Версия для печати

Содержание

От редакции

С наступающим новым, 2026 годом, дорогие друзья!

Стандарт дошкольного образования

  • Рыжова Н.А. Программа «Наш дом — природа»: современные подходы к экологическому образованию.

    Ryzhova Natalia A. The “Nature is Our Home” Program: Modern Approaches to Environmental Education.

    Экологическое образование — одно из важных направлений современного дошкольного образования. Его актуальность возрастает в связи с включением в федеральные государственные стандарты и Федеральную образовательную программу требований по формированию у дошкольников основ экологической культуры. В статье анализируются некоторые аспекты авторской программы «Наш дом — природа», которая отражает как положения ФГОС ДО и ФОП ДО, так и современные тенденции экологического образования в целом. Экологическое образование рассматривается как часть образования для устойчивого развития. Предлагается выстраивать это направление на основе интеграции образовательных областей и системе детской деятельности. Раскрывается значение ключевых для программы терминов «взаимосвязь» и «взаимодействие». Анализируется содержание программы для детей разного возраста: от двух до четырех лет («Введение в природу») и от четырех до семи лет («Введение в экологию»). Отмечается, что отличительной особенностью программы является ее направленность а всестороннее развитие ребенка. Определена цель программы — создание условий для экологического образования; формирование у детей и взрослых (педагогов, родителей) системы ценностей, в которой природа играет важную роль; основ экологической культуры как важной составляющей культуры личности; воспитание ребенка как гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать, беречь, любить окружающий мир, природу, бережно к ним относиться и стремящейся реализовать здоровый и устойчивый стиль жизни. Сформулирован ряд задач, которые необходимо решить для достижения цели. Важной составляющей программы являются целевые ориентиры экологического образования, сформулированные на основе целевых ориентиров ФГОС ДО. Анализ содержания программы подтверждает ее соответствие современным тенденциям в экологическом дошкольном образовании и определяет перспективы развития этого направления.

    Environmental education is one of the important areas of modern preschool education. Its relevance is increasing due to the inclusion of requirements for the formation of the basics of environmental culture in preschoolers in the Federal State Standards and the Federal Educational Programme. The article analyses some aspects of the author’s programme “Our Home is Nature”, which refl ects both the provisions of the Federal State Standards for Preschool Education and the Federal Educational Programme for Preschool Education,aswell as modern trends in environmental education in general. Environmental education is considered as part of education for sustainable development. It is proposed to develop this direction on the basis of the integration of educational areas and the system of children’s activities. The meaning of the key terms for the programme, ‘interconnection and interaction,’ is revealed. The content of the programme for children of different ages is analysed: from two to four years old (‘Introduction o Nature’) and from four to seven years old (‘Introduction to Ecology’). It is noted that a distinctive feature of the programme is its focus on the comprehensive development of the child. The programme’s goal is to create conditions for environmental education; to develop a value system in children and adults (teachers, parents) in which nature plays an important role; the foundations of environmental culture as an important component of personal culture; raising children to be humane, socially active, creative individuals who are able to understand, protect and love the world around them and nature, treat them with care, and strive to lead a healthy and sustainable lifestyle. A number of tasks have been formulated that must be accomplished in order to achieve the goal. An important component of the programme is the Target Guidelines for Environmental Education, formulated on the basis of the Target Guidelines of the Federal State Educational Standard. Analysis of the programme’s content confi rms its complince with current trends in environmental preschool education and determines the prospects for the development of this area.

Актуальные проблемы дошкольного воспитания

  • Коломийченко Л.В., Криницына О.П. Конструирование процесса становления основ гражданской идентичности детей мигрантов в целях профилактики экстремизма и девиантного поведения.

    Kolomiichenko Lyudmila V., Krinitsyna Olga P. Designing the process of formation of the foundations of civic identity of migrant children for the purpose of preventing extremism and deviant behavior.

    Актуальность. Актуальность разработки теоретического конструкта (модели) процесса становления основ гражданской идентичности детей мигрантов определяется необходимостью реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в части консолидации культурного достояния многонационального общества и становления гражданской идентичности россиян, решения проблем, связанных с нестабильностью позитивного диалога во взаимодействии представителей разных национальных культур. Цель. На основании обзора современных нормативных документов, концепций, научных исследований актуализировать проблему формирования основ гражданской идентичности детей мигрантов как одного из направлений профилактики экстремизма и девиантного поведения и разработать модель ее становления в период развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Выборка. В исследовании проведен анализ 59 научных публикаций. Методы. Системный анализ нормативных правовых документов, исследований, проводимых в области профилактики проявлений экстремизма; сравнительный анализ и синтез теоретических и прикладных основ поликультурного образования; феноменологический анализ понятия «гражданская идентичность»; метод моделирования с использованием системного, аксиологического, событийно-деятельностного, средового, личностного, полисубъектного и компетентностного подходов к построению теоретического конструкта (модели). Результаты. Разработана модель системы профилактической работы с детьми мигрантов старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. В соответствии с доминирующими методологическими подходами раскрыты нормативные основания, обозначены функции и структурные компоненты, содержательные, технологические и мониторинговые аспекты, принципы организации педагогического процесса во взаимодействии всех участников образовательных отношений и социальных партнеров. Выводы. Модель системы профилактической работы с детьми мигрантов может быть примнена в массовой практике работы с детьми мигрантов старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в условиях взаимодействия участников образовательных отношений и социальных партнеров в решении актуальных государственных задач.

    Relevance. The relevance of developing a theoretical model for the process of forming the foundations of civic identity of migrant children is determined by the need to implement the Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 No. 1666 “On the strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025”. It is escpecially relevant in terms of consolidating cultural heritage of a multinational society and forming the civic identity of Russians, as well as solving problems associated with the instability of a positive dialogue of representatives of different national cultures. Objective. Based on a review of modern regulatory documents, concepts, and scientifi c research, we aim to update the problem of forming the foundations of civic identity of migrant children as one of the areas of preventing extremism and deviant behavior and to develop a model of its formation during the development of preschool and primary school children. Sampling. The study analzed 59 scientifi c publications. Methods. Systemic analysis of regulatory legal documents, research conducted in the fi eld of preventing manifestations of extremism; comparative analysis and synthesis of theoretical and applied foundations of multicultural education; phenomenological analysis of the concept of “civic identity”; modeling method using systemic, axiological, event-activity, environmental, personal, polysubject and competence approaches to the construction of a theoretical construct (model). Results. We developed a model of the system of preventive work with migrant children of senior preschool and primary school age. In accordance with the dominant methodological approaches, the regulatory foundations have been developed, the functions and structural components, content, technological and monitoring aspects, principles of organizing the pedagogical process in the interaction of all participants in educational relations and social partners have been identifi ed. Conclusions. The model of the sysem of preventive work with migrant children can be applied in mass practice of working with migrant children of senior preschool and primary school age in the context of interaction between participants in educational relations and social partners in solving urgent state problems.

Всестороннее развитие личности ребенка

  • Лукьянова И.Е., Большакова Ю.И. Возможности хореографии в сенсомоторном развитии и абилитации детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

    Lukyanova Inna E., Bolshakova Yulia I. The Potential of Choreography in the Sensorimotor Development and Rehabilitation of Children with Disabilities in an Inclusive Educational Environment.

    Постановка проблемы. Одна из ключевых задач в дошкольном возрасте — развитие сложных сенсомоторных интеграционных актов, являющихся основой для адаптации, обучения и социализации детей с ОВЗ — требует поиска эффективных и доступных педагогических инструментов. Цели и задачи исследования. Целью статьи является обоснование и методическое описание использования хореографии как эффективного средства развития сенсомоторной интеграции у детей дошкольного возраста, включая детей с ОВЗ. Задачи исследования: выявить потенциал хореографии в активизации сенсорных систем и моторного развития; разработать и структурировать содержание игровых физкультурных занятий с элементами хореографии для разных возрастных групп дошкольников. Методы. В основе исследования лежит теоретический анализ научной литературы по проблеме сенсомоторной интеграции. Основным методом является педагогическое проектирование, включающее разработку и системное описание структуры, содержания и методических особенностей проведения занятий хореографией дл азных возрастных групп дошкольников с учетом принципов инклюзии и онтогенетического развития. Результаты. Выявлен многогранный потенциал хореографии, которая задействует все сенсорные системы (зрительную, слуховую, тактильную, проприоцептивную) и способствует их интеграции с двигательными актами. Разработана четкая структура игрового занятия, представлено конкретное содержание хореографических элементов, игровых движений и требований для каждой возрастной группы с постепенным усложнением заданий. Особое внимание уделено использованию предметов, работе в парах, импровизации и релаксационным техникам для предотвращения переутомления. Краткие выводы. Хореография является мощным и оптимальным инструментом для развития сенсомоторной интеграции в дошкольной организации. Регулярные занятия способствуют эффективной обработке сенсорной информации, улучшению моторных навыков, координации, баланса, эмоциональной саморегуляции и социального взаимодействия. Предложенная в статье методика обеспечивает целостный подход к равитию ребенка, формирует дисциплину и волевые усилия, подтверждает высокую практическую значимость хореографии в коррекционно-развивающей и общеобразовательной деятельности.

    Problem Statement. One of the key tasks in preschool education—the development of complex sensorimotor integration acts, which form the basis for the adaptation, learning, and socialization of children with disabilities— requires the search for effective and accessible pedagogical tools. Research Objectives. The purpose of this article is to substantiate and methodologically describe the use of choreography as an effective means of developing sensorimotor integration in preschool children, including children with disabilities. The objectives of the study are to identify the potential of choreography in activating sensory systems and motor development; and to develop and structure the content of play-based physical education classes with choreographic elements for different age groups of preschoolers. Methods. The study is based on a theoretical analysis of the scientifi c literature on sensorimotor integration. The primary method is pedagogical design, which includes the development and systematic description f the structure, content, and methodological features of conducting choreography classes for different age groups of preschoolers, taking into account the principles of inclusion and ontogenetic development. Results: The multifaceted potential of choreography was revealed, engaging all sensory systems (visual, auditory, tactile, and proprioceptive) and facilitating their integration with motor actions. A clear structure for game sessions was developed, presenting specifi c content of choreographic elements, game movements, and requirements for each age group, with tasks gradually becoming more complex. Particular attention was paid to the use of props, pair work, improvisation, and relaxation techniques to prevent fatigue. Summary. Choreography is a powerful and optimal tool for developing sensorimotor integration in preschool settings. Regular sessions promote the effective processing of sensory information, improving motor skills, coordination, balance, emotional self-regulation, and social interaction. The ethodology proposed in this article provides a holistic approach to child development, fosters discipline and willpower, and confi rms the high practical value of choreography in correctional, developmental, and general educational activities.

Мнение психолога

  • Велиева С.В. Психолого-педагогическая модель стабилизации психических состояний родителей дошкольников.

    Velieva Svetlana V. A psychological and pedagogical model for stabilizing mental states in parents of preschoolers.

    В статье представлена авторская модель, направленная на стабилизацию психических состояний родителей. Описаны цель, методологические основы, принципы проектирования, структурные компоненты и программное содержание модели.

    This article presents a proprietary model aimed at stabilizing mental states in parents. It describes the goal, methodological foundations, design principles, structural components, and programmatic content of the model.

Шаг в науку

  • Апостолиди Н.В., Цаплина О.В. Особенности развития эмоционального интеллекта старших дошкольников с разным уровнем креативности.

    Apostolidi Natalya V., Tsaplina Olga V. Features of Emotional Intelligence Development in Senior Preschool Children with Different Levels of Creativity.

    Статья посвящена исследованию особенностей развития эмоционального интеллекта и креативности старших дошкольников. Установлено, что у детей с более выраженными показателями эмоционального интеллекта (способностью к распознаванию эмоциональных состояний, пониманием причин эмоций, владением навыками саморегуляции, социального взаимодействия) наблюдается более высокий уровень развития креативности по сравнению со сверстниками с менее выраженными данными показателями развития эмоционального интеллекта.

    The article is devoted to the study of emotional intelligence and creativity development in older preschoolers. It has been established that older preschoolers with more pronounced indicators of emotional intelligence (ability to recognize emotional states, understanding the causes of emotions, self-regulation skills, social interaction) demonstrate a higher level of creative development compared to their peers with less developed indicators of emotional intelligence. The authors propose a program aimed at the holistic development of the emotional and creative spheres in preschool children.

Профессия — педагог

  • Алексеева М.М. Мария Митрофановна Конина — педагог, организатор, исследователь детской речи.

    Статья, в которой описана научная деятельность М.М. Кониной — ученицы Е.А. Флериной, одной из основательниц научной школы развития детской речи, написана почти 20 лет назад, но впервые представлена читательской аудитории. Автор с искренним уважением и любовью описывает педагогическую деятельность своего научного руководителя.

Дополнительное образование

  • Козлова О.В. Театральная студия «Чародеи»: здесь рождается магия доверия.

    Автор описывает работу театральной студии как одно из направлений театральной педагогики, раскрывает потенциальные возможности театрализованной деятельности детей дошкольного возраста для воспитания таких личностных качеств, как креативность, умение работать вместе, оказывать помощь.

Методическая копилка

  • Смирнова М.В., Астахов П.А. Мультимедийная презентация как средство формирования представлений о времени у детей шестого года жизни.

    Авторами представлен результат опытно-практической работы по использованию мультимедийных презентаций в процессе формирования представлений о времени у детей шестого года жизни. Выделены критерии отбора презентаций, приведены примеры разработанной презентации.

 

 

 

Возможно, срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того, что бы просматривать электронную версию журнала, вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Дошкольное воспитание
  • Год: 2025
  • Номер: 12
Прочитано 6 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии