Версия для печати

Логопед №9/2016

Тема номера

Обучение и развитие детей с двигательными нарушениями

Содержание

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • ГБДОУ д/с № 21, Санкт-Петербург
    • ГБОУ Центр образования «Технологии обучения», Москва
    • ГБУ «КРОЦ» ОСП «Марьино», Москва
    • ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки», Москва
    • ГУО специальный д/с № 9, г. Бобруйск, Республика Беларусь
    • Кафедра психологии и педагогики ГАУ ИПК ДТСЗН, Москва
    • МАДОУ д/с № 48, г. Тобольск Тюменской обл.
    • МБДОУ д/с «Колокольчик», г. Волгодонск Ростовской обл.
    • МДБОУ д/с № 8, г. Новороссийск Краснодарского края
    • Остеопатический центр «Osteopolyclinic», Москва
    • СП д/с № 1230 ГБОУ СОШ № 222, Москва
    • СП «Раменки» ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр», Москва
    • ЦССВ «Юнона», Москва

    Авторы:

    • Василенко Наталья Евгеньевна
    • Власова Наталия Николаевна
    • Володина Нина Аркадьевна
    • Давлетчина Юлия Бекболатовна
    • Иванова Оксана Ивановна
    • Клокова Вера Петровна
    • Коханова Светлана Константиновна
    • Курчевнева Ульяна Евгеньевна
    • Ларькова Татьяна Сергеевна
    • Логачева Татьяна Леонидовна
    • Матвеева Светлана Николаевна
    • Мироненко Наталья Владимировна
    • Николаева Галина Геннадиевна
    • Новикова Елена Васильевна
    • Родак Елена Владимировна
    • Сатари Виктория Витальевна
    • Спирина Марина Семеновна
    • Сулейманова Ямилия Адисовна
    • Танцюра Снежана Юрьевна
    • Телепень Татьяна Сергеевна
    • Шумило Оксана Викторовна
    • Щигельская Инна Борисовна
    • Юргилевич Екатерина Анатольевна

Колонка главного редактора

Гость номера

Мастер-класс

Исследования

  • Курчевнева У.Е. Логопедия и остеопатия: новые решения в реабилитации пациентов с ДЦП

    Родители детей с ДЦП часто обращаются к врачам с такими проблемами, как головные боли, плохой сон, частые простудные и бронхолегочные заболевания, хронический рецидивирующий аденоидит (в том числе после хирургического лечения), обильное слюнотечение, нарушение глотания, затрудненное дыхание (в том числе во время сна), нарушение прикуса, трудности в произношении звуков, вялое жевание, готическое нёбо, слабые или, наоборот, гипертоничные мышцы конечностей, спины и шеи [2; 3].

    Безусловно, данный симптомокомплекс обусловлен последствиями органического поражения ЦНС. Из-за нарушения выработки импульса в головном мозге и дальнейшей его передачи по нервным волокнам, мышцы у таких пациентов работают неправильно. Если нарушается нервно-мышечная передача в области лица, языка и шеи, пациенты не имеют возможности осуществлять гармоничные движения языком, удерживать шею в пространстве, у них слабо развита мимическая мускулатура [2]. Это, несомненно, приводит к речевым нарушениям, в частности к дизартрии. К сожалению, полного восстановления всех функций в ряде случаев добиться невозможно.

    Тогда специалисты, практикующие различные методы реабилитации пациентов с поражением ЦНС, ставят основной задачей паллиативное лечение с целью уменьшения симптомов и как следствие — улучшения качества жизни.

    Паллиативная медицинская помощь предотвращает и облегчает страдания, будь то физические, психосоциальные или духовные. При оказании паллиативной помощи используется комплексный подход к поддержке пациентов и ухаживающих за ними лиц. А это включает удовлетворение практических потребностей.

Новые формы работы

  • Родак Е.В. Работа дошкольного отделения по адаптированной образовательной программе с детьми с нарушениями ОДА

    Согласно ФГОС ДО разработка и утверждение рабочих программ входят в компетентность деятельности образовательной организации.

    Дошкольное отделение ОСП «Раменки» работает по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, разработанной учреждением в соответствии с действующими нормативными документами. Она определяет содержание, организацию воспитательно-образовательного и коррекционного процессов, направленных на коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Программа также направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование общей культуры, предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

  • Танцюра С.Ю., Давлетчина Ю.Б. Очная и дистанционная формы проведения диагностики детей с двигательными нарушениями

    Сегодня разработан проект стандарта обучения детей с ОВЗ (авт. Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова), предусматривающий разные формы обучения, в том числе очные и дистанцинные. Статья 79 Проекта закона об образовании детей с ОВЗ рассматривает разные уровни обучения в инклюзивном пространстве: I—II уровень цензовые; III—IV уровни — нецензовые.

    Обучение детей с ОВЗ осуществляется по следующим принципам:

    • доступность;
    • индивидуализация;
    • создание специальных психолого-педагогических условий.

    Несмотря на то что сейчас широко развивается инклюзивное обучение, в школах не создаются психолого-педагогические условия для сопровождения детей с ОВЗ.

    Основные трудности, с которыми сталкиваются обычные образовательные учреждения, связаны с отсутствием специального оборудования, квалифицированных кадров. Общеобразовательные учреждения не хотят брать на себя ответственность за обучение детей с ОВЗ. В общеобразовательных школах нет специальной образовательной программы, которая учитывала бы психологические особенности данного контингента. Поэтому для многих лиц с ОВЗ дистанционное обучение — единственная приемлемая форма обучения.

    В современном мире использование дистанционных технологий в образовании — закономерное явление. Внедрение дистанционных технологий в образование призвано сделать его общедоступным. Так, дети, живущие далеко от школы и имеющие трудности в передвижении, ограничения по социальным контактам, хронические заболевания, могут получить образование, не выходя из дома.

    Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, проводится в разных формах.

Предлагаем обсудить

  • Щигельская И.Б. Начальный этап формирования произношения звуков у детей с моторной алалией

    У детей с моторной алалией могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([м], [т] и подобные). Может не быть гласных звуков.

    В основе моторной алалии лежит нарушение блока кинестетических функций (иначе — суставно-мышечного чувства), что приводит к нарушению моторики (кинетики) органов речи. У детей не развиты (очень плохо развиты) кинестетические ощущения в области органов речи. Ребенок не ощущает мышцами (образно говоря, «на ощупь»), в каком точно положении находятся в данный момент его язык, губы и нижняя челюсть.

    В результате мозг получает (воспринимает) крайне недостаточную и неточную информацию о расположении органов речи и не может построить (воспроизвести) правильную картину их положений. Иначе говоря, в мозгу создаются неточные кинестетические восприятия (образы, представления), нарушается оральный кинестетический гнозис (узнавание, распознавание поз артикуляционных органов).

Методическая гостиная

  • Новикова Е.В., Клокова В.П., Юргилевич Е.А. Что нам осень принесла. Речевой проект для детей 4—5 лет

    Хорошо известно, что для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходим тесный контакт всех педагогов с родителями, поскольку главную роль в развитии речи ребенка играют семья, условия, в которых формируется его личность. Из всех направлений и форм работы самой приемлемой и доступной стала проектная деятельность, позволяющая овладеть разными способами мыслительной деятельности, выбрать нужные направления для осуществления задуманного. При реализации проекта вся работа основывается на потребностях ребенка. Также очень нужны помощь и поддержка взрослого. Это позволяет работать в одной команде педагогам, родителям и детям. Мы хотим предложить вашему вниманию один из первых проектов, реализованных в группе детского сада № 21, города Санкт-Петербурга.

    Все дети любят фрукты и овощи, знают их названия. К сожалению, в речи не наблюдаются обобщающие слова. В течение трех недель были запланированы мероприятия по закреплению и уточнению представлений детей о названиях овощей и фруктов, их форме, цвете, размере, вкусовых качествах, местах произрастания и пользе для здоровья. Коллектив детского сада принял решение вместе с родителями оформить в группе выставку поделок из овощей и фруктов «Дары осени», ознакомить воспитанников с натуральными фруктами и овощами.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Власова Н.Н. Приключение Колобка. Занятие по развитию речи для детей с нарушением функций ОДА

    Задачи: Коррекционно-образовательные:

    • актуализировать словарь по теме «Дикие животные»;
    • совершенствовать грамматический строй речи (учить употреблять существительные с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-, образовывать относительные прилагательные).

    Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, речевой слух, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику.

    Коррекционно-воспитательные:

    • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
    • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование: доска, коврограф «Ларчик», цветная иллюстрация к сказке «Колобок», плоскостные фигурки для фланелеграфа, картинки с изображениями детенышей диких животных, картинки для игры «Чей, чья, чье?».

  • Мироненко Н.В., Шумило О.В., Николаева Г.Г. Путешествие Буратино в страну Знаний. Итоговое занятие со старшими дошкольниками с ДЦП

    Комплексный подход к коррекционной работе с детьми с ДЦП — наиболее оптимальная форма получения результата. Междисциплинарный подход позволяет всесторонне оценить актуальный уровень развития детей, определить первостепенные задачи в коррекционной деятельности.

    Разнообразие подходов и методов обеспечивает проработанность различных сфер деятельности ребенка (интеллектуальной, социальной).

    Предлагаемое занятие является итоговым.

    Цель: проверка уровня подготовки детей к школе (по разделам ФЭМП и «Подготовка к обучению грамоте»).

Досуги и развлечения

  • Иванова О.И. Музыка в коррекции нарушенных функций у детей с ОВЗ

    Музыкальный руководитель ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки» хочет поделиться с читателями опытом работы с детьми с тяжелыми двигательными и сочетанными нарушениями. Сегодня они работают с детьми как в группах, так и индивидуально. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребенка к разным видам деятельности, развить внимание, интерес к музыке. Последняя организует деятельность детей, помогает привлечь к предлагаемым заданиям.

    В последние годы возник интерес к коррекционным возможностям искусства (в том числе музыки) в связи с тем, что оно имеет специфические функции и обладает большим психотерапевтическим и коррекционно-развивающим потенциалом. Согласно современным теориям, воспитание детей должно опираться на культурный опыт и традиции, что позволит осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Г.М. Цыпин).

    Влиянию музыкального воспитания на детей с ОВЗ в специальной литературе уделено много внимания. Музыкальное воспитание — составная часть общей системы обучения и воспитания детей с церебральным параличом. Помимо общеразвивающей, оно имеет коррекционно-компенсаторную направленность и нацелено непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), речевой деятельности.

    Музыкальные упражнения развивают эмоции, способность различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру, формируют чувство ритма, способности запоминать и воспроизводить мелодии, представления об окружающем мире.

Игры и оборудование

  • Телепень Т.С. Овладение грамматикой с помощью наглядно-игровых разметок

    Для формирования умения и отработки навыка употребления падежных форм существительных мы предлагаем использовать дидактическую игру посредством наглядно-игровых разметок.

    Наглядно-игровые разметки — одна из форм наглядности, условные обозначения (символы), которые могут применяться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Они могут включаться в состав коррекционного занятия, выступать как часть его или быть основой для проведения дидактической игры.

    Разметки разнообразны по своему внешнему виду. Они могут наноситься на стол, за которым занимается ребенок, на пол или стену в группе.

    Наглядно-игровые разметки, располагающиеся на столе, должны иметь эстетичный внешний вид. Изображение делают на плотной бумаге, покрывают его скотчем или ламинируют. Разметки, которые наносятся на пол и стены, должны быть красочными, яркими, четкими; фигуры на напольных разметках располагают на достаточном расстоянии, чтобы дети могли выполнять определенные двигательные упражнения.

    Использование разметок пред­полагает наличие сказочного сюжета, персонажа (обыгрывание). Важные принципы применения разметок — сменяемость, вариативность. В журнале приведены примеры использования наглядно-игровых напольных, настольных и настенных разметок. Их можно варьировать по цвету, форме, использовать для выполнения различных коррекционных задач.

Взаимодействие с семьей

  • Василенко Н.Е. Консультативная служба ранней помощи: стимуляция речи детей с ЗРР

    В статье представлен опыт работы учителя-логопеда в группе с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с задержкой речевого развития (ЗРР).

    Консультативная служба ранней помощи предназначена для раннего и своевременного выявления нарушений в развитии ребенка и оказания ему соответствующей помощи.

    Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практический опыт показывают, что ранние выявление и коррекция отклонений в развитии, начиная с первых месяцев жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений.

    До настоящего времени существовали программы обучения и воспитания детей, начиная с 3 лет. Поскольку комплексных программ для стимуляции речи, интеграции и социализации детей-инвалидов раннего возраста нет, то на основе многолетнего опыта, учители-логопеды МДБОУ № 8, города Новороссийска, разработали программу по музыкотерапии «Золотой ключик», направленную на стимуляцию речи, оптимизацию детско-родительских отношений, социализацию и интеграцию детей 1—3 лет с проблемами в развитии в общество сверстников.

  • Сулейманова Я.А. Учиться весело! Логопедический тренинг для родителей

    Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организовано взаимодействие учителя-логопеда с родителями, насколько налажен контакт с одними из главных участников педагогического процесса. Именно поэтому в рамках коррекционно-обучающей работы был организован логопедический тренинг. В ходе совместной игры родители познакомились с новыми и интересными для них играми, приемами, которые учитель-логопед использует в своей работе в коррекции произносительной стороны речи детей.

    Представленные в статье игры и упражнения родители могут проводить и дома с детьми.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Матвеева С.Н. Развитие техники чтения у детей с нарушением функций ОДА

    Чтение — окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В.А. Сухомлинский

    Работая в школе для детей с ОВЗ, мы наблюдаем различные нарушения в формировании навыка чтения, а именно — в понимании прочитанного материала. Выражаются они различно. Одни учащиеся улавливают содержание неточно, другие называют лишь отдельные слова.

    В чем причина этих нарушений? Их много: это и расстройства технической стороны процесса чтения, и нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, лексико-грамматического развития речи, пространственных представлений, бедность словарного запаса. И, конечно, недостаточность таких психических функций, как внимание и память. К перечисленным причинам добавляется отрицательное отношение ребенка к процессу чтения, вызванное неудачным опытом.

    На занятиях по коррекции письменной речи мы уделяем особое внимание работе над пониманием прочитанного, используя обобщенные методы и приемы коррекции, описанные Л.Н. Ефименковой, С.Ф. Иваненко, Е.В. Заика, Р.Н. Лалаевой, Е.М. Плюсниной и И.Т. Федоренко. Она предполагает развитие оперативной памяти, внимания к значению слова, воображения во время чтения, понимание прочитанных слов и предложений, осмысленное чтение. Мы используем дифференцированный подход — нужный навык отрабатывается столько времени, сколько требуется конкретному ребенку. Работа направлена на формирование интереса к процессу чтения, преодоление негативного отношения к нему. Читающим ученикам предлагаются занимательные упражнения в игровой и творческой форме.

    Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество ученика. Читая, он активно реагирует на поступки героев, с помощью учителя дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении.

    Чтение требует определенных знаний, умений и навыков в учебной деятельности и вместе с тем развивает у школьника навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт.

    Одна из актуальных проблем современной педагогики — преодоление трудностей в обучении чтению. Для ее решения мы предлагаем на уроках и во внеурочное время использовать специальные упражнения для развития техники чтения.

  • Володина Н.А. Готовимся к работе по новым стандартам

    Начальная школа обособленного структурного подразделения «Раменки» ГБУ «КРОЦ» состоит из пяти классов (подготовительный, 1-й, 2-й, 3-й и 4-й), в которых обучаются дети-инвалиды с тяжелыми множественными нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, в том числе с ДЦП. ГБУ «КРОЦ» относится к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы и ведет реабилитационно-образовательную деятельность.

    С 1 сентября 2016 г. во всех образовательных организациях РФ началось внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего начального образования для обучающихся с ОВЗ. Готовясь к работе по новым стандартам, педагогический коллектив ОСП «Раменки» в декабре 2015 г. принял активное участие в вебинаре по проблеме «Комплексная помощь детям с тяжелыми (множественными) нарушениями в развитии (в соответствии с ФГОС)», который проводился Лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ (модератор — заведующий Лабораторией инклюзивного образования ИСОиКР, д-р психол. наук, профессор И.Ю. Левченко). В феврале 2016 г. руководители отделений ОСП «Раменки» участвовали в работе круглого стола по теме «Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья», проводимого этой же Лабораторией. В апреле 2016 г. было проведено методическое объединение учителей начальных классов и воспитателей с повесткой дня «Промежуточные итоги внедрения в педагогическую деятельность АООП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», где заслушивались результаты работы учителей первых классов по адаптированным образовательным программам.

    Главная роль в реализации основных требований стандартов отведена учителям и воспитателям, осуществляющим переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, уровневой дифференциации, проектной деятельности, информационно-коммуникационным технологиям.

    Современный учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, вести методические разработки на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы, уметь составлять индивидуальную образовательную программу для конкретного класса, осмысливать и описывать свой педагогический опыт. Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательное учреждение располагало необходимым и достаточным кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

    Учителя начальных классов нашей школы прошли курсы повышения квалификации по новым стандартам, подготовили адаптированные образовательные программы для своих классов с учетом рекомендаций ЦПМПК. В ее новом заключении в соответствии с требованиями ФГОС теперь указывается, по какому варианту адаптированной общеобразовательной программы должен обучаться ребенок. Для каждого ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, где расписаны ее направления. С их учетом составляется комплексный план коррекционно-реабилитационных мероприятий.

    Проводимая учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами коррекционная работа очень важна для успешного усвоения младшими школьниками учебных программ. Коррекционная работа проводится как в первую половину дня, так и после уроков. Занятия проходят в индивидуальной или малогрупповой форме. В комплексную реабилитацию входят также: физкультурно-оздоровительные («часы здоровья») и музыкальные занятия. Во второй половине дня в школе работают кружки по бисероплетению, музыке и пению, психологический театр.

    Школа работает по единому расписанию, в которое включены уроки, часы коррекционной, кружковой работы, классные. В каждом классе вместе с учителем работает воспитатель. Вся воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с программой и годовым планом.

    Направления воспитательной работы:

    • «Школа человечности» — воспитание культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представлений; формы работы: беседы, конкурсы, кроссворды, викторины;
    • «Я — гражданин России» — ознакомление с художественной литературой и патриотическое воспитание (чтение книг, слушание аудиозаписей, заучивание стихотворений, подготовка к праздникам, литературные викторины, загадки, чтение произведений по ролям);
    • «Я здоровье берегу — сам себе я помогу» — уроки здоровья, безопасности, подвижные игры;
    • «Земля — наш дом родной» — экологическое воспитание;
    • «Радость познания» — дидактические игры, чтение занимательных книг, викторины, конкурсы на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

    Учителя, воспитатели и специалисты школьного отделения разрабатывают и проводят детские праздники, готовят презентации. В мероприятиях активно участвуют родители детей.

    Все мероприятия разрабатываются с учетом возраста и психофизических особенностей детей, направлены на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, способствуют их дальнейшей социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

    Многие школьники имеют грамоты и дипломы за активное участие в конкурсах рисунков и поделок, школьных праздниках и предметных неделях. Это повышает мотивацию детей, воспитывает дух коллективизма и здорового соперничества. В результате совместной работы педагогов и специалистов в школе нет неуспевающих, качество успеваемости стабильно, уровень воспитанности младших школьников — допустимый или оптимальный.

Актуально!

Молодому логопеду

  • Спирина М.С. Формирование дыхания у детей с ДЦП

    Наиболее частое расстройство речи при ДЦП — дизартрия. Ведущим дефектом при дизартрии выступают нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

    Дизартрия у детей с ДЦП проявляется нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. Нарушение просодической стороны речи — основной и наиболее стойкий признак дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка.

    Чаще всего в логопедической практике встречаются спастико-паретическая и смешанная формы ДЦП. При них наблюдается поверхностное, ключичное (в покое) дыхание, а в речи преобладает ключичный тип дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Ребенку не хватает дыхания, чтобы закончить фразу. Наблюдаются речь на вдохе одновременно с речью на выдохе, речевая фонация: голос тихий, слабый, иссякающий. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый.

    Логопедическая работа с детьми с ДЦП должна включать артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения, так как артикуляция, дыхание и голосообразование — единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Секреты профессии

  • Логачева Т.Л. Бисероплетение в социокультурной реабилитации детей 5—8 лет с нарушениями ОДА

    Из всего многообразия видов декоративно-прикладного творчества плетение бисером — один из наиболее популярных. Изготовлением ювелирных украшений, фигурок на проволоке, предметов для интерьера увлекаются многие. Не исключение и дети с нарушениями ОДА.

    Еще в 90-е гг. XX в. казалось, фантастикой обучение бисероплетению детей с церебральным параличом. Но именно желание воспитанников заниматься этим видом творчества, преодолевая свои двигательные проблемы, натолкнули нас на поиск оптимальных путей, выработку специальных методов и приемов обучения.

    Самое удивительное то, что научиться плести из бисера часто стремятся те дети, которым сложнее всего освоить это занятие: наличие насильственных движений (гиперкинезов), сильнейшая спастичность верхних конечностей, нарушения зрения и т.д. вызывают большие затруднения. Тем не менее, их желание преодолеть себя, научиться самостоятельно выполнять сложные действия способствует получению впечатляющих результатов.

    Многие наши учащиеся продолжают заниматься бисероплетением в домашних условиях. Развивается коллективное творчество — выполняются коллективные работы. С большим интересом подключаются к деятельности родители. Дети с удовольствием принимают участие в выставках декоративно-прикладного творчества, получают грамоты и призы за свои работы.

    Занятия по бисероплетению предполагают преодоление двигательных нарушений, развитие и коррекцию психических функций, личностных особенностей.

    При удерживании пальцами концов проволоки, полотна плетения, вытягивании проволоки, растягивании ее в стороны, нанизывании, закреплении ряда бусин активизируются движения мелких мышц кисти и пальцев, формируется кистевой и пальцевой захваты, большой палец противопоставляется остальным, развиваются движения в лучезапястном, локтевом, плечевом суставах, супинация и пронация предплечья, зрительно-моторная координация.

  • Коханова С.К. Индивидуальное занятие в сенсорной комнате с ребенком 3—4 лет с нарушением двигательных функций

    Предлагаем индивидуальное занятие, проводящееся в сенсорной комнате с ребенком, имеющим нарушение двигательных функций.

    Задачи:

    • снимать мышечное и эмоционально напряжение;
    • развивать тактильные ощущения и зрительное восприятие.

Книжная полка

Знаете ли вы?

  • Кондуктивная педагогика — метод развития ребенка с ДЦП

    Кондуктивная педагогика — система реабилитации детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями. Создатель метода — венгерский педагог и врач, профессор кафедры двигательной терапии Медицинского университета А. Петё, обладавший незаурядными знаниями в области ортопедии, психиатрии, неврологии и реабилитации.

    Целостный и индивидуальный подход к ребенку, развитие его способностей, формирование личностных качеств и социальных навыков — основные цели кондуктивной педагогики. В своих статьях Петё излагал основные ее тезисы.

    Неординарный подход врача к проблеме развития детей с ДЦП получил признание. Ему было выделено помещения для медико-педагогических занятий с воспитанниками приюта. Его подопечные, прежде считавшиеся безнадежными, спустя 2 года могли посещать школу. В дальнейшем Петё возглавил институт, рассчитанный на прием и реабилитацию 80 детей. В 1985 г. в Будапеште был создан институт, рассчитанный на стационарное лечение более 500 детей с двигательными расстройствами.

    Источник: www.dcpmama.ru/konduktivnaya-pedagogika

  • Иппотерапия как средство реабилитации

    Иппотерапия — уникальное по эффективности средство реабилитации при ряде тяжелых заболеваний, в первую очередь, ДЦП, широко применяемое в мировой реабилитационной практике. Ее особенность — стимулирование развития двигательных рефлексов. Идущая шагом лошадь служит терапевтическим средством для воспроизведения двигательной активности. Когда ребенок сидит верхом, благодаря специфике движения лошади формируется его осанка, а с помощью слабых координационных реакций вырабатываются и тренируются удержание равновесия и компенсаторные мышечные сокращения.

    Специфическая стимуляция улучшает осанку, поскольку облегчает нахождение и закрепление наиболее близких к норме двигательных реакций, доступных ребенку. Одновременно такая двигательная коррекция тренирует мускулатуру, устраняет ее непропорциональность, регулирует мышечный тонус, что также максимально увеличивает объем двигательной активности в суставах. На фоне такого комплексного развития мышечно-связочного аппарата при занятиях верхом на лошади происходит выраженное развитие двигательных функций.

    Иппотерапия оказывает комплексное воздействие не только на физический статус пациента, но и на его психоэмоциональную сферу, способствует мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений с миром. Возрастает мотивация, усиливается стремление к достижению положительных результатов.

    Общение с лошадью и верховая езда позволяют снять стресс и минимизировать его последствия.

    Результаты занятий:

    • увеличение подвижности и объема движений, снижение спастичности мышц, улучшение координации, равновесия, мелкой моторики;
    • повышение устойчивости к физическим нагрузкам;
    • нормализация мышечного тонуса;
    • увеличение активности, появление уверенности в своих силах, улучшение обучаемости и внимательности;
    • снижение возбудимости, уменьшение страхов, агрессивности.

    Источник: www.heatpsy.narod.ru

Спутник журнала

  • Учебно-игровой комплект «Едем за покупками»

    Представляем приложение к журналу «Логопед» (2016, № 9)

    Учебно-игровой комплект «Едем за покупками»

    Автор: Г.Н. Кравчик

    Игра по развитию речи детей 4—6 лет

    В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для групповых и индивидуальных занятий для развития речи детей 4—6 лет.

    В комплект входят: 5 листов для игры с изображениями машин (Листы 1—5), 2 листа с 24 изображениями предметов (Листы 6—7) и 1 лист с фигурами для вырезания: Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса, Дед с Бабкой и контур машины (Лист 8).

    Данный учебно-игровой комплект поможет:

    • расширить активный словарный запас детей;
    • сформировать грамматически правильную связную речь и обобщающие понятия «игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель»;
    • закрепить в речи предложно-падежные конструкции, компоненты речи (просодику, лексику и грамматику);
    • развить восприятие, память, пространственные представления.
  • Страна чудесных слов

    Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 9)

    Страна чудесных слов. Методическое пособие.

    Авторы: Т.А. Антропова, Г.А. Мареева

    В пособии представлены конспекты занятий по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий русского языка на материале, связанном с природой и ее сезонными изменениями, с детьми 5—7 лет с ОНР.

    Приведены дидактические игры, загадки для обогащения словарного запаса, совершенствования навыков словообразования и словоизменения, употребления предлогов в речи, развития мышления, памяти, мелкой и общей моторики, ориентировки в пространстве.

    Книга адресована учителям-логопедам, воспитателям ДОО, музыкальным руководителям и родителям.

Вести из сети

Как подписаться

Анонс

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Логопед
  • Год: 2016
  • Номер: 9
Прочитано 4335 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии