Версия для печати

Воспитатель ДОУ №2/2017

Тема номера

Воспитываем нравственные ценности с детства

Содержание

Редакционный совет

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • БДОУ д/с «Солнышко», с. Кичменгский Городок Вологодской обл.
    • ДО № 1 ГБОУ «Школа № 1467», Москва
    • ДО «Крепыш» ГБОУ «Школа № 830», Москва
    • Кафедра теории и методики дошкольного образования факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
    • МАДОУ д/с № 63, г. Киселевск Кемеровской обл.
    • МАДОУ д/с «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАО
    • МАДОУ д/с «Цветик-семицветик», г. Когалым, ХМАО — Югра
    • МБДОУ д/с № 1, г. Апшеронск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 5 «Родничок», г. Луховицы Московской обл.
    • МБДОУ д/с № 8, г. Володарск Нижегородской обл.
    • МБДОУ д/с № 8, станица Старощербиновская Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 18, г. Крымск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 23 «Ромашка», с. Знаменское Сухоложского р-на Свердловской обл.
    • МБДОУ «Щебзаводской детский сад», пос. Щебзавод беловского р-на Кемеровской обл.
    • МБДОУ ЦРР — д/с «Солнышко», г. Котовск Тамбовской обл.
    • МКДОУ «Ордынский детский сад “Росинка”», раб. пос. Ордынское Новосибирской обл

    Авторы:

    • Бажитова Татьяна Ивановна
    • Балуева Елена Николаевна
    • Гадицкая Елена Владимировна
    • Газина Ольга Михайловна
    • Жданова Юлия Владимировна
    • Иштыкова Елизавета Адыловна
    • Кадырова Рамила Менахматовна
    • Коротких Лариса Сергеевна
    • Кочетова Людмила Александровна
    • Крылова Светлана Николаевна
    • Парникова Галина Александровна
    • Прохорова Надежда Анатольевна
    • Прохорова Светлана Семеновна
    • Рева Марина Николаевна
    • Романюк Ольга Владимировна
    • Савченко Валентина Ивановна
    • Столбова Валентина Петровна
    • Хлупина Людмила Олеговна

Колонка редактора

Утро

Наши традиции

  • Парникова Г.А. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

    Задача приобщения детей к жизни в современном социуме требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми — участниками образовательных отношений. Это связано прежде всего с современными достижениями цивилизации, открывающими новые возможности для развития ребенка с первых дней жизни.

    «Все начинается с детства» — эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с темой статьи. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Малыш начинает познавать общество, Родину через свою семью — ближайшее окружение.

    Очень часто педагоги начинают работу по воспитанию у дошкольников любви к Родине, забывая о том, что прежде нужно воспитать в ребенке любовь к самому близкому — родному дому и детскому саду, а ведь это основа нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом — гражданином России. Идти надо от простого к сложному, от близкого к далекому.

  • Хлупина Л.О. Сказка в формировании нравственных представлений старших дошкольников

    Сказка — прекрасное средство, позволяющее формировать у дошкольников нравственные представления в игровой форме, сохраняя при этом элементы познавательного и образовательного процесса.

    Первоначальные нравственные представления у детей формируются по правилу: выдвижение образца, действие по нему, состояние эмоционального комфорта, повторение образца, выработка ритуального стереотипа, ощущение социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.

    Эти же представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно: инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности; научить осознанным правилам поведения и отношений в совместной деятельности.

    Предлагаем вашему вниманию сценарии занятий с детьми 5—7 лет по русской народной сказке «Царевна-лягушка».

Страницы природы

  • Газина О.М. Сезонные явления природы: весна

    Сколько зима ни силится, ни запугивает морозами да метелями, но и она кончается. На смену ей сначала несмело, почти воробьиными шагами, а потом все стремительнее, энергичнее, одерживая одну победу за другой, идет весна. Предчувствуя приближение тепла, люди с нетерпением ждут 1 марта — календарного начала весны. Однако в средней полосе ее приход связывают с появлением проталин на полях и лесных опушках (примерно 12—17 марта) и прилетом грачей. «Увидел грача, весну встречай!», — говаривали в народе. Эта поговорка сегодня верна лишь отчасти. В теплые зимы грачи нередко не покидают родные края, находя для себя достаточно пищи на помойках и свалках вблизи человеческого жилья.

    Весна только началась, а людям не терпится узнать: каким будет ее продолжение, что их ждет летом? Подсказки в народном календаре: «Если весна с первых дней разгульна, не застенчива — обманет, верить нечего»; «Рано затает — долго не растает»; «Длинные сосульки — к долгой весне»; «Тепло в середине марта — к теплому лету»; «Дружная весна — жди большой воды»; «Скоро тает, и вода бежит дружно — к дождливому лету»; «Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету»; «Ранний прилет журавлей — ранняя весна»; «Ранняя весна ничего не стоит, поздняя весна не обманет».

    В статье представлены рекомендации педагогам и варианты заданий для детей на весеннее время года.

  • Столбова В.П. Увлекательная палеонтология для «почемучек», или Любителям динозавров посвящается…

    «Динозаврики, динозаврики...». Разве найдется в нашей стране ребенок, достигший возраста «почемучек», который не слышал бы об этих загадочных чудовищах и не засыпал взрослых бесчисленными вопросами о них? Так давайте же совершим вместе невероятное путешествие в далекое прошлое нашей Земли, перенесемся в машине времени сквозь годы и пространства в страну динозавров и познакомимся с некоторыми из них.

День

На занятия с радостью!

  • Рева М.Н. Путешествие в страну Дружбы

    Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

    ФГОС ДО подчеркивает важность позитивной социализации ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование положительного отношения к деятельности человека, окружающей среде. Однако это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта.

    Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими, достигать общих интересов, выстраивать свои поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

    Цели занятия:

    • формирование представлений о дружбе и взаимовыручке;
    • повышение уровня коммуникативных способностей с целью позитивной социализации детей.
  • Прохорова Н.А. Создаем выставку иллюстраций к детским книгам

    Организация речевой деятельности детей 4—5 лет

    Представляем вашему вниманию занятие с детьми 4—5 лет по направлению «Речевое развитие». В ходе оформления выставки иллюстраций к сказкам известных художников-иллюстраторов — И.Я. Билибина, Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, дошкольники вместе с педагогом «реставрируют» испорченные старухой Шапокляк и ее крыской Лариской картины, а помогают им в этом авторские техники работы с картиной О. Соболевой — «дверца» и «фонарик».

  • Бажитова Т.И. Телефон-помощник

    Интегрированная образовательная ситуация

    Цель занятия: обогащение знаний детей об окружающем мире, в частности, о сфере обслуживания, речевом этикете во время телефонного раговора.

  • Крылова С.Н. Грамотные пешеходы

    Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Цель занятия: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, расширение знаний о правилах дорожного движения.

Играем вместе с детьми

  • Кочетова Л.А. Приключения в замке Форт Боярд

    Математическая игра-путешествие в подготовительной к школе группе

  • Коротких Л.С. Играя, учимся математике

    Из опыта работы

    В своей педагогической практике автор статьи поставил перед собой цель — вырастить детей, умеющих думать, хорошо ориентироваться в окружающем, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

    Чтобы добиться этой цели, в детском саду № 8, г. Володарск, выбрали тему «Играя, учимся математике», потому что дети, хорошо ориентирующиеся в математических символах, с хорошо развитым математическим языком, легко осваивают и другие области познания. Одна из задач в работе с детьми — воспитать потребность испытывать интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

    Воспитатели составили перспективный план игр по математике на каждый учебный год по всем возрастным группам. Игры представлены от простого к сложному, т.е. с постепенным усложнением. Составляя план, старались, чтобы в играх была последовательность усвоения умственных действий.

    Система работы направлена не только на развитие познавательных способностей, но и на формирование предпосылок к учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.

Вечер

Праздники

  • Кадырова Р.М. В гостях у сказки

    Развлечение для старших дошкольников

    Задачи:

    • закреплять представление о сказочных произведениях (название сказки, имя героя);
    • развивать мышление, память, любознательность, творческое воображение, фантазию;
    • повышать мышечный тонус;
    • воспитывать отзывчивость, умение дружно и согласованно работать.

Готовимся к школе

  • Романюк О.В. Учимся говорить грамотно

    Методика обучения рассказыванию из опыта

    Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в практике повседневного общения ребенка с окружающими. Основой для рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. С детьми необходимо проводить наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, художественных произведений, дидактических игр на описание, обогащение словами и выражениями образной речи.

    Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

    Обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начинать в средней группе. Однако даже в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству, а занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной к школе группах.

Работа с родителями

  • Прохорова С.С. Совместный проект для детей и родителей «Добрые ладошки»

    В средней группе

    Главная идея проекта — рассказать ребенку, что такое добро и зло. Он позволит сформировать такие качества личности, как доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание, дружелюбие, развить культуру общения, воспитать дружеские взаимоотношения, умение эмоционально реагировать на чужую боль и радость.

Психологический климат

  • Жданова Ю.В. Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания в ДОО

    ФГОС ДО подразумевает создание психологической безопасности в детском саду в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. Обеспечение психологической безопасности детей предполагает устранение и предупреждение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения, снижающего уровень естественной активности и настроения.

    Педагогический коллектив и его руководитель должны научиться видеть возможные источники угроз психологической безопасности, по возможности блокировать стрессовые факторы при помощи специальных приемов и технологий.

    Учет психического состояния — одна из актуальных проблем современной образовательной практики, призванной обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Психологическая безопасность важна для полноценного развития дошкольников, сохранения и поддержания здоровья, предупреждения психических травм. Отсутствие или недостаточность защищенности ребенка чреваты тем, что создают чувство неверия в свои силы, отсутствие стремления к успеху, одиночество, агрессию. Все это препятствует полноценному развитию личности и порождает проблемы в образовательной среде.

  • Балуева Е.Н. Удивительный мир эмоций

    Занятие по эмоциональному развитию в подготовительной к школе группе

    Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Ночь

Профессиональ­ный рост

  • Иштыкова Е.А. Продуктивные виды деятельности в формировании творческого воображения у дошкольников с ОНР

    Перед современными детскими садами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательной работы с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

    Во ФГОС ДО образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает формирование предпосылок к ценностно-смысловому восприятию и пониманию произведений искусства, мира природы реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.). А требования к результатам освоения образовательной программы, представленные в виде целевых ориентиров, которыми должен овладеть дошкольник, предполагают, что ребенок обладает развитым воображением, у него развита крупная и мелкая моторика.

    Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс — неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Творческое воображение представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для его развития представляет продуктивная деятельность. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка.

  • Гадицкая Е.В. Исследуем и познаем, или еще о детском экспериментировании

    Организация познавательно-исследовательской деятельности

    Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Ознакомление с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже он познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

    Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на них.

Чудесный мир детства

  • Савченко В.И. Познавательные сказки для детей

    Авторские сказки для детей

Книжная полка

Спутник журнала

  • Отправляемся в путешествие: Сценарии встреч в семейном кругу

    Представляем приложение к журналу «Воспитатель ДОУ» № 2/2017

    Отправляемся в путешествие: Сценарии встреч в семейном кругу

    Автор: Г.В. Мищенко

    В предлагаемом практическом пособии представлена интересная форма взаимодействия всех участников образовательного процесса, чтобы привлечь родителей к совместной деятельности. Одна из задач — помочь мамам и папам не только психоэмоционально поддержать своих детей, но и научить простейшим методам и приемам коррекционной работы.

    Создание в ДОО коллектива единомышленников — родителей и педагогов, ориентированных на личностный рост ребенка, — позволит успешно решать детские проблемы и подготовит к школе будущего ученика крепким, здоровым как физически, так и психически.

    В книге представлены сценарии досуговых совместных мероприятий (встреч) для детей дошкольного возраста и родителей. Все «Путешествия» имеют определенную структуру, где обязательным элементом является сюрпризный момент. Это может быть «посылка», «видеообращение», приход какого-либо героя с просьбой о помощи. В некоторых разработках используются ИКТ. Встречи могут быть тематические, посвященные каким-либо праздничным датам или событиям. Они помогут научить детей и родителей конструктивному взаимодействию друг с другом и педагогами.

    Каждый педагог — творческий человек и сможет, используя представленные сценарии, внести что-то новое в свою работу, исходя из поставленных перед ним целей.

    Пособие предназначено воспитателям, специалистам, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре, а также учителям начальной школы.

Вести из сети

Как подписаться

Анонс

Приобрести печатную версию журнала в интернет-магазине

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Воспитатель ДОУ
  • Год: 2017
  • Номер: 2
Прочитано 3026 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии