Методы оценки физических данных дошкольников

Новикова Т.М.,
воспитатель ГБОУ д/с № 2185, Москва

В процессе физического воспитания необходимо формировать у детей культуру здорового и безопасного образа жизни. В наши дни здоровье дошкольников вызывает тревогу и требует применения новых технологий для его сбережения.

Во многих образовательных учреждениях давно уже ведется специально организованная физкультурно-оздоровительная работа. Для обеспечения необходимого объема двигательной активности каждому дошкольнику, кроме уроков физической культуры, нужен определенный комплекс ежедневных внеурочных занятий, помогающих стабилизировать нагрузку на организм. Программа таких занятий составляется с опорой на данные педагогического наблюдения.

Антропометрические данные

Физическое развитие человека в целом зависит от наследственных данных и условий внешней среды. Его анализ раскрывает закономерности роста и развития, дает оценку их уровня, гармоничности, позволяет описать влияние факторов окружающей среды и различных видов деятельности (в том числе оздоровительных мероприятий) на организм.

Длина тела

При измерении роста ребенка ставят босыми ногами на площадку. Пятки, ягодицы и спина должны прикасаться к вертикальной стойке ростомера.

Масса тела

Взвешивание проводится утром натощак. Ребенок в трусах встает на середину площадки медицинских весов.

Окружность грудной клетки

Ребенок стоит прямо, приподнимает руки при наложении сантиметровой ленты. Измерительную ленту накладывают сзади под прямым углом к лопаткам, а спереди — по нижнему краю околососковых кружков.

Сила мышц кисти

Мышечную силу можно измерить с помощью динамометра. Ребенок берет в руки детский кистевой динамометр, вытягивает руку в сторону и сильно сжимает ладонь.

Физиологические показатели

Для изучения состояния сердечно-сосудистой системы используются следующие простые и доступные методы, не воздействующие на кожу или внутренние органы.

Пульсометрия

Пульс (частота сердечных сокращений — ЧСС). Этот показатель дает важную информацию о работе сердечно-сосудистой системы. Пульс измеряется в сидячем положении. Подсчитывается ЧСС на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего второй, третий и четвертый пальцы накладывают несколько выше запястного сустава. Измерения проводятся в течение 1 мин.

АД-метрия

Артериальное давление. Этот показатель работы сердечно-сосудистой системы измеряется с помощью тонометра с детской манжеткой. Детскую манжетку накладывают на правое плечо, расположенное под углом 45° к горизонтальной поверхности.

Данные о физической подготовленности

Бег 30 м

Тест проводится на дорожке (улице). Дети стартуют попарно с высокого старта по команде, на финише фиксируется результат каждого ребенка.

Прыжок в длину с места

Тест проводится в спортивном зале. С исходной линии, поставив ноги на ширине плеч, ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами со взмахом рук. Отчет ведется по отметке, расположенной ближе к стартовой линии. Фиксируется лучший результат из трех попыток.

Прыжок в высоту

Тест проводится в спортивном зале. У стены, на которой закреплена линейка, ребенок становится босиком с поднятой рукой. Сначала замеряется исходный уровень высоты ребенка с поднятой рукой, затем измеряют второй уровень высоты после прыжка вверх. Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Бег 60 м

Тест проводится на дорожке (улице). Дети стартуют попарно с высокого старта по команде, на финише фиксируется результат каждого ребенка.

Челночный бег 3 x 10 м

Позволяет исследовать не только быстроту, но и координационные способности детей.

Тест проводят в спортивном зале на заранее нанесенной разметке. Проводят две линии на расстоянии 10 м друг от друга. Для проведения теста необходимы 2 деревянных кубика с ребром 5 см. По команде ребенок берет кубик, подбегает к линии финиша, кладет кубик за нее, бежит к линии старта, берет второй кубик и снова бежит с ним к финишу.

Метание мяча весом 150 г

Тест проводится на улице. Заранее делается разметка площадки, сбоку кладутся сантиметр, мячи весом 150 г (6 шт.). Ребенку предлагается бросить их как можно дальше по 3 раза правой и левой рукой.

Здоровье подрастающего поколения зависит от многих факторов, которыми необходимо научиться управлять. Для этого надо обладать точными знаниями о сущности и механизме здоровья, уметь правильно оценивать физические возможности детей и давать подходящие им упражнения и нагрузку. Опора на данные точных наблюдений поможет воспитателю правильно организовать двигательную нагрузку ребенка, восстановить и укрепить его физическое и психическое здоровье.

Литература

Бабенкова Е.А. Настольная книга сбережения. Новые стандарты. М., 2013.

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. М., 2011.

Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты. М., 2012.

Организация и оценка здоровье­сберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования / М.В. Антропова и др. М., 2004.

Прочитано 2200 раз
Оцените материал
(3 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868