета

— // —

Образование слов при помощи:
— приставок;


— // —

— суффиксов

— // —

Предложения, связь слов в предложении

— // —

Составление предложений:
— по вопросам;


— // —

— опорным картинкам;

— // —

— заданному слову;

— // —

— опорным словам

— // —

Последовательный пересказ:
— текста с помощью вопроса;


— // —

— по картине;

— // —

— серии сюжетных картинок

— // —

Рассказ-описание. Описание предметов по картинкам

2

Итого

24

 

Литература

1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения до­школьника при подготовке к школьному обучению. СПб., 2011.

2. Чиркина Г.В. Программы до­школьных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. М., 2009.

  • Опубликована в журнале: Воспитатель №11/2014
  • Все авторы: Башманова Л.П., Селивонюк И.И., Сотникова О.И., Тимонова Л.А.
Прочитано 3255 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии