Тема номера: Новаторство и современность композиторского стиля Д.Д. Шостаковича
Содержание
Колонка главного редактора
Куланина И.Н. Дорогие читатели, авторы и коллеги!
Наше наследие
Боякова Е.В. Музыкальное воспитание дошкольников в России начала XX в.
В статье описывается содержание музыкального воспитания в детских садах начала XX в. Показана практика детских садов А.Б. Лампрехт, Е.П. Залесской, М.Х. Свентицкой, народного детского сада Кружка совместного образования детей, Городского универсального детского сада в память О.Н. Кельиной. Приведены примеры методического сборника и статей из периодической печати, поднимающих вопросы музыкального воспитания дошкольников. Сделан вывод, что практика была неоднородной, в основном с детьми пели и играли в игры с пением, иногда включалась маршировка под музыку. Содержание зависело от взглядов организаторов детских садов.
Педагогическая академия
Губанова Н.Ф. Беседы о музыке. Беседа четвертая. Выразительные средства музыки
В статье исследуется проблема понимания музыки слушателем (взрослым, ребенком) в практике образовательных организаций и в жизни общества; анализируются содержательные возможности музыки и особенности ее постижения с помощью выразительных средств, дается характеристика средств музыкальной выразительности и их взаимосвязи в контексте музыкального произведения. Предлагаются примеры постижения музыкального образа на основе выделения ведущих средств музыкальной выразительности, даются рекомендации по усвоению детьми сущности и смыслов музыки.
Кудряшов А.А., Елина М.Э. Новаторство и современность композиторского стиля Д.Д. Шостаковича
Детская музыка как особая область творчества Д.Д. Шостаковича рассматривается в контексте преломления традиций предшествующих эпох и специфики его индивидуального стиля. Статья посвящена фортепианной и скрипичной музыке композитора, написанной для детей и предназначенной для исполнения юными музыкантами (в дополнительном образовании дошкольных групп).
Мастер-класс
Уткина М.В. Методические рекомендации по формированию вокально-хоровых навыков у старших дошкольников
В статье рассматриваются методические подходы по развитию вокально-хоровых навыков у старших дошкольников. Даются конкретные рекомендации (упражнения) для музыкальных руководителей по формированию певческой установки, певческого дыхания у детей на основании существующего музыкального педагогического опыта.
Музыкальная гостиная
Каменская О.А. Музыкальная гостиная как форма сотрудничества музыкального руководителя с семьями старших дошкольников
Статья посвящена проблеме сотрудничества семьи и музыкального руководителя в музыкальном развитии старших дошкольников. Рассматривается вопрос возникновения музыкальной гостиной, ее определение, задачи. В рамках исследования автор представляет музыкальную гостиную как форму семейных встреч, основанную на коллективном творчестве педагогов, родителей и детей, выделяет несколько стадий в ее работе, а также методы, используемые на каждом мероприятии.
Праздники, развлечения
Щелочкова М.А. Осенний урожай
Сценарий направлен на развитие музыкальных способностей, формирование положительного отношения к сезонным праздникам.
Шипнягова Е.Я. Коль душою мы добры, расскажем, как живут бобры
Зарифмованная сказка о бобрах — описание жизни животных, не так давно поселившихся на Яузе. В сказке рассказывается, как бобер трудолюбиво делает затон, а в это время маленький барсучок лишь наслаждается жизнью и наблюдает за работой со стороны. Однако когда загорелся лес, все его жители бросились к затону, который построил бобер, и погасили огонь.
Творческие проекты
Суворова В.Н. Проектная деятельность в процессе музыкального воспитания дошкольников
Представленный в статье материал может быть использован педагогами в ходе реализации проектной деятельности в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Поем, танцуем, играем
Галлямова А.С. День знаний
День знаний — важный праздник для дошколят! Пусть он будет наполнен добром и улыбками, музыкой и цветами, танцами и играми, а песня «День знаний» подарит веселое настроение и приятные эмоции! С праздником, дорогие коллеги!
События культурной жизни России
Губанова Н.Ф. Форум «Ориентиры детства 5:0» как центр профессионального общения
Журнал «Музыкальный руководитель» в курсе научных новостей и на своих страницах освещает наиболее примечательные конференции. В Москве 9–10 августа 2025 г. происходило событие, вызвавшее большой резонанс в педагогическом сообществе России, — Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 5:0». На разнообразных площадках форума обсуждались насущные проблемы. Он имеет свою историю, и пятый форум был долгожданным для всех категорий педагогических работников — от воспитателей до преподавателей вузов, управленцев, научных работников. О разнообразии тем, всколыхнувших его участников, читайте в обзорной статье члена редакционной коллегии журнала Н.Ф. Губановой, побывавшей на форуме
Композиторы — детям
Пушина Н.Б. Грани творчества выдающегося композитора А.Н. Александрова
В статье речь идет о вкладе Анатолия Николаевича Александрова в адресованное детям музыкальное искусство. Будучи по сути композитором-классиком, А.Н. Александров стал пионером в области детской музыки воспитательного назначения. В статье обобщается творчество А.Н. Александрова, включающее музыку для детских театров, мультипликационных фильмов; для исполнения детьми-солистами и детскими хорами; произведения, предназначенные для слушания детьми в исполнении взрослых артистов, а также пьесы для детей, обучающихся игре на фортепиано.
Возможно, срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того, что бы просматривать электронную версию журнала, вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями вы можете на странице "Электронные подписки"