Тема номера
«Художественное слово в развитии детей с ОВЗ»
Содержание
Индекс
- Учреждения и авторы, упоминаемые в номере- Учреждения: - ГБОУ Гимназия № 1272, Москва
- ГБОУ д/с № 962, Москва
- ГБОУ СОШ № 913, Москва
- ГБУ г. Москвы «Городской ресурсный центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Москва
- ГБУ г. Москвы «Комплексный реабилитационно-образовательный центр», Москва
- ГКУ ЦССВ «ЮНОНА», Москва
- МАДОУ д/с № 39 «Золотая рыбка», г. Губкин Белгородской обл.
- МАДОУ д/с «Лукоморье», г. Ноябрьск, ЯНАО
- МАДОУ д/с «Сказка», с. Прибельский, Кармаскалинского р-на, Республика Башкортостан
- МБДОУ д/с № 40, г. Нижнекамск, Республика Татарстан
- МБДОУ д/с № 102, г. Екатеринбург
- МБДОУ «Ильинский детский сад», с. Ильинка Новокузнецкого р-на Кемеровской обл.
- МБДОУ д/с № 4, г. Владимир
- МБОУ д/с № 11 «Буратино», г. Петрозаводск, Республика Карелия
- МДОУ д/с № 19 «Улыбка», г. Южноуральск Челябинской обл.
- МДОУ «Морозовский детский сад комбинированного вида», пос. им. Морозова Ленинградской обл.
- МКДОУ д/с № 28, г. Ревда Свердловской обл.
- Новоаганское МБДОУ д/с «Снежинка», пос. Новоаганск Нижневартовского р-на, ХМАО — Югра
- Оргкомитет Российской ассоциации дислексии, Москва
- СП «Гармония» ГБОУ гимназия № 1409, Москва
- ЦР «Детский университет», Москва
 - Авторы: - Александрова Ирина Викторовна
- Алешанова Людмила Викторовна
- Алтынник Елена Викторовна
- Барчукова Светлана Владимировна
- Васютина Светлана Ивановна
- Галанина Наталья Анатольевна
- Губанова Маргарита Валерьевна
- Иванова Александра Ивановна
- Казакова Алла Ивановна
- Кальченко Марина Николаевна
- Карева Надежда Владимировна
- Карпухина Галина Анатольевна
- Королева Наталья Владимировна
- Лещева Ольга Анатольевна
- Мингачева Джавгяр Гумеровна
- Михкиева Наталья Юрьевна
- Мочалина Вера Михайловна
- Сагитова Альфира Фанисовна
- Сафонова Юлия Алексеевна
- Свободина Наталья Генриховна
- Старинская Татьяна Викторовна
- Уметбаева Раиса Хаджиевна
- Фоминых Елена Николаевна
- Шайдулина Наиля Гаптулзаяновна
- Шиленкова Ирина Михайловна
- Щеколдина Татьяна Сергеевна
 
Колонка главного редактора
Мастер-класс
Исследования
- Карпухина Г.А.,Иванова А.И. Познавательно-исследовательская деятельность детей 5—7 лет на логопедических занятиях- В статье обсуждаются условия, необходимые для познавательно-исследовательского развития детей-логопатов в свете современных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). 
Новые формы работы
- Алешанова Л.В. Дидактический синквейн в развитии речи детей 5—6 лет- Одно из приоритетных направлений учителя-логопеда с дошкольниками — работа над развитием лексико-грамматического строя речи. Формирование лексики ребенка тесно связано с процессами словообразования, развитие которого в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей даже в ежедневной обстановке становится деловой, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом — искусство, которому нужно учиться не один год. - Педагогическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется, как правило, по следующим направлениям: - расширение и активизация словаря;
- формирование структуры значения слова;
- развитие словообразования;
- уточнение грамматического значения слова.
 - Создание необычного стихотворения, синквейна — один из действенных методов, позволяющий быстро получить результат. Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление — форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. 
Предлагаем обсудить
- Свободина Н.Г. Логопедический кабинет: каким он должен быть?
- Александрова И.В., Уметбаева Р.Х., Мингачева Д.Г. Что тебе и мне поможет звуки все произносить? Исследовательский проект для детей 6—7 лет- В рамках преемственности с начальной школой авторы статьи в своей работе используют такую форму совместной деятельности, как детские исследовательские проекты. Данная форма повышает эффективность логопедической работы, развивает коммуникативные навыки, подготавливает к учебной деятельности, учит работать сообща, способствует освоению алгоритма создания проекта, формирует навыки планирования и самоконтроля. - Важнейшее условие всестороннего полноценного развития дошкольников — правильная речь. Одна из сторон речи — звукопроизношение. У дошкольников отмечается неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих и сонорных. У некоторых детей наблюдается нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Возможно, у детей выработалась привычка нечистой речи, связанная с неправильным воспитанием. - Недостатки звукопроизношения неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым, и сами собой они не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Весь дошкольный возраст — время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением. - Ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. - Чистое звукопроизношение — основа обучения грамоте, а в последствие и правильная письменная речь. Существует много средств устранения недостатков речи, и артикуляционная гимнастика — одно из главных. - Актуальность проекта заключается в том, что благодаря артикуляционной гимнастике, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно без помощи логопеда, поскольку выработаются правильные, полноценные движения и определенные положения артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков. 
Методическая гостиная
- Шайдулина Н.Г. Литературные викторины в логопедической работе с детьми с ОНР- Цель данной статьи — обмен опытом проведения мероприятий по изучению художественных произведений посредством увлекательных викторин-путешествий. Данные мероприятия способствуют изучению произведений классиков литературы, а также придают дух соперничества, объединяют родителей и педагогов в нелегком деле развития связной речи детей с ОНР. Мероприятия успешно апробированы, интересны детям, позволяют решить множество задач. 
Работаем с дошкольниками
Приглашаем на занятие
- Губанова М.В. Ознакомление с органами артикуляции. Занятие для детей 3—4 лет- Все мы знаем, что правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения речевого аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Ежедневное ее выполнение укрепляет его мышцы, при этом движения языка и губ становятся точными, сильными, уверенными. - Артикуляционная гимнастика для дошкольников — совокупность упражнений для тренировки органов, составляющих артикуляционный аппарат (губ, языка, мягкого нёба). - Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков. Дошкольников перед началом артикуляционной гимнастики необходимо ознакомить с основными органами артикуляции, их названиями, движениями, которые они способны выполнять. Также важно рассказать детям о назначении таких органов, как слух и зрение, необходимости беречь их. - Представленный материал может быть использован как логопедом, так и воспитателем в группе. Занятие может быть как групповым, так и индивидуальным. После отгадывания загадки дети находят данный орган или часть лица у себя. 
- Кальченко М.Н. У нас в гостях Умная Сова. Занятие для детей 4—5 лет- При проведении такого занятия имеет большое значение профессиональная компетенция педагога: умение организовывать, интегрировать виды деятельности детей, выбирать оптимальные средства (методы, приемы и др.) для достижения поставленных образовательных целей, обеспечивать и поддерживать интерес и активность детей, что очень важно — незнакомых детей (всей группы и каждого ребенка в отдельности). Длительность занятия — 20 мин. 
- Алтынник Е.В., Васютина С.И. Путешествие в Страну добра и вежливости. Интегрированное занятие для детей 5—6 лет- Задачи Образовательные: - обучать культуре поведения, доброму уважительному отношению друг к другу, окружающим;
- закреплять формы вежливых обращений к людям, знания о том, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками;
- обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках;
- знакомить с набором устойчивых стереотипов в ситуациях просьбы, отказа;
- учить размышлять, решать проблемные ситуации.
 - Коррекционно-развивающие: - формировать словарь антонимов;
- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику, фонематический слух;
- закреплять умения полно отвечать на вопросы, четко проговаривать звуки в словах;
- учить методам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.
 - Воспитательные: - воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них;
- формировать умения слушать и слышать речь педагога и сверстников, работать в коллективе.
 
Досуги и развлечения
- Сагитова А.Ф. Самые классные — гласные. Информационно-творческий проект для старших дошкольников- В жизни детского сада «Сказка», с. Прибельский Кармаскалинского р-на, Республики Башкортостан, проектная деятельность занимает особое место. Мы хотим рассказать об одном информационно-творческом проекте по теме «Самые классные — гласные». Он реализован в подготовительной к школе логопедической группе. 
- Михкиева Н.Ю., Сафонова Ю.А. Проекты по ознакомлению с историей и культурой народов Карелии для детей 6—7 лет- Образовательный процесс в ДОО для детей в группе с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) проходит в специально организованных коррекционных условиях. Учитель-логопед не только выполняет свою основную деятельность, но и придает большое значение работе по расширению кругозора дошкольников, воспитанию нравственно-патриотических и гражданских чувств. - Нравственно-патриотическое воспитание детей — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, отношения к своим семье, близким, городу, Родине. Как формировать нравственно-патриотические чувства в образовательном процессе, не нарушая охранительный режим дошкольников? Можно ли воспитать чувство патриотизма у детей с ТНР? Данные вопросы натолкнули авторов статьи на разработку и реализацию проекта для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи «Весточка». Проект направлен на формирование у дошкольников глубокой привязанности к родному краю, а также чувства патриотизма: гордости за Родину, любви к родному краю, его природе, уважению культуры и традиций. 
Игры и оборудование
- Лещева О.А. Пособие «Эти разные звуки». Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР- Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении фонематического восприятия. - В детский сад «Снежинка», пос. Новоаганск Нижневартовского р-на, ХМАО—Югра, поступают дети с различными речевыми расстройствами. Автор ищет пути повышения эффективности и качества профилактической и коррекционной работы с ребенком. - Практика логопедической работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у детей с нарушениями речи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Все это послужило основой для разработки методического пособия «Эти разные звуки». - Предлагаемый материал систематизирован с учетом опыта работы и анализа ошибок, допускаемых детьми данной категории. Материал представляет собой модификацию таблиц, как уже описанных в методической литературе, так и разработанных автором самостоятельно. Каждая из них представляет собой систему опорных сигналов (символов), позволяющую минимумом знаков передавать максимум информации. 
Взаимодействие с семьей
- Старинская Т.В. Истории Лесного Сказочника. Занятие для детей 5—6 лет с ОНР и их родителей- Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи (ОНР) — научить их связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Одно из направлений работы по развитию связной речи — обучение составлению пересказа. На занятие приглашаются родители, чтобы они ознакомились с технологией пересказа. 
- Галанина Н.А. В гости к домашним животным. Занятие для детей 4—5 лет с нарушениями речи и их родителей- Взаимодействие с родителями — одна из важных задач в практической работе логопеда. Предлагаемое занятие проводится в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с участием родителей. - Цель: обобщение знаний детей по лексической теме «Домашние животные». 
- Мочалина В.М. Особенности воспитания и обучения детей с ДЦП. Рекомендации для родителей- У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) отмечается задержка речевого развития. Это связано как с характером самого заболевания, так и с неправильными условиями воспитания ребенка в семье. - Известно, что речь развивается только в процессе общения. Ребенок с ДЦП нередко лишен речевого общения и контакта со сверстниками, а его родители основное внимание уделяют развитию движения. Из-за опасения, что он может заболеть, а иногда из-за ложного стыда они умышленно ограничивают его общение с окружающими. Проявляя чрезмерную заботу о больном ребенке и стремясь предугадать все его желания, все сделать за него, родители тем самым не формируют у него потребности говорить. Все это приводит к отставанию в развитии речи. Большую роль в ее становлении играют овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное и позднее развитие этих функций у детей с ДЦП обусловливает отставание и в развитии речи. - Известно, что речь формируется только под контролем слуха, даже небольшое его снижение в раннем детстве значительно тормозит ее развитие. У 10—15% детей с ДЦП имеются нарушения слуха, особенно они характерны для больных с гиперкинезами. Это также обусловливает задержку речевого развития. - Нарушения речи у детей с ДЦП часто связаны с общими двигательными расстройствами. В момент повышения мышечного тонуса в конечностях может наступать напряжение мышц языка и гортани (отмечается их спастичность). При усилении гиперкинезов в конечностях появляются насильственные движения в мышцах лица и языка, фонационного и дыхательного аппарата. - Указанные особенности детей с ДЦП обусловливают необходимость их специальной подготовки к школьному обучению в плане развития познавательной деятельности и мотивационно-потребностной сферы. 
Работаем со школьниками
Методика коррекционной работы
- Казакова А.И. Путешествие по сказкам К.И. Чуковского. Литературный праздник для школьников- Цель: закрепление знаний о литературном творчестве К.И. Чуковского. - Предварительная работа: чтение произведений К.И. Чуковского, просмотр мультфильмов, разучивание стихотворений и отрывков из произведений К.И. Чуковского, подготовка инсценировки, рисование героев сказок. 
Актуально!
Молодому логопеду
- Фоминых Е.Н. Инновационные методы работы по повышению степени значимости отношения ребенка к педагогу- Процесс обновления системы дошкольного образования и воспитания не мог не затронуть и содержание коррекционно-логопедической работы. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребенка в целом. Об этом говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Личностно-ориентированная модель образования изменяет в целом формы общения педагога с детьми. Автор статьи считает, что логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будет эффективной только при условии положительного эмоционального отношения каждого ребенка к педагогу. 
- Карева Н.В. Наглядное моделирование в коррекции ОНР у детей 6—7 лет- Работая с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Одним из таких средств служит наглядное моделирование. - На всех этапах коррекционной работы автор статьи использует метод наглядного моделирования. В логопедической работе оно выступает как определенный метод познания с одной стороны, а с другой — как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. 
Секреты профессии
- Щеколдина Т.С. Работа по предупреждению нарушений чтения и письма в подготовительной к школе группе для детей с ОНР- Дети, страдающие речевыми нарушениями, испытывают трудности при обучении чтению и письму. К тому же русский язык очень сложен по своей структуре и представляет собой разветвленную систему взаимосвязанных компонентов. Своевременное начало обучения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) элементам грамоты — необходимое условие успешного овладения учебной программой в школе. - В статье предложен один из вариантов занятия с дошкольниками, в ходе которого в игровой форме ведется работа по предупреждению дисграфии и дислексии. 
- Барчукова С.В. Логоритмические игры и упражнения в коррекции задержки речевого развития детей 3 лет- Дети с тяжелыми нарушениями речи, по мнению исследователей, испытывают трудности в контакте с окружающими, у них часто наблюдаются реакции негативизма, отрицательное отношение к новому, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, нарушение координации, общих движений, тонкой моторики. Поэтому необходимы логоритмические игры и упражнения, которые формируют чувства ритма и музыкальности и могут широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств. 
Это интересно!
- Шиленкова И.М. Ай да мячик! Занятие для детей раннего возраста с синдромом Дауна- Для детей с ОВЗ важны контакт с педагогом, благоприятное эмоциональное состояние на занятии, терпение педагога, сюрпризные моменты. Использование игровых приемов поможет развитию умения общаться. 
Литературные странички
- Высказывания о книгах- Книги — это инструмент насаждения мудрости. Я. Коменский - Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга. Вольтер - Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. М. Горький - Библиотека для чтения в городе — это вечнозеленое дерево дьявольского познания, и кто постоянно забавляется его листами, тот и до плода дойдет. Р. Шеридан - Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество. К. Гельвеций - Книги изречений... не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее. Л.Н. Толстой - Источник: www.wisdoms.ru 
Знаете ли Вы?
- Любовь к чтению — привычка- Как помочь ребенку войти во вкус к чтению? - Подавайте личный пример. Читайте сами — вслух и про себя.
- Выбирайте книги вместе. Многие дети не любят читать из-за того, что их родители выбирают книги на свое усмотрение. Дайте ребенку возможность выбирать книги самому, но с условием: он должен прочесть книжку и из предложенного вами списка.
- Вознаграждайте чтение. Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.
- Читайте ребенку перед сном. Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне.
- Читайте по ролям. Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их. Позовите на представление родственников.
 - Источник: www.doktorpapa.ru/blog 
Книжная полка
Спутник журнала
- Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии- Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 4) - Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии - Авторы: С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова - В книге даны психолого-педагогическая характеристика обучающихся с различными нарушениями, модели включения «особых» детей в среду нормально развивающихся сверстников в условиях инклюзии. Обобщен опыт специалистов, представлены индивидуально-образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, рекомендации педагогам и родителям. - Описаны психологические особенности детей, что помогает понять закономерности, которым подчинено нормативное и нарушенное развитие детей с ОВЗ (аутизмом, нарушениями: речевыми, интеллектуальными, функций ОДА). Важно учитывать эти особенности и создавать «особому» ребенку не только комфортную среду, но и среду обучения и развития в условиях инклюзии. - В данном пособии представлены рекомендации для учителей общеобразовательной школы. 
- Учебно-игровой комплект «Лето»- Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 4) - Учебно-игровой комплект «Лето» - Автор: Н.Ю. Костылева - В этом выпуске представлены игры по теме «Лето». В комплект входят развивающие игры-читалки, игра-бродилка и викторина о лете для детей 5—8 лет. - Развивающие игры по теме «Времена года. Лето» помогут развить речь ребенка; подготовить его к школе; систематизировать знания по теме «Лето»; расширить кругозор, представления об окружающем мире, явлениях природы. - С помощью данного пособия ребенок научится узнавать, различать времена года по характерным признакам, погодным условиям, природным явлениям; использовать эти знания для составления рассказов. - Красочные игровые поля и рисунки сделают обучение радостным и интересным. Игры превратят занятие в захватывающее соревнование. - Игровой набор состоит из 4 листов формата А3 с картами викторины, игр-читалок, игр-бродилок, описания игр и заданий. 
Как подписаться
Анонс
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"
 
	 
				