Версия для печати

Медработник ДОУ №6/2016

Содержание

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • ГБУ ЦССВ «Наш дом», Москва
    • Кафедра анатомии и физиологии человека и животных Института биологии и химии Московского педагогического государственного университета, Москва
    • Кафедра гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва
    • Кафедра детских болезней лечебного факультета ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Иваново
    • Кафедра детских болезней ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Благовещенск Амурской обл.
    • Лаборатория научных основ школ здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Мин­здрава России, Москва
    • МАДОУ д/с № 14, г. Благовещенск Амурской обл.
    • МАДОУ «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО
    • МБДОУ д/с № 19 «Звездочка», г. Альметьевск, Республика Татарстан
    • МБДОУ д/с «Аленький цветочек», г. Ноябрьск, ЯНАО
    • МБДОУ д/с комбинированного вида № 46, го Самара, г. Самара
    • МБДОУ «Тотемский детский сад № 1 “Росинка”», г. Тотьма Вологодской обл.
    • МДОБУ д/c «Аралия», г. Дальнегорск Приморского края
    • СП № 3 ГБОУ СОШ № 771, Москва

    Авторы:

    • Арутюнян Карине Александровна
    • Верещагина Ольга Васильевна
    • Верихова Надежда Анатольевна
    • Гиниятуллина Зульфия Исмагиловна
    • Гуськова Алевтина Александровна
    • Дмитриева Гузель Фанисовна
    • Ермолова Ирина Аркадьевна
    • Игнатова Надежда Сергеевна
    • Клюева Елена Львовна
    • Кузнецова Елена Алексеевна
    • Петина Светлана Владимировна
    • Рапопорт Ирина Калмановна
    • Римская Татьяна Николаевна
    • Саудаханова Аксана Федоровна
    • Севостьянова Анна Николаевна
    • Тугова Галина Алексеевна
    • Холмогорова Наталья Владимировна
    • Чемоданов Вадим Владимирович
    • Шупикова Виктория Станиславовна

Колонка главного редактора

Гость номера

Гигиена

Рациональное питание

  • Чемоданов В.В. Питание детей с пищевыми расстройствами

    Чемоданов В.В., д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой детских болезней лечебного факультета ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Иваново

    Симптомы пищеварительного дискомфорта — частые спутники многих проблем со здоровьем у детей первого года жизни. Это и кишечные колики, и функциональные запоры, и состояния, связанные с забросом содержимого из желудка в пищевод (гастроэзофагеальный рефлюкс).

    В настоящее время такие функциональные состояния принято считать проявлением адаптации (приспособления) младенца к новым условиям существования, а также этапом созревания органов и систем, в частности желудочно-кишечного тракта. Оптимальным питанием для ребенка в это время (и не только) служит материнское молоко. Однако если грудное вскармливание по каким-либо причинам ограничено или невозможно, малыша необходимо обеспечить адаптированным питанием.

    Традиционно для смешанного или искусственного вскармливания используются адаптированные пресные смеси, но часть детей нуждается в назначении адаптированных кисломолочных смесей.

    Упоминание об использовании скисшего молока (простокваши) есть в Библии и других священных книгах. Первые сведения об использовании одного из старейших кисломолочных напитков на Земле — кислого кобыльего молока (кумыса) — можно найти у древнегреческого историка Геродота. С XVIII в. на Руси используется кисломолочный продукт — пахтанье, получаемый при производстве масла. И.И. Мечников и Л. Пастер в XIX в. научно обосновали и доказали пользу употребления кисломолочных продуктов.

    Что же такое кисломолочный или идентичный ему зарубежный «ферментированный» продукт? По сути, это продукт, изготовляемый путем сквашивания молока с использованием заквасочных микроорганизмов, изменяющих свойства молока.

    Фактически создается новый пищевой продукт.

    Быстрорастущий детский организм нуждается не только в пищевых ингредиентах, обеспечивающих основные этапы жизнедеятельности, но и в дополнительных веществах, необходимых для эффективной и полноценной работы внутренних органов и систем. Именно этими свойствами обладает появившаяся на отечественном рынке адаптированная смесь для питания ребенка первого года жизни «Нутрилон кисломолочный». В готовом продукте присутствуют пробиотики (живые бактерии).

    Данная смесь хорошо переносится детьми и может быть рекомендована как для эпизодического, так и постоянного использования у детей первого года жизни; имеет нейтральный рН, максимально приближенный к грудному молоку (среди всех кисломолочных смесей), все полезные их свойства, в то же время лишена серьезных недостатков смесей с низким рН.

    В качестве примера эффективности адаптированной кисломолочной смеси приведем клинический случай. На консультацию пришла мама с ребенком 4 мес., у которого после длительного лечения антибиотиками по поводу пневмонии возникли запоры (стул отсутствовал 2—3 дня), а дефекация осуществлялась только после клизмы. Были даны рекомендации кормить ребенка «Нутрилоном кисломолочным». При повторном посещении через неделю мать рассказала, что уже с третьих суток от начала использования смеси дефекация стала возможной без дополнительной стимуляции, а каловые массы приобрели мягкую консистенцию. Во время осмотра через месяц мать жалоб не предъявляла, ребенок был здоров.

Оздоровительная работа

  • Гуськова А.А. Оздоровительные игры в логопедической работе

    Проблема здоровьесбережения в условиях ДОО актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. Дети с речевой патологией, особенно имеющей органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Следует отметить и когнитивные нарушения у таких детей: отсутствие навыков поведения в коллективе, трудности в усвоении учебного материала, двигательную расторможенность, нарушения внимания, понимания и запоминания.

    У детей с ОВЗ отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. К тому же у них наблюдаются хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой, костно-мышечной систем. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Это объясняется нарушением взаимодействия центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации — передачи импульсов от рабочих центров к нервным окончаниям.

    Для преодоления вышеуказанных нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходима комплексная коррекционная работа.

Здоровый образ жизни

  • Римская Т.Н. Здоровье дошкольника — общая забота

    В статье описывается работа с родителями в рамках родительских чтений «Здоровье дошкольника — общая забота». Рассматриваются разнообразные формы активизации родителей, перечисляются основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников.

Педиатрия

Оценка состояния здоровья

  • Рапопорт И.К. Приказ Минздрава России о медицинских осмотрах несовершеннолетних

    Одно из важных направлений охраны здоровья детей и подростков — раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья для наиболее эффективной организации профилактической, лечебно-коррекционной и реабилитационной работы. С целью повышения качества наблюдения за здоровьем детей и подростков 21 декабря 2012 г. министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова подписала приказ № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».

Неинфекционные заболевания

  • Арутюнян К.А. Дисметаболические нефропатии у детей: принципы реабилитации

    Дисметаболическая нефропатия (ДМН) — группа обменных нарушений, которые сопровождаются повышенным выделением с мочой различных солей (фосфатов, уратов, оксалатов и др.) и как результат повреждением почечных структур.

    Многоуровневые патогенетические сдвиги, наблюдаемые при дисметаболических нефропатиях, и тяжесть вызываемых обменными нарушениями патологических состояний, таких как пиелонефрит, тубулоинтерстициальный нефрит, нефролитиаз, хроническая болезнь почек, определяют важность проблемы и необходимость использования эффективных методов лечения и профилактики. Встречаемость дисметаболической нефропатии достигает 35—40 случаев на тысячу населения.

    Отмечаются более ранние проявления заболевания при семейном нарушении обмена веществ (Ю.Е. Вельтищев, Э.А. Юрьева; В.В. Длин и соавт.).

Профилактика заболеваний

  • Верещагина О.В. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников

    Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье — «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Сохранение и укрепление здоровья дошкольников — актуальнейшие проблемы нашего времени.

    Большое влияние на здоровье и развитие ребенка оказывают нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА), выступающие первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

    Правильная, красивая осанка — ключ к здоровью ребенка. Осанка — динамический стерео­тип; в дошкольном возрасте она носит неустойчивый характер, легко изменяется под действием позитивных или негативных факторов.

    Увеличение информационной нагрузки и соответственно количества и продолжительности занятий приводит к утомлению, нарушениям в режиме дня: сокращению прогулок, дневного сна, свободного времени и, конечно же, отрицательно сказывается на состоянии здоровья дошкольников.

    Именно в дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Консультация педиатра

  • Чемоданов В.В. Присмотритесь к вашему ребенку

    Каждый ребенок похож на своих родителей. Иными словами, у него есть признаки, которыми его наградила природа (его кровные родственники). Мы нередко можем наблюдать детей, у которых форма головы или ног имеет такие же особенности, как и у их родителей, братьев или бабушек. В ряде случаев это могут быть аномалии или деформации. Зачастую это проявление наследственных изменений — генных мутаций, накопленных многочисленными поколениями данного рода и закрепленных в их генетическом коде.

    В период развития ребенка в утробе матери в его организме могут произойти изменения, связанные с воздействием на него неблагоприятных условий. Это и перенесенные матерью в период беременности острые или хронические заболевания, и неправильное питание или производственные вредности, и нарушение экологических условий проживания. В зависимости от того, на каком этапе развития ребенка наблюдались эти воздействия, мы можем прогнозировать изменения в его сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыводящей и других системах. Проще говоря, в организме может быть недоразвитие тканей, из которых формируются органы, иначе дисплазия. Ткань, объединяющая органы в единое целое, названная в этой связи соединительной тканью, образует опорный каркас (скелет) и наружные покровы (кожа), а также формирует внутреннюю среду организма, через которую все структурные элементы получают питательные вещества и отдают отработанные продукты.

Педагогика

Психологическая помощь

  • Верихова Н.А. Преодоление неконструктивного поведения старших дошкольников методами нейропсихологической коррекции

    Очень часто родители и воспитатели жалуются на поведение детей.

    Поведенческие нарушения — причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение опыта произвольности, формирование навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, разрушающе воздействуют на его здоровье. Жизнь ребенка с отклоняющимся, неконструктивным, неадаптивным поведением протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний.

    Причины неконструктивного поведения детей разнообразны. Его предупреждение и исправление возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения в соответствии с условиями детского сада и семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.

Коррекционная работа

  • Шупикова В.С., Саудаханова А.Ф. Музыкально-театрализованная деятельность как средство коррекции и социализации детей с ДЦП

    У дошкольников с детским церебральным параличом (ДЦП) отмечается нарушение координации различных анализаторных сис­тем. Театральная деятельность позволяет стабилизировать психическое состояние дошкольников с тяжелыми нарушениями ЦНС, развивает эмоциональное и речевое общение. Дети начинают тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

    Детский церебральный паралич — не приговор, а руководство к действию для всех сторон образовательного процесса: детей и их родителей, врачей, психологов, педагогов. Результат этих действий зависит от того, насколько честно, плодотворно отработает каждое звено в этой единой цепи. Что же можем сделать мы, педагоги, психологи, логопеды, чтобы процессы адаптации детей с ДЦП к среде здоровых сверстников, их социализации не были утомительными и рутинными, а превратились бы в увлекательную игру? Средством для решения такой непростой задачи может стать правильно организованная театрализованная деятельность, учитывающая особенности развития данной категории дошкольников.

  • Ермолова И.А., Севостьянова А.Н. Коррекционно-развивающая среда для дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями развития

    Лица с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности являются инвалидами детства. Они имеют грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, не способны к самостоятельной жизни и требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками.

  • Игнатова Н.С. и др. Построение коррекционной среды в группе для детей с особыми образовательными потребностями

    Дошкольное детство — период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в этот период, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.

    Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии — одна из самых актуальных в коррекционной педагогике. Очень важно помочь ребенку справиться с возникшими трудностями именно в дошкольном возрасте, чтобы формирующаяся у него картина мира и взаимоотношений людей была реалистичной и понятной.

Экологическое воспитание

  • Кузнецова Е.А., Тугова Г.А. Проект «Экологическое воспитание старших дошкольников через социальное партнерство с музейно-выставочным центром»

    Проект предусматривает алгоритм, перспективы и содержание деятельности со всеми участниками образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) по формированию у дошкольников понятия «экологическая культура» и навыков деятельности в природе. Особое внимание уделено вопросу социализации детей через сотрудничество с партнерами — работниками музейно-выставочного центра города. Материал будет интересен педагогам ДОО и дополнительного образования детей, родителям.

    Взаимодействие человека с природой, его место в ней — чрезвычайно актуальная проблема. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

    Формирование экологической культуры — это прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, живущим рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.

Педагогическая копилка

  • Клюева Е.Л. Любим плавать мы в бассейне

    Праздники в подготовительной к школе группе

    Цель: формирование здорового образа жизни.

Актуально!

Нормативные документы

Мудрые высказывания

А знаете ли Вы?

  • Информационное письмо Организационного комитета Международной конференции стран ВЕЦА «Формирование здорового образа жизни школьников в современных условиях»

    Уважаемые коллеги!

    В соответствии с проектом Российской Федерации и Европейского регионального бюро ВОЗ «Развитие сети школ здоровья в странах Восточной Европы и Центральной Азии» и планом научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ от 29.04.2016 № 275, п. 92) 17—18 ноября 2016 года, в Москве состоится Международная конференция стран ВЕЦА «Формирование здорового образа жизни школьников в современных условиях».

    Организаторы конференции:

    • Министерство здравоохранения Российской Федерации;
    • ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков);
    • российская сеть школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся.

    В рамках конференции планируется обсуждение следующих вопросов:

    1. Реализация Московской декларации Первой Глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционым заболеваниям (2011).
    2. Национальные стратегии действий в интересах детей в странах ВЕЦА.
    3. Здоровье, безопасность жизнедеятельности детей и физическая культура и спорт. Инновационные оздоровительные и физкультурно-спортивные технологии и их внедрение в работу образовательных организаций.
    4. Проблемы организации здорового питания детей и подростков в организованных коллективах.
    5. Социально-гигиенические проблемы обеспечения здорового трудового потенциала. Медицинская и психофизиологическая профессиональная ориентация и консультация детей и подростков.
    6. Гигиеническая безопасность и медицинское обеспечение рекреационной деятельности детей в летний период.
    7. Формирование основ знаний о здоровье у обучающихся.
    8. Научные основы, технологии и механизмы формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, ожидаемые результаты.
    9. Формирование здорового образа жизни обучающихся с учетом социокультурных и этнических особенностей.
    10. Роль средств массовых коммуникаций, Интернета и социальных сетей в формировании здорового образа жизни детей и подростков.
    11. Международная программа «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC).
    12. Научно-практические основы и информационные ресурсы проведения мониторинга в сфере жизнедеятельности детей и подростков.
    13. Единая профилактическая среда в образовательных организациях, технологии обеспечения.
    14. Безопасность цифровой образовательной среды, использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных организациях.
    15. Медико-психолого-педагогическое обеспечение обучающихся. Проблемы психогигиены, охраны психического здоровья подрастающего поколения.
    16. Новые технологии оздоровления детей в работе отделений медицинской помощи обучающимся.
    17. Школьное здравоохранение: потребности общества, проблемы и пути развития.

    Все подробности участия в конференции на официальном сайте: www.nczd.ru

  • Избыток кальция и витамина D повышает риск образования камней в почках

    Злоупотребление витаминными комплексами и БАДами, содержащими кальций и витамин D, повышает риск развития мочекаменной болезни, считают исследователи из медицинского центра Крейтоновского университета в Омахе, США. По мнению ученых, витаминные добавки, содержащие эти компоненты, становятся все более популярными среди женщин. Только в США почти 75% представительниц слабого пола регулярно принимают витамины, большую часть которых составляют комплексы, содержащие кальций и витамин D.

    В исследовании участвовали 163 здоровые женщины в возрасте от 57 до 85 лет. Всем добровольцам ученые предложили принимать различные дозы витамина D и кальция. Выяснилось, что у 33 процентов участниц в течение всего исследования наблюдался повышенный уровень кальция в моче, а у 10 процентов — в крови. По мнению исследователей, такие показатели свидетельствует о повышенном риске образования камней в почках. «Применение добавок с кальцием и витамином D не может быть безопасным, как считалось ранее, — считают исследователи. — Люди не должны превышать рекомендованную дозировку этих препаратов, которая составляет 20 мкг витамина D и 800—1200 мг кальция в день». Кроме того, ученые категорически не рекомендуют назначать себе такие препараты самостоятельно.

    Источник: www.takzdorovo.ru

  • Дети, которые тратят много времени на просмотр телевизора, набирают меньше костной массы в процессе роста, чем сверстники

    Ученые наблюдали за группой детей от 5 до 17 лет до момента их двадцатилетия.

    В 20 лет испытуемым сделали рентген. Обнаружилось, что чем больше времени ребенок тратил на просмотр телевизора в процессе взросления, тем меньше процентное соотношение костной массы к весу тела.

    «Мы можем точно сказать, что к проблемам со здоровьем в данном случае приводит не просмотр телевизора как таковой, а нахождение в сидячем положении в течение долгого времени, — говорит Н. Пирсон из Школы спорта, упражнений и изучения здоровья при Университете Лоуборо, Великобритания. — Первые данные мы начали получать 15 лет назад, и с тех пор все больше и больше детей тратят значительную часть свободного времени на просмотр телевизора. Это связано с распространением гаджетов, смартфонов и различных приложений к ним».

    Источник: www.takzdorovo.ru

  • Природа защищает от психических расстройств и низкой самооценки

    Участники американской научной группы «Science World Report» пришли к выводу, что если проводить много времени на природе, то физическое и психическое здоровье человека укрепляются. Так, люди, живущие на лоне природы, значительно меньше подвержены преждевременной смерти и психическим расстройствам.

    В связи с последним исследованием стало известно, что благодаря частому нахождению на природе люди начинают любить свое тело и повышают свою самооценку. Скорее всего, именно из-за этого у них складывался собственный положительный образ.

    Также ученые выяснили, что на природе люди лучше взаимодействуют друг с другом, поскольку на свежем воздухе осознают, что они часть экосистемы и поэтому перестают комплексовать или переживать из-за физического состояния.

    Источник: www.takzdorovo.ru

Книжная полка

Вести из сети

Как подписаться

Анонс

 

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Медработник ДОУ
  • Год: 2016
  • Номер: 6
Прочитано 2370 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии