Тема номера: Преемственность логопедической работы
Содержание
Колонка главного редактора
Исследования
Мазунова И.Г., Мазунов А.С. Коррекционные педагогические и здоровьесберегающие технологии в практике инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ
В статье авторы делятся опытом коррекционной работы структурного подразделения «Улыбка» МБДОУ «Детский сад “Лукоморье”» с учетом здоровьесберегающих технологий в инклюзивной среде. Обоснована актуальность здоровьесберегающих технологий, представлена классификация здоровьесберегающих технологий, применяемых в СП «Улыбка», сформулированы основные принципы сочетания коррекционно-педагогических и здоровьесберегающих технологий, предложены модели сочетания технологий для разных форматов работы, определены критерии оптимального сочетания технологий: безопасность, доступность, результативность, гибкость, системность.
Новые формы работы
Стрельникова Н.Ю. Биоэнергопластика для активизации речемоторной функции у дошкольников с речевыми нарушениями
В статье представлен алгоритм ознакомления родителей (законных представителей) с инновационными приемами развития речемоторной функции детей дошкольного возраста с ОВЗ в рамках организации преемственности в работе всех участников образовательного пространства, придерживаясь которого специалисты смогут не только донести важную информацию семьям воспитанников, но и сделать реабилитационную работу более понятной.
Предлагаем обсудить
Азаренко И.Я. Развитие нравственных качеств у детей с ТНР через образы литературных героев
В статье рассматривается нравственное воспитание, описываются формы и методы работы по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. В работе представлены педагогические методы и приемы, благодаря которым у детей формируются представления о нравственности в целом, развиваются личностные качества и улучшаются межличностные отношения со сверстниками.
Методическая гостиная
Антошина Е.С., Фомичева Л.В. Пропедевтическая работа по формированию навыков элементарного звукового анализа у дошкольников с ТНР
В статье представлена пропедевтическая работа по формированию навыков элементарного звукового анализа у дошкольников с ТНР. Раскрыты взаимосвязи между умением анализировать предметный ряд и овладением звуковым анализом слова у детей 5–6 лет с ОНР, описана система коррекционно-развивающей работы (принципы эффективной работы, методы формирования представлений о ряде).
Приглашаем на занятие
Фундаева Н.В., Какушкина Т.А. Интегрированные формы деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с дошкольниками в инклюзивной среде
В статье рассматривается важность интеграции в образовательном процессе и ее роль в развитии детей с ОВЗ. Особое внимание уделяется взаимодействию логопеда и психолога при работе с детьми, имеющими речевые нарушения и сопутствующие проблемы развития. Авторы анализируют необходимость комплексной психолого-коррекционной работы, включающей развитие высших психических функций, коммуникативных способностей и собственно логопедическую коррекцию. Описаны формы совместной деятельности специалистов.
Досуги и развлечения
Кириллова Р.А. Волшебная страна, где играют и читают. Логопедический досуг для детей с речевыми нарушениями
Логопедический досуг адаптирован для детей подготовительной к школе группы. Конспект досуга может быть использован как в логопедических, так и в общеобразовательных группах дошкольных образовательных учреждений. В процессе практической деятельности — игр и частушек — дети закрепляют знания, полученные на занятиях по обучению грамоте.
Игры и оборудование
Трушина Н.И., Бородина Н.А. «Рычалочка на песке»: игры для коррекции нарушений звукопроизношения детей 4–7 лет
В статье представлены варианты игр «Рычалочка на песке», направленные на автоматизацию звука (р), с использованием песочного светового стола. Благодаря сочетанию сенсорных, игровых и логопедических приемов работа с песочным световым столом позволяет добиться устойчивых результатов в автоматизации звуков, делая процесс обучения естественным и радостным для ребенка.
Жученкова Е.Н. Логопедические кубики для детей 5–7 лет с нарушениями речи. Авторское пособие
В статье представлено авторское дидактическое средство коррекции фонетического недоразвития речи — логопедические кубики «Звуки без скуки». Материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения. Пособие многофункционально: его можно использовать для автоматизации любого звука на разных этапах — в словах, словосочетаниях и фразах. В основе работы — игровая методика с применением кубиков и предметных картинок. Описаны алгоритмы действий для каждого этапа автоматизации звука, представлены варианты заданий (на словообразование, выразительность речи, слоговой анализ, согласование частей речи и др.).
Взаимодействие с семьей
Борисова Н.А, Базарова Н.Н. «Я смогу говорить!». Организация ранней коррекционноразвивающей системы помощи и поддержки детей с ОВЗ
В статье рассматривается система ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Обосновывается необходимость профилактики, ранней диагностики и специализированной поддержки таких детей и их семей в контексте социально-экономических реалий современного общества, государственной политики в отношении детей с особенностями развития, достижений науки и практики в сфере коррекционной педагогики и медицины. Представлен проект, направленный на организацию помощи и поддержки детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Методика коррекционной работы
Белозерцева Т.В. Синонимы и антонимы. Логопедическое занятие для младших школьников с ОВЗ
В статье представлен конспект сюжетного логопедического занятия «Синонимы. Антонимы» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий. Занятие направлено на развитие лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющиx речевые нарушения. Занятие разработано для младшего школьного возраста и включает практические упражнения, игры и методические приемы, способствующие освоению синонимов и антонимов. Материал сопровождается примерами заданий, что делает его полезным инструментом для коррекционной педагогики. Конспект ориентирован на специалистов, работающих с младшими школьниками, и может быть адаптирован под индивидуальные потребности учащихся.
Каратеева И.В., Казакова А.И. «Теперь мы первоклашки». Сценарий праздничного мероприятия для воспитанников первого класса с НОДА
В статье представлен сценарий праздничного мероприятия для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, направленный на успешную адаптацию детей к школьной жизни через создание положительной, доброжелательной и радостной атмосферы. Дети отрабатывают звукопроизношение, лексику, внимание в различных заданиях на празднике.
Маликова А.И. Квиз-игра «Как хорошо уметь читать!» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Уже несколько лет в нашей стране проводится Всероссийская Неделя осведомленности о дислексии, позволяющая не только обсудить существующие проблемы в логопедическом сообществе, но и обменяться опытом внедрения успешных методик и технологий для решения проблемы. Мероприятие, представленное в статье, направлено на создание условий для профилактики дислексии у младших школьников. Упражнения квиза помогают обучающимся с интеллектуальными нарушениями сформировать правильное, осмысленное чтение, вызывают интерес к процессу чтения и письма.
Это интересно
Метельская Н.Г. Упражнения для развития общей и мелкой моторики, речи детей
Автор стихов и упражнений — Н.Г. Метельская. Больше упражнений и заданий можно найти в книгах автора «Комплексные коррекционные занятия с детьмис ОВЗ в средней группе» и «100 физкультминуток на логопедических занятиях», вышедших в издательстве «ТЦ СФЕРА» в 2025 году.
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"