Применение средств скиппинга на занятиях по физической культуре в детском саду

Малышев А.А.,
канд. пед. наук, инструктор по физкультуре МДОБУ ЦРР — д/с № 19, г. Сочи

 

Аннотация. В статье раскрыты возможности применения средств скиппинга на занятиях по физической культуре в ДОО. Показан пример распределения программного материала при использовании средств скиппинга. Описана методика обучения дошкольников прыжкам со скакалкой.

 

Одна  из  первостепенных  задач  дошкольного  образования — охрана и укрепление здоровья детей [3, с. 3]. Здоровье — понятие собирательное и зависит от разных

факторов,  но  в  большей  степени  от  показателей  выносливости, работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. Повышению уровня этих показателей способствует, в основном, двигательная активность человека.

В  современных  условиях  повышенная  образовательная  нагрузка,  повсеместное  увеличение  занятости  родителей  и  внедрение  в  детский  досуг  мультимедийных устройств способствуют значительному снижению двигательной активности ребенка. Поэтому важно за время нахождения детей в дошкольном учреждении научить их самостоятельной организации свободного  времени  с  использованием  элементов  двигательной активности, которые отвечали бы следующим критериям.

1.            Не требуют сложной организации, специальных приготовлений  и  дорогостоящего  инвентаря.  Если  организация   двигательной   активности детей не будет требовать от взрослого дополнительного изучения правил и особенностей  техники  вида  спорта,  обеспечения   безопасности, поиска подходящего места и необходимых  средств  для  двигательной деятельности ребенка, это будет способствовать более позитивной, лояльной реакции родителя на просьбы детей о помощи в их осуществлении. Кроме  того,  вероятность  самоорганизации  детей при реализации данного критерия  будет существенно выше. Это соответствует действующим нормативным актам.

Так,   ряд   задач физического развития детей дошкольного возраста, прописанных в действующем с 2013 г. ФГОС ДО [3, с. 2, 4] и в комплексных образовательных   программах   дошкольного образования, связаны с формированием у детей осознанной потребности в  двигательной  активности  и  физическом  совершенствовании, представления о некоторых  видах  спорта,  пробуждением интереса к физической культуре и спорту, развитием умения самостоятельно организовывать  занятия  физическими упражнениями со сверстниками и малышами.

2.            Быть привлекательными, яркими, эмоциональными и способствующими вовлечению в активную деятельность всех окружающих: родственников, друзей и знакомых различного возраста и уровня подготовки.

3.            Легко обеспечивать потребности каждого ребенка в движении, способствуя гармоничному повышению уровня физической подготовленности и физического развития.

В связи с этим задача инструктора физической культуры как специалиста — обучить детей способам проведения досуга, обеспечивающим значительную физическую нагрузку.

Одним из эффективных средств в данном случае является  скиппинг  —  вид  спорта,  соединяющий в себе различные упражнения  (в  основном  прыжки) со скакалкой.

Исследования    И.Ю.    Берестецкой показали, что введение элементов скиппинга в урок гимнастики позволило повысить моторную плотность урока до 48—55%. При проведении урока со  скакалками  моторную  плотность получилось повысить до высоких значений — 70—80% [1, с. 84].

Помимо решения вышеперечисленных   задач   данный вид спорта способствует   укреплению   сердечно-сосудистой   системы, опорно-двигательного аппарата, развитию ловкости, быстроты, выносливости, повышению  двигательной  активности [2, с. 13], а также овладению подразделами программ, связанных с обучением прыжкам на скакалке и ритмическим движениям.

1 inst 5 21

Рис. 1. Распределение программного материала при использовании средств скиппинга

Немаловажный  эффект  широкого использования элементов скиппинга  —  возможность  использования красочных музыкальных номеров в праздниках и прочих мероприятиях  учреждения [4].

В последнее время широко распространяются различные методики  и  технологии  использования  элементов  различных  видов спорта как основы процесса физического воспитания детей. В связи с этим мы предлагаем в физическом  развитии  дошкольников  широко  применять  средства скиппинга.

ФГОС  ДО  предполагает  возможность  введения  до  40%  вариативной части в программу по физическому развитию в ДОО, а это значит, что открываются достаточно широкие временные возможности внедрения средств скиппинга  в  физкультурные  занятия дошкольников [3, с.10].

Мы предлагаем следующий способ распределения учебного времени  на  занятиях  по  физической  культуре  у  детей  подготовительной к школе группы в дошкольном образовательном учреждении (рис.1).

Обучение   элементам   скиппинга мы предлагаем начинать с  упражнений  на  длинной  скакалке, чтобы у ребенка не было многозадачности (не надо было думать: как вращать скакалку, как  прыгать,  а  можно  было  сосредоточиться  только  на  прыжках).

Для  начала  необходимо  просто  познакомить  детей  со  скакалкой. Для этого используется упражнение «Перепрыгивание через  веревочку».  Скакалка  лежит на полу, дети по команде от отметки разбегаются и перепрыгивают через скакалку.

Впоследствии  скакалку  можно  немного  приподнять,  но  следует  помнить,  что  основная  задача  этого  упражнения —  ознакомление ребенка со скакалкой, а не обучение прыжкам как можно выше. Поэтому поднимание скакалки должно быть незначительным, чтобы у ребенка не возникло страха перед ней, а также во избежание травм.

Поскольку  прыжки  на  длинной скакалке — совместная деятельность ребенка и педагога (педагог вращает скакалку), необходимо с самого начала приучать детей к определенной звуковой команде начала упражнения (например: «Раз, два, три»).

Далее можно переходить к упражнению «Пробегание через вращающуюся скакалку по ходу вращения». Детям необходимо сказать, что их задача — бежать как можно быстрее от отметки до отметки, не обращая внимания на скакалку. Задача педагога при этом  —  соответствующим  вращением обеспечить безопасное пробегание ребенка.

После предлагаем начинать обучение упражнению «Пробегание через вращающуюся скакалку против хода вращения». Оно сложнее предыдущего, так как необходимо в нужный момент перепрыгнуть через скакалку. Для   облегчения   задачи   ребенку на начальном этапе обучения необходимо отметкой обозначить место отталкивания.

Задача ребенку ставится простая — по команде быстро пробежать от конуса до конуса, при этом прыгнуть вверх, оттолкнувшись  от  отметки  на  полу.  Педагог  в  это  время  гарантирует  нахождение скакалки там, где это необходимо  для  успешного  выполнения упражнения.

Все эти упражнения выполняются поточным методом, но если будут возникать затруднения, возможен  переход  на  индивидуальные методы обучения.

После освоения этих элементов переходим непосредственно к обучению прыжкам с длинной скакалкой. Ребенок встает лицом к скакалке на отметку на полу и получает задание: подпрыгивать вверх, не сходя с отметки, в тот момент, когда скакалка будет находиться возле его глаз.

В случае если у ребенка не получится  выполнять  упражнение, можно перейти на звуковую команду начала прыжка.

Одновременно с этим можно начинать обучение подводящим упражнениям  к  прыжкам  с  короткой скакалкой. Методика обучения  прыжкам  с  короткой  скакалкой представлена на рис. 2.

Первое, чему рекомендуем обучать ребенка, — вращение скакалки.  Скакалка  складывается пополам, берется в одну руку. Рука вытягивается в сторону и выполняет вращение скакалки. Упражнение делают поочередно одной, затем другой рукой, а потом двумя руками одновременно. Стоит обратить внимание, что рука должна быть прямая, все время направлена в сторону, вращение производилось кистью и сбоку от ребенка.

Следующее подводящее упражнение  «Прыжки  с  обручем».

Обруч ставится перед собой. Двумя ногами запрыгиваем в обруч. Прокручиваем обруч в первоначальное положение. Это довольно простое упражнение для ребенка любого возраста, в то же время оно моделирует прыжки со скакалкой. Необходимо обращать внимание ребенка на скорость прокручивания    обруча,    побуждая постоянно увеличивать ее, постепенно переходя на серии из нескольких прыжков.

Еще  одно  упражнение  «Поймай скакалку ножками». Ребенок держит скакалку за ручки перед собой,  затем  переступает  черезнее, вращает скакалку, и, отрывая носки от пола, ловит ее в образовавшееся пространство между полом и стопами, затем переступает через нее и повторяет цикл снова. Это упражнение помогает ребенку понять, как совершать правильный замах и вращение скакалкой,  как  правильно  располагать руки, чтобы скакалка двигалась по оптимальной траектории.

2 inst 5 21

Рис. 2. Методика обучения прыжкам с короткой скакалкой

 

После успешного освоения указанных выше подводящих упражнений можно переходить к обучению прыжкам с короткой скакалкой.

Следует сказать детям, что это точно такое же упражнение, как и прыжки с обручем, только теперь «норку» (в которую следует запрыгнуть ребенку) мы делаем сами из веревочки.

При этом, чтобы норка была большая и в нее легко можно было запрыгнуть, необходимо руки все время держать в стороны, не опускать их, не заводить для замаха за голову, не сводить впереди, т.е. вращать скакалку так, как делали  это  в  первом  упражнении.

Прыжки  со  скакалкой  —  довольно сложное для обучения дошкольников упражнение. Многое зависит  от  педагога.  Нужно  постоянно следить за техникой прыжков, исправлять ошибки, предлагать при необходимости повторно   выполнить   подводящие  упражнения.  Требуется  индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важно хвалить детей  за  малейшие  успехи,  чтобы у ребенка не исчезло желание прыгать.

После этого следует длительный период совершенствования техники выполнения прыжков со скакалкой, приближение техники прыжков к эталону, увеличение количества сделанных подряд прыжков, скорости последних.

После обучения технике простых прыжков вперед с короткой скакалкой можно переходить к обучению  другим  видам  прыжков:

—           прыжки назад;

—           на одной ноге с продвижением вперед и назад;

—           с дополнительными движениями рук: восьмерка, крестик;

—           в парах: вдвоем на одной скакалке.

На рис. 3 вы можете видеть схему методики обучения прыжкам с длинной скакалкой.

Как видно из рисунка, конечной точкой методики является подготовка  музыкальных  спортивных  выступлений  со  скакалками. Но до этого необходимо пройти обучение всем основным элементам.

При обучении детей прыжкам с длинной скакалкой с забеганием  и  выбеганием  важно  сформировать  у  ребенка  четкий  алгоритм необходимых действий: начинать каждый из элементов составного действия по команде

3 inst 5 21

Рис. 3. Методика обучения прыжкам с длинной скакалкой

 

и под счет, показывать четкие зрительные ориентиры (легко заметные отметки на полу) начала и конца каждой двигательной фазы. Ребенок четко и заранее должен  понимать,  в  какой  момент и с какой точки надо начинать разбег для забегания, в каком месте и сколько выполнять прыжков, после какой команды и до какого места выполнять выбегание.

При обучении прыжкам на длинной скакалке с заданием необходимо предварительно изучить технику выполнения включаемого элемента без скакалки, затем применять изученный элемент со скакалкой в облегченных условиях  (например  в  полуприседе или с поворотом не на 90°, а на 45° и т.п.), в чередовании выполнения   элемента   с   обычными прыжками (например: три обычных прыжка, а потом один с  поворотом)  и  постепенно  увеличивать сложность задания до необходимого уровня.

Выполнить прыжки через длинную скакалку на фитболе могут  даже  дети  среднего  дошкольного возраста. Для этого ребенку необходимо держать между ногами за ручки мяч, находящийся сзади на высоте 15— 20 см над полом. Так ребенок выполняет обычные прыжки через скакалку, при этом держит мяч, только создавая иллюзию прыжков на фитболе.

Постепенно  в  процессе  выполнения упражнения ребенку указывают на необходимость более глубокого приседания в фазе между прыжками, чтобы касаться мячом пола. При этом вес тела на мяч не переносится, а полностью остается на ногах.

Перед  тем  как   приступить к обучению ребенка прыжкам через   длинную   скакалку,   одновременно прыгая на короткой, необходимо добиться четкого выполнения прыжков на ней со стабильными характеристиками темпа   прыжков,   соответствующего темпу вращения длинной скакалки и высоты прыжков (прыжки должны быть немного выше обычных, чтобы не мешать продвижению  длинной  скакалки). Ребенку дается установка выполнять прыжки на короткой скакалке с ровным темпом, не обращая внимания на длинную скакалку. Большое значение на начальном  этапе  обучения  данному элементу приобретает умение педагога своими четкими своевременными действиями подстраивать вращение длинной скакалки под индивидуальный темп прыжков обучающегося.

Наиболее  сложный  раздел  в обучении прыжкам на длинной скакалке  —  групповые  упражнения. Это могут быть прыжки  в парах, тройках, четверках, с перестроениями, забеганиями и выбеганиями.  Главное  при  обучении упражнениям данного раздела  —  придерживаться  принципа «от простого к сложному» и соответствия задания уровню подготовленности   занимающегося.

Проведенные  нами  исследования по результатам реализации экспериментальной программы, включающей в себя обучение детей  элементам  скиппинга,  показали  увеличение  среднего  количества движений на занятиях по физической культуре на 22,7%, увеличение средней физической нагрузки  на  занятиях  по  физической   культуре   по   результатом мониторирования частоты сердечных сокращений детей на  14,3%.  Как  следствие,  по  результатам  тестирования  физической подготовленности в группе, применяющей   экспериментальное педагогическое воздействие, произошло значимое повышение показателей выносливости относительно контрольной группы на 11,4%, показателей быстроты на 7,1, ловкости на 6,7%.

В  показателях  силы  и  гибкости  также  обнаружены  тенденции более быстрого развития у детей,   занимающихся   по   программе с широким применением средств  скиппинга,  но  на  недостоверном уровне значимости. Замечено более успешное прохождение диагностики по разделу

«Физическое развитие» детьми, занимающимися по экспериментальной программе, повышение их  интереса  как  к  занятиям  физической культурой в ДОО, так и к спорту вообще, более широкое участие  в  мероприятиях  учреждения.

 

Литература

1.            Берестецкая И.Ю., Окунская И.Ю. Роуп-скиппинг на уроках физического воспитания в школе // Физическое воспитание студентов творческих специальностей.  Харьков, 2002. № 3.

2.            Маравина Н. Просто и легко: Развитие  физических  качеств  с  помощью скакалки // Спорт в школе. 2010. № 12.

3.            Федеральный   государственный  образовательный  стандарт  дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013.

4.            7skillspassport / Федерация спортивной     хореографии     России    [Электронный    ресурс].    Режим доступа: http://russiasport.su/d/513777/d/7_skillspassport.pdf (дата обращения 18.02.2021).

Прочитано 15 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868

white black paw