Версия для печати

Логопед №9/2025

Тема номера: Инклюзия: от теории к практике

Содержание

Колонка главного редактора

Танцюра С.Ю. Инклюзия в образовании: от теории к практике

Исследования

  • Танцюра С.Ю., Аваков А.Р. Проектирование инклюзивной образовательной среды

    В статье рассматривается инклюзивное образо вание как инновационный проект в системе отечественного образования. Анализируется правовая база инклюзивного об учения в России, раскрывается сущность понятия инклюзии и ее основные принципы. Особое внимание уделяется теоретическим моделям образовательной среды и требованиям к организации инклюзивного обучения на разных уровнях образования. Авторами представлены результаты исследования отношения студентов к детям с ОВЗ, а также их предложения по проектированию инклюзивной образовательной среды. Выявлены основные препятствия на пути к успешной инклюзии и определены ключевые факторы, влияющие на эффективность инклюзивного образования. Приведен пример оснащения кабинета сенсорной интеграции.

  • Панин Д.Е. Развитие навыков связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР: логопедическая работа

    Статья посвящена проблеме формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматриваются теоретические аспекты, такие как роль когнитивных и психофизиологических факторов в развитии речи, а также особенности речевых нарушений у детей с ОНР. Описано исследование, проведенное на базе детского сада, в котором сравнивались уровни сформированности связной речи у детей с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием. Результаты показали значительные различия в способности к построению логически выстроенных и грамматически правильных высказываний у детей с ОНР.

Новые формы работы

  • Попова Ю.А., Антонова Е.А. Инклюзивная программа «Шесть шагов с Дино»

    В статье представлена программа «Шесть шагов с Дино» для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии участников, их социальную адаптацию. Программа состоит из шести блоков и реализуется в форме увлекательного путешествия в мир динозавров.

  • Маликова А.И. Роль цифровизации в формировании  грамотности учащихся с интеллектуальными нарушениями

    В статье рассматривается роль современных цифровых образовательных технологий в формировании естественно-научных знаний у детей с интеллектуальными нарушениями. Особое внимание уделяется значимости цифровизации образовательного процесса как существенному шагу вперед в коррекционной педагогике. Представлены практические рекомендации для коррекционных педагогов по подготовке и проведению занятий с использованием цифровых образовательных ресурсов, что способствует повышению эффективности образовательного процесса и доступности обучения для каждого ребенка.

Предлагаем обсудить

  • Ревякина П.С., Тухватуллина Л.Г. Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с инвалидностью

    В статье рассматривается система социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Описывается комплексный подход к формированию навыков самообслуживания, включающий работу междисциплинарной команды специалистов: дефектологов, психологов и воспитателей. Представлена структура программы занятий, разделенная на три тематических блока: личная гигиена, одежда и обувь, питание. Особое внимание уделяется методам работы с детьми, включая игровые формы и использование реальных предметов быта. Отдельное внимание уделяется взаимодействию с родителями как ключевому фактору успешной адаптации.

Методическая гостиная

  • Алёкминская С.В. Мастер-класс: сторителлинг и интеллект-карта в работе логопеда

    В статье представлен мастер-класс для педагогов по применению современных образовательных технологий в логопедической практике. Основное внимание уделяется методикам сторителлинга и интеллект-карт как эффективным инструментам автоматизации звуков в самостоятельной речи детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются особенности применения данных технологий для преодоления трудностей звукопроизношения, обобщения знаний о характеристиках звуков и их буквенном обозначении. Представлен план проведения мастер-класса с конкретными примерами использования технологий, а также анализ их эффективности в коррекционной работе.

  • Монахова Е.А., Питкина А.И. «Все начинается с простого…»

    В данной статье представлена авторская разработка, направленная на речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). С учетом речевого развития детей в проекте решались не только коррекционные задачи, но и духовно-нравственные.

Приглашаем на занятие

  • Кайдан И.Н. К речи через сенсорные ощущения

    В статье представлены специально разработанные комплексы упражнений для детей с ОВЗ, в том числе и с РАС, направленные на развитие проприоцептивной и вестибулярной систем. Выполнение данных упражнений способствует вовлечению ребенка в сотрудничество со взрослым, развивает общую моторику, координацию движений, снятию напряжения, созданию мотива для звуковой имитации.

  • Смородинова Т.А. Увлекательная грамматика

    В статье представлено логопедическое занятие для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи по формированию правильного употребления падежных окончаний родительного и винительного падежей имен существительных. В ходе занятия ребята знакомятся с куклой Диной и помогают ей запомнить правильное употребление окончаний существительных в разговорной речи, показывают кукле достопримечательности нашей страны, тем самым формируя и закрепляя собственные навыки и умения.

Досуги и развлечения

  • Бульчак С.В. Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности

    В статье рассматривается роль развития речи в дошкольном возрасте и его влияние на формирование когнитивных процессов у детей. Особое внимание уделяется проблемам развития связной речи у дошкольников, которые проявляются в трудностях построения связных высказываний, нарушениях логики изложения и бедности словарного запаса. Анализируются современные методики обследования связной речи, направленные на выявление уровня речевого развития детей. Представлены подходы к коррекции речевых нарушений с использованием театрализованной деятельности, описан комплекс упражнений, включающий артикуляционную гимнастику, работу над интонационной выразительностью, инсценировку произведений и другие методы. Особое внимание уделяется роли семьи в процессе речевого развития ребенка.

  • Ленцова М.В. Зайчик ищет друга

    В данной статье представлено небольшое подгрупповое мероприятие для детей с ОНР, направленное на подготовку к школе. Мероприятие выстроено с использованием интерактивных занятий.

Игры и оборудование

  • Письменко И.Ю. «Паровозик Речевичок». Пособие для развития речи детей с ОВЗ

    В статье представлено авторское многофункциональное дидактическое пособие для детей 3–7 лет, направленное на развитие грамматического строя речи, автоматизацию звуков. Приводятся варианты игр с его использованием.

  • Стругова Н.Н. «За каждым словом — волшебство!»

    В статье рассматриваются особенности коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью авторских сказок, а также представлены конкретные примеры таких сказок.

Взаимодействие с семьей

  • Тебенькова М.Н. Инновационные подходы взаимодействия учителя-логопеда с родителями

    В данной статье представлена педагогическая работа с родителями с использованием разного формата. Описаны традиционные и нетрадиционные формы работы.

Методика коррекционной работы

  • Каратеева И.В., Казакова А.И., Колосова С.В. «Разговоры о важном» для школьников с нарушением ОДА

    В статье рассматривается реализация проекта «Разговоры о важном» — цикла внеурочных занятий, внедренного во всех российских школах. Описывается структура и содержание занятий, их роль в личностном развитии учащихся. Особое внимание уделяется особенностям проведения занятий, которые включают неформальное общение, формирование мировоззренческих позиций и развитие социальных навыков у детей с нарушениями ОДА. Представлены педагогические методы и подходы, используемые в ходе занятий, их интеграция с основными учебными предметами. Отражена положительная оценка проекта участниками образовательного процесса, а также его значимость для всестороннего развития личности учащихся.

 

 

 

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Логопед
  • Год: 2025
  • Номер: 9
Прочитано 11 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии