Новые технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Кривоногова Т.С.,
д-р медицинских наук, профессор кафедры
педиатрии ФПК и ППС СибГМУ, г. Томск;

Зезуль В.С.,
инструктор-методист МАДОУ д/с № 13, г. Томск

Оздоровление детей средствами физической культуры — одна из важных задач современной медицины и педагогики. Физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду занимает приоритетное направление в деятельности образовательной организации. Для полноценного физического развития дошкольников созданы все благоприятные условия: рациональный режим дня, сбалансированное питание, двигательная деятельность, необходимая материально-техническая оснащенность. Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю.

Не секрет, что ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из острых проблем, стоящих сегодня перед обществом.

На базе нашего детского сада с октября 2011 г. было обследовано 206 детей 4—7 лет. Обследование проводили д-р мед. наук, профессор кафедры педиатрии ФПК и ППС Т.С. Кривоногова, канд. мед. наук, врач педиатр Н.Д. Быкова, инструктор-методист В.С. Зезуль. Проведенное мероприятие заключалось в сборе анамнеза родителей, визуальной оценке физического развития и состояния опорно-двигательного аппарата детей, объективных методах обследования осанки и свода стопы, диагностике когнитивных функций по А.Р. Лурия и Л.В. Занкову и первичном тестировании физической подготовленности воспитанников.

Целью настоящего исследования явилось совершенствование физического воспитания дошкольников на основе реализации дополнительной образовательной программы в условиях дошкольных образовательных организаций.

Согласно данным исследований дети 4—7 лет распределились по группам здоровья следующим образом: I группа — 8,9%; II группа — 80,8%; III группа — 8,8%; IV группа —1,5%.

По проведенным исследованиям психофизических качеств детей выявлено, что 83% до¬школьников 4—7 лет имеют различные отклонения в состоянии здоровья. 63,5% детей имеют нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Помимо этого у воспитанников выявлено плоско-вальгусное уплощение стопы: 69,5% — у детей 4—5 лет, 65,2% — у детей 5—6 лет, 55,8% — у детей 6—7 лет. Различные нарушения осанки имеют более 40% обследованных детей.

Оценка результатов тестирования (по О.А. Сиротину, С.Б. Шармановой, Л.В. Пигаловой) показала, что 52% детей соответствует среднему уровню физической подготовленности, 34% — низкому уровню и лишь 14% испытуемых показали высокие результаты.

Актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной деятельности. Решению этой проблемы способствует применение физкультурно-оздоровительных технологий, внедрение современных инноваций в образовательный процесс.

В 2012 г. нами составлено учебно-методическое пособие «Методы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Новые технологии физического совершенства детей в дошкольном учреждении», также разработана дополнительная образовательная программа для детей 3—7 лет. Новизна программы заключается в комплексном использовании на занятиях современных методов коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Физкультурно-оздоровительные технологии содержат средства традиционной и нетрадиционной гимнастики: специальные коррегирующие упражнения для исправления и укрепления осанки и формирования свода стопы, элементы хатха-йоги для детей, фитбол-гимнастику, детские тренажеры и подвижные игры с коррекционной направленностью.

Несколько слов хочется сказать о фитбол-гимнастике. Фитбол — большой гимнастический коррекционный мяч — является уникальным оздоровительным тренажером. Он привлекает к себе внимание дошкольников, стимулирует их фантазию и двигательное творчество.

Фитбол-мячи большого диаметра появились сравнительно недавно. В технологии изготовления этих мячей учтены такие особенности, как оптимальная упругость, эластичность материала, из которого он изготовлен, антистатические свойства. Фитбол выдерживает вес более 300 кг, а в случае механического повреждения медленно сдувается, а не лопается, что исключает травмоопасность.

Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. С помощью различных расцветок можно регулировать психоэмоциальное состояние ребенка.

Мячи также обладают вибрационным воздействием. Специалистами установлено, что вибрация улучшает функцию сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, стимулирует обмен веществ. Занятия на фитболе великолепно развивают у дошкольников координацию движений, равновесие, устойчивость, вестибулярный аппарат.

Мячи весят около килограмма, в связи с чем их можно использовать в качестве отягощений в тренирующем режиме занятий.

При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет. Одна лишь правильная посадка на фитболе способствует формированию у детей сложно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Естественная выпуклость мяча может применяться для коррекции различных видов нарушения осанки.

Упражнения на фитболе могут выполняться в разных исходных положениях. Так, упражнения в исходном положении «сидя на мяче» тренируют мышцы таза. Выполнение заданий «лежа на мяче» проходят в постоянной балансировке, и при этом работают самые мелкие и глубокие мышцы. Таким образом, за короткое время можно получить превосходные результаты, укрепить ослабленные мышцы, убрать мышечный дисбаланс.

Приступая к занятиям, следует соблюдать некоторые методические рекомендации.

1. Подбирать мяч каждому ребенку надо по росту, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу должны располагаться на ширине плеч.

2. Следует рационально регулировать нагрузку занятия в зависимости от возраста дошкольников. Дозировка, объем и интенсивность упражнений достигаются определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, времени нагрузки и отдыха, использованием различных предметов и музыки.

3. Нужно правильно и своевременно применять страховку для профилактики травматизма. На полу и одежде занимающихся не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить мяч. Для занятий лучше всего надевать удобную одежду и нескользкую обувь.

4. Начинать следует с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным.

5. Стоит избегать быстрых и резких движений, скручивания в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси могут повредить межпозвонковые диски, играющие роль буферов.

6. При выполнении упражнений лежа на мяче ни в коем случае нельзя задерживать дыхание.

7. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона.

8. Продолжительность занятий для детей от 4—5 лет должна составлять 15—20 минут, 6—7 лет —25—30 мин.

9. В конце занятия следует выполнять упражнения для восстановления дыхания и на расслабление.

С первых же занятий необходимо:

— дать детям представления о форме и физических свойствах мяча с помощью таких игровых упражнений, как прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой»; похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы; передача мяча друг другу;

— учить правильной посадке на мяче: сидя на фитболе у твердой опоры, уметь самостоятельно проверить правильность постановки стоп (они должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

— учить основным движениям с мячом: ходьбе и бегу с фитболом в руках; прыжкам на месте и с продвижением вперед;

— учить основным исходным положениям фитбол-гимнастики: положение стоя с мячом; положение приседа с мячом; сидя на мяче; сидя на полу; положение стоя на коленях; лежа на полу; лежа на мяче.

Далее подробнее остановимся на использовании упражнений хатха-йоги для укрепления здоровья дошкольников. Комплексы упражнений с использованием хатха-йоги основаны на динамических, статических упражнениях с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Специалистами доказано, что определенные положения тела (асаны), приводят к существенным функциональным и биохимическим сдвигам в организме. Это касается органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, эндокринных желез и, конечно, опорно-двигательного аппарата. Хатха-йога особенно актуальна для ослабленных детей. Именно поэтому техники хатха-йоги активно внедряются в детские дошкольные образовательные организаций.

В системе хатха-йоги имеются различные упражнения, предназначенные для укрепления всех систем организма. Асаны, прежде всего, воздействуют на опорно-двигательный аппарат, способствуют растяжению мышц и связок, что немало важно для детей с нарушением ОДА. Упражнения хатха-йоги способствуют развитию гибкости и координации движений, особенно равновесия.

Асаны — это своеобразные упражнения, благодаря которым занимающийся человек разминает опорно-двигательный аппарат, в частности, суставы, связки и мышцы. Все асаны продуманы таким образом, что даже при обычном их выполнении начинается централизованное воздействие на все системы организма. Именно за счет такого эффекта занятия йогой делают тело гибким и сильным, помогают очистить его от шлаков, оказывают ярко выраженный терапевтический эффект. Путем растяжения, скручивания и сжатия асаны улучшают работу сердца и кровеносной системы, а также позволяют проводить мягкий массаж органов и желез внутренней секреции, которые в результате этого активизируют свою работу. В свою очередь, эндокринная система напрямую связана с нервной, что позволяет укрепить ее и сделать более управляемой.

Система занятий по хатха-йоге большое внимание уделяет позвоночнику и суставам, что подразумевает профилактику сколиоза и остеопороза.

В процессе практики прорабатываются глубинные мышцы, окружающие позвоночник и составляющие его «мышечный корсет», помимо этого, больше питания получает и спинной мозг, проходящий внутри позвоночника. Это, безусловно, наилучшим образом влияет на оптимизацию работы всех систем организма в целом и нервной в частности.

При занятиях гимнастикой с элементами хатха-йоги следует придерживаться определенных правил:

— заниматься комплексами упражнений хатха-йоги рекомендуется через час после приема пищи;

— принимать определенные позы следует только после того, как будут разогреты мышцы;

— необходим четкий показ упражнений;

— обязателен отдых после фиксации каждой позы и полное расслабление после комплекса упражнений хатха-йоги;

— следует соблюдать принцип постепенности — от простого к сложному;

— весь комплекс упражнений целесообразно сопровождать специально подобранной спокойной музыкой для расслабления и медитации.

Выполнение статических поз делится на несколько этапов:

— отдых перед вхождением в позу (сделать 2—3 медленных вдоха и выдоха, удлиняя выдох; снять напряжение, сидя или лежа в удобном положении);

— мысленная настройка на выполнение позы (посмотреть на изображение позы);

— вхождение в позу (плавно и спокойно выполнять одно движение за другим, не совершая чрезмерных усилий и резких движений);

— фиксация позы (продолжительность фиксации положения тела не более 5 с, причем увеличивать время нужно постепенно, на 1—2 с; максимальное пребывание в неподвижности — не более 15—20 с);

— выход из позы (в исходное положение следует возвращаться с помощью плавных, медленных движений);

— отдых после выхода из позы (ребенок принимает удобное положение отдыха и расслабляется в течение 3—4 с).

Необходимо помнить, что поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных. Ею обязательно надо заканчивать весь комплекс статических упражнений.

Теперь рассмотрим подвижные игры с коррекционной направленностью на осанку и свод стопы. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Она имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей.

Использование подвижных игр для детей с нарушениями осанки очень важно, так как игра — основной вид деятельности в детском возрасте, развивающий познавательную сферу, фантазию, творчество. Специальные ортопедические упражнения неинтересны для дошкольников, зачастую они скучны и требуют от последних определенных волевых усилий, терпения, внимания. В процессе игры решаются самые разнообразные задачи: гигиенические, воспитательные, образовательные, оздоровительные.

Игра — ценнейшее средство укрепления организма ребенка, развития координации движений, ловкости. Она воздействует на опорно-двигательный аппарат, создает благоприятные условия для воспитания правильной осанки.

Подвижные игры для детей с нарушениями осанки должны подбираться по возрасту и решать специальные задачи: тренировка силовой выносливости мышц туловища, увеличение подвижности позвоночника, формирование навыка правильной осанки, самовытяжение, развитие координации. Так, для выработки правильной осанки важно использовать игры, в которых требуется выпрямление туловища, сведение лопаток, расширение грудной клетки.

Немаловажное значение в деле оздоровления дошкольников имеет и ритмическая гимнастика. Она имеет богатое историческое наследие, ее популярность была известна еще в Древней Греции. Уже тогда ценились оба ее важнейших компонента: собственно гимнастика и ритмический танец.

Название этого вида двигательной деятельности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка.

Упражнения ритмической гимнастики могут использоваться в различных частях занятия. В подготовительной части марш помогает усвоить определенный ритм ходьбы, бега и прыжков, выполнять в соответствии с ритмическим рисунком музыки повороты, остановки, танцевальные шаги.

Занятия гимнастикой чаще всего проводятся в спортивном зале, который отвечает всем гигиеническим требованиям: соответствие его площади и освещения СанПиН, возможность проветривания, покрытие пола, наличие специализированного оборудования и соответствующего инвентаря. Дети занимаются в спортивной форме. Необходимо создание эмоционально-положительной и непринужденной обстановки на занятии. Следует учитывать, что нагрузка должна возрастать постепенно, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности ребенка. Не стоит забывать о возможности использования на занятиях игровых приемов.

Преимущественная направленность упражнений, используемых в подготовительной части занятия — развитие правильной осанки, виды ходьбы на месте и в движении, танцевальные шаги. Для создания правильного и прочного навыка выполнения упражнений необходимо многократное повторение движения. Для поддержания интереса движения выполняются в разных вариантах, с изменением исходных положений и направлений, с введением всевозможных дополнений, ускорения и замедления темпа и амплитуды.

В основной части комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) может быть представлен как вид ритмической гимнастики, включающий в себя упражнения на осанку, общее воздействие на мышцы брюшного пресса и спины, на гибкость и расслабление, а также различные виды прыжков.

Заключительная часть гимнастики направлена на успокоение и расслабление в сочетании со спокойной музыкой, задающей медленный темп и ненапряженный ритм, что позволяет более качественно решить задачи восстановления организма после полученной нагрузки.

Комплексы ритмической гимнастики могут быть самыми разнообразными: ходьба, бег и др. Таких комплексов может быть не более четырех. Затем следуют ОРУ, в ходе выполнения которых достигается основная цель гимнастики — тренировка крупных мышечных групп, совершенствование координации движений, умение четко и ритмично выполнять упражнения под музыку. Основными средствами ритмической гимнастики являются физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов и с предметами (мяч, гимнастическая палка, ленты, флажки, гантели и др.). Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, на животе, на боку, сидя с прямыми и согнутыми ногами и др.

Ритмическая гимнастика развивает у дошкольников жизнерадостность, находчивость и самостоятельность, она придает естественную уверенность и непринужденность движениям.

Важное направление работы — лечебная физкультура (ЛФК). Необходимо использовать гимнастические комплексы для коррекции и профилактики плоскостопия. Такая корригирующая гимнастика должна проводиться ежедневно и включать уже знакомые ребенку упражнения.

Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, нужно начинать с движений, выполняемых в положении сидя. Затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, можно переходить к упражнениям в положении стоя.

Задачами корригирующей гимнастики являются:

— увеличивать силовую выносливость мышц нижних конечностей;

— корректировать деформацию стоп;

— повышать физическую работоспособность;

— воспитывать и закреплять навыки правильной осанки и постановки стоп.

При проведении корригирующей гимнастики необходимо придерживаться следующих методических указаний:

— специальные упражнения для мышц нижних конечностей сочетать с ОРУ;

— специальные гимнастические упражнения необходимо использовать в положении разгрузки стоп (в исходном положении — лежа или сидя);

— перед занятиями гимнастикой целесообразно провести массаж стоп;

— в занятиях необходимо использовать различные тренажеры и предметы (гимнастическая палка, мяч и пр.)

В методике лечебной физкультуры сочетают специальные упражнения из различных исходных положений с ОРУ.

Все упражнения следует выполнять с чередующимся сокращением и расслаблением мышц, в дальнейшем рекомендуется включать и упражнения со статической нагрузкой.

В начале корригирующего курса лучше использовать упражнения из исходных положений лежа и сидя, разгрузку стоп, сочетание их с массажем. Эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки и т.п. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используют упражнения в специальных видах ходьбы на носках, пятках, наружном крае стопы, с параллельной установкой стоп. При проведении гимнастики должны быть использованы снаряды, форма которых также способствует моделированию свода стопы, — мяч, двусторонняя наклонная поверхность и другие приспособления, дающие возможность устанавливать стопу в положении супинирования пяточной кости и пронирования переднего отдела. Подобные занятия следует проводить с дошкольниками с обнаженными стопами или в носочках.

Все специальные упражнения включаются в содержание занятий вместе с ОРУ в возрастающей дозировке.

Кроме того, необходимо включать в занятия лазание по канату и гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом между стоп, прыжки на носках (на одной и двух ногах одновременно), упражнения в балансировке, упражнения на специальных тренажерах для стоп.

Предлагаемые оздоровительные технологии необходимо включать в утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные занятия, проводимые в любом детском саду, и использовать в качестве дополнительных занятий с детьми до¬школьного возраста в домашних условиях. Опыт показывает, что регулярные систематически выполняемые комплексы упражнений позволяют значительно улучшить состояние опорно-двигательного аппарата дошкольников и способствуют приобретению и закреплению необходимых двигательных навыков и умений.

Прочитано 3469 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868