Версия для печати

Логопед № 2/2017

Тема номера

«Особые» дети: дети с нарушением интеллекта

Содержание

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • ГАОУ ВО МГПУ, Москва
    • ГБОУ «Школа № 947», Москва
    • ГБУ ЦССВ «Южный», Москва
    • ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва
    • Институт детства ФГБОУ ВО МПГУ, Москва
    • Кафедра социально-медицинской реабилитации ГАУ ИДПО ДСЗН, Москва
    • МБДОУ д/с № 39 «Аистенок», г. Абинск Краснодарского края
    • МБДОУ ЦРР — д/с № 58, г. Белгород
    • МБЛПУ «Детская городская клиническая больница № 3», г. Новокузнецк Кемеровской обл

    Авторы:

    • Алексеева Екатерина Николаевна
    • Бадмаева Татьяна Борисовна
    • Баранова Тамара Федоровна
    • Басангова Булгана Мазановна
    • Боктаева Любовь Федоровна
    • Борнякова Лидия Михайловна
    • Голоденко Елена Александровна
    • Демина Лариса Ивановна
    • Еремина Ирина Исламовна
    • Каданцева Галина Анатольевна
    • Кангина Любовь Владимировна
    • Котляр Валентина Васильевна
    • Коханова Светлана Константиновна
    • Крикленко Ольга Валерьевна
    • Кузьмина Екатерина Сергеевна
    • Курышина Елена Юрьевна
    • Мартыненко Светлана Михайловна
    • Нагайцева Ольга Васильевна
    • Оноприенко Татьяна Вячеславовна
    • Осечкина Людмила Ивановна
    • Петрова Наталья Валериевна
    • Реутова Ирина Юрьевна
    • Салмин Виктор Павлович
    • Селюков Александр Георгиевич
    • Танцюра Снежана Юрьевна
    • Толстикова Екатерина Игоревна
    • Шоркина Татьяна Дмитриевна

Колонка главного редактора

  • Танцюра С.Ю. «Особые» дети: дети с нарушением интеллекта

Гость номера

  • Басангова Б.М. Жить с улыбкой и многому учиться

Мастер-класс

Исследования

  • Баранова Т.Ф. Ранняя помощь детям с ОВЗ в ракурсе межведомственного взаимодействия в условиях ГКУ ЦССВ «Юнона»

    В статье раскрыт опыт взаимодействия ГКУ ЦССВ «Юнона» с различными организациями в процессе интеграционного пространства ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены программы реабилитации детей-инвалидов в условиях поддержки семьи, детского сада, школы, раскрыта комплексность работы специалистов.

Новые формы работы

  • Танцюра С.Ю. Формирование коммуникации в различных видах деятельности у детей 4—7 лет со множественными нарушениями

    Традиционные занятия не всегда эффективны для детей со множественными нарушениями. Наиболее результативны систематическая работа по развитию коммуникации (вербальной и невербальной), демонстрация взрослым специальных упражнений в различных видах деятельности: в утреннем круге, работе с календарем и др., о чем и говорится в этой статье.

  • Толстикова Е.И. Логопедическая помощь недоношенным детям раннего возраста в условиях стационара

    В статье рассмотрены проблемы раннего речевого развития недоношенных детей. Представлен опыт логопедической помощи новорожденным с низкой массой тела в условиях стационара. Коррекционно-логопедическая помощь построена на авторской программе «Вместе с мамой» в условиях детской больницы.

Предлагаем обсудить

  • Бадмаева Т.Б. и др. Посадка тюльпанов. Занятие по хозяйственно-бытовому труду для старших дошкольников с нарушением интеллекта

    В статье представлено занятие по трудовому воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта. Оно расширяет их представления об окружающем мире, формирует трудовые навыки и умения. На занятии используются вспомогательные средства (карточки) для лучшего восприятия инструкций.

Методическая гостиная

  • Демина Л.И., Реутова И.Ю. В звонких птичьих голосах к нам идет весна. Интегрированное занятие для детей 5—6 лет с речевыми нарушениями

    В статье представлено интегрированное занятие на тему «Весна», направленное на закрепление речевых навыков и умений. Описываются игровые упражнения на развитие речи, координацию движений, автоматизацию звука [р].

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Кангина Л.В., Курышина Е.Ю. Мое имя. Занятие для детей 4—5 лет с нарушением интеллекта

    Дети с нарушением интеллекта часто испытывают трудности в восприятии себя. Понятие «Я» появляется довольно поздно, ребенку трудно реагировать на свое имя и имена других. В статье представлено занятие на осознание своего «Я». В его ходе дети узнают, как нужно общаться друг с другом.

  • Голоденко Е.А. Теремок. Занятие для детей 4—5 лет с нарушением интеллекта

    Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью — сложная задача. У них наблюдаются плохое понимание речи, трудности в активизации словаря. В статье приводится занятие по русской народной сказке «Теремок». Использование загадок и элементов рисования поможет детям с интеллектуальной недостаточностью в развитии речи.

Досуги и развлечения

  • Мартыненко С.М. и др. Супербабушка. Праздничное мероприятие

    В статье представлен сценарий праздничного мероприятия, подготовленного к 8 Марта. Занятие предполагает сотрудничество родителей, бабушек и детей с ОВЗ.

  • Коханова С.К. Встречаем праздник 8 Марта! Досуг для детей 6—8 лет с интеллектуальными нарушениями

    В статье представлен совместный досуг для родителей и детей с интеллектуальными нарушениями. Показано взаимодействие родителей и детей в музыкальных видах деятельности (танце, песне, музыкальных играх, ритмических движениях и др.).

Игры и оборудование

  • Шоркина Т.Д., Осечкина Л.И. Игры для формирования речи у детей 3—5 лет с нарушением интеллекта

    В статье описаны игры для развития речи детей с нарушением интеллекта, которые можно использовать в детском саду и дома. Они формируют подражания, помогают наладить контакт взрослого с ребенком.
  • Еремина И.И. Использование игр для развития речи детей 5—7 лет

    Уровень развития речи дошкольников и младших школьников вызывает озабоченность специалистов, родителей, учителей. У детей наблюдаются бедность словаря, трудности формирования грамматических категорий, несформированность произвольной саморегуляции. Это влечет за собой эмоциональную, личностную, когнитивную неготовность к обучению, социальную дезадаптацию. В статье представлены игры для развития и обогащения словаря детей 5—7 лет.

Взаимодействие с семьей

  • Каданцева Г.А. Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей детей с интеллектуальной недостаточностью

    В статье обозначены цель и задачи работы учителя-дефектолога с детьми с выраженной степенью интеллектуального недоразвития, описано его взаимодействие с родителями, даны примеры домашних заданий для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Кузьмина Е.С. Физкультминутки для повышения работоспособности младших школьников с умственной отсталостью

    В статье рассматриваются варианты использования физкультминуток (динамических пауз) как одного из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе.

  • Петрова Н.В. Поможем Буратино. Урок математики для младших школьников с нарушением интеллекта

    В статье представлены обучение детей с нарушением интеллекта решению арифметических задач и поэтапная работа над пониманием и составлением арифметических задач, которая дается в игровой форме.

  • Оноприенко Т.В. Экскурсия на почту. Занятие по ознакомлению с окружающим миром для младших школьников с умственной отсталостью

    В статье представлено заключительное занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме «Почта». Важно показать детям с умственной отсталостью, как совершается то или иное действие, для понимания и закрепления практических навыков.

    Система работы включает предварительную работу: рассматривание картин по теме «Почта», экскурсию, создание фотоальбома.

Актуально!

Молодому логопеду

  • Боктаева Л.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида

    В статье раскрываются особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, а также даются рекомендации по созданию благоприятного психологического климата и включению детей с ОВЗ в социум.

  • Алексеева Е.Н. Логопедическое обследование детей раннего возраста с ОВЗ

    В статье приведены примеры заданий для обследования речи, анализ предметно-игровой деятельности детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Секреты профессии

  • Селюков А.Г. Социальная реабилитация школьников с интеллектуальной недостаточностью

    Проблема социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в последние годы привлекает внимание многих авторов. В статье представлен опыт социальной реабилитации в московском педагогическом колледже № 16.

  • Крикленко О.В. Игровые приемы развития мелкой моторики у детей с ОНР

    В статье представлен опыт работы по применению игровых приемов развития мелкой моторики в целях коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.

Добрые странички

  • Шоркина Т.Д. Трудно ли быть мамой ребенка с нарушениями?

    В статье представлен опыт воспитания и обучения приемных детей с нарушениями в развитии, даны рекомендации родителям по ориентации «особого» ребенка в обществе и дома.

Знаете ли вы

  • Этикет в отношении инвалидов

    Когда вы говорите или пишите об инвалидах:
    • используйте слова и понятия, не создающие стереотипов: «инвалид», «человек, имеющий инвалидность», «человек с ограниченными возможностями», «человек с ДЦП», «человек с задержкой в развитии», «человек с синдромом Дауна», «человек с трудностями в общении», «человек с эпилепсией»; 
    • избегайте слов и понятий, создающих стереотипы.
     
    По материалам Disability Etiquette (DCIL)
  • Особенности людей с различными видами инвалидности

    Люди, испытывающие трудности при передвижении

    Общаясь с человеком в инвалидной коляске, не думайте, что необходимость ею пользоваться — трагедия. Для инвалидов — это способ свободного передвижения. Во время беседы лучше расположиться так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором собеседнику нужно запрокидывать голову.

    Люди с задержкой в развитии

    Люди с задержкой в развитии обучаются новым навыкам и воспринимают информацию дольше, чем остальные. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Если вам нужно объяснить что-то сложное, разбейте тему на части. Избегайте сложных штампов и выражений.

    Люди с проблемами речи

    При общении с такими людьми будьте терпеливы, не пытайтесь ускорить беседу. Не перебивайте собеседника. Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта. Не стесняйтесь переспросить то, что не поняли.

    По материалам Disability Etiquette (DCIL)

Книжная полка

Спутник журнала

  • Познавательные путешествия: коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста

    Представляем приложение к журналу «Логопед» № 2/2017

    Познавательные путешествия: коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста

    Авторы: И.Ю. Гуцал, Г.В. Мищенко

    В книге представлен комплекс интегрированных занятий, который поможет в игровой форме решить задачи социально-нравственного и патриотического воспитания. Он разработан с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. На занятиях используются психологические и логопедические игры и упражнения, дошкольников знакомят с нормами и правилами поведения в социуме, прививают лю+бовь к Родине, развивают у них коммуникативные навыки, расширяют грамматические компетенции. Дети узнают себя, свои возможности и возможности своих сверстников.

    Пособие предназначено психологам, логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

  • Интерактивные карточки для обучения чтению «Читаем по слогам. Двухсложные слова»

    Представляем приложение к журналу «Логопед» № 2/2017

    Интерактивные карточки для обучения чтению «Читаем по слогам. Двухсложные слова»

    В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для обучения чтению детей 4—7 лет, который можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях.

    В него входят 12 обучающих картинок, состоящих из 36 карточек и 12 слов. В игровой форме ребенок научится различать гласные и согласные звуки, читать по слогам двухсложные слова и составлять с ними предложения, строить описательный рассказ о предмете и проводить звуко-буквенный анализ. Каждая из представленных игр направлена на формирование и развитие определенных умений, необходимых для чтения и полноценного развития речи.

Вести из Сети

Как подписаться

Анонс

Приобрести печатную версию журнала в интернет-магазине

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Логопед
  • Год: 2017
  • Номер: 2
Прочитано 3143 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии