Здоровьесберегающие технологии в работе со слабовидящими детьми

Карева Т.С.,
педагог-психолог;
Буздырина О.Б.,
учитель-дефектолог;
Гребеник И.С.,
зам. заведующего по УВР МАДОУ д/с № 113, г. Калининград


Аннотация. В статье описываются виды здоровьесберегающих (кор¬рекционных) технологий, использующихся в работе со слабовидящи¬ми детьми: динамические паузы, пальчиковая и зрительная гимнастика, пальминг, занятия в сенсорной комнате и др. Ключевые слова. Здоровьесберегающие технологии, дети с нарушени¬ями зрения, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, зрительные тренажеры, сенсорная комната, пальминг.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями развития, в том числе патологией зрения. В связи с этим необходимо повышать уровень компетентности педагогов, проводить профилактическую и коррекционную работу с дошкольниками. В нашем детском саду в группе для слабовидящих воспитанников проводится систематическая работа по укреплению физического и психического здоровья. Ее координатором является тифлопедагог, организующий деятельность педагога-психолога, воспитателей, инструктора по физкультуре и музыкального руководителя.
Для профилактики и коррекции нарушений зрения у детей мы применяем здоровьесберегающие технологии — совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, направленных на обеспечение физического, психического и социального благополучия дошкольников.


Цель: укрепление психического и физического здоровья путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОО.

Задачи:
создавать условия для полноценного и всестороннего развития детей на базе педагогических охранительных режимов, совершенствования предметно-развивающей среды;
формировать культуру здоровья, навыки сохранения и укрепления зрения в повсе-дневной жизни;
налаживать взаимодействие с семьей.

Принципы здоровьесберегающих технологий:
«Не навреди!»;
сознательности и активности;
непрерывности здоровьесберегающего процесса;
систематичности и последовательности;
доступности и индивидуальности;
всестороннего и гармоничного развития личности;
системного чередования нагрузок и отдыха;
постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
возрастной адекватности здо-ровьесберегающего процесса и др. Перечислим основные виды здоровьесберегающих (коррекционных) технологий.

Динамические паузы
Поддержать работоспособность детей с нарушениями зрения помогут динамические паузы (физкультминутки). Это прекрасное средство переключения детей с одного на другой вид деятельности, повышения работоспособности, активизации двигательной сферы. Тематические физкультминутки нужно проводить на каждом занятии.

Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, при наличии зрительного дефекта особое внимание необходимо обратить на тренировку пальцев. Это позитивно влияет на развитие интеллекта и речи, а в дальнейшем — и координации движений «рука — глаз».

Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз направлена на предупреждение зри-тельного утомления, укрепление глазных мышц и снятие их напряжения. Она благоприятно влияет на работоспособность как зрительного анализатора, так и всего организма. Для зрительной гимнастики рекомендуются упражнения, в ходе которых производятся движения глазами. При выполнении упражнений применяют:
сигнальные символы, которые демонстрируются на уровне глаз и служат ориентиром для выполнения движений;
зрительные тренажеры для снятия зрительного утомления и развития прослеживающей функции глаз;
интерактивные доски для развития прослеживающей функции глаз. Используются лабиринты, перепутанные линии. В работе с детьми 3—5 лет лучше использовать печатный материал, а с детьми 5—7 лет — современные компьютерные технологии. Для развития зрительной координации используются различные ориентиры, расположенные на потолке или стене. Детям предлагается найти какую-либо игрушку или фигуру. Сочетаются движения глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния.

Для тренировки глазных мышц, профилактики близорукости проводятся упражнения на развитие аккомодации. Дети рассматривают метку, наклеенную на окно, а затем переводят взгляд на удаленную точку и рассказывают, что они видят.

Пальминг
В процессе зрения расходуется «зрительный пурпур», который восстанавливается в полной темноте. С помощью пальминга (наложения ладоней на закрытые глаза) снимается утомление глаз, нормализуются острота зрения и, прежде всего, восприятие цвета. Упражнения проводятся в середине или конце занятия после активной зрительной нагрузки.

Су-джок терапия
Су-джок терапия — стимуляция биологически активных точек, соответствующих органам и системам, расположенным на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д., на точки рук — с помощью массажного мячика.

В результате улучшается кровоток, повышаются упругость и эластичность мышечных волокон, рефлекторно стимулируется работа внутренних органов и систем.

Дыхательная гимнастика
Дети с нарушением зрения в большинстве случаев имеют нарушения речи. Поэтому дыхательная гимнастика — неотъемлемая часть их полноценного развития.
Это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний органов дыхания. Дыхательная гимнастика полезна детям, часто болеющим простудными заболеваниями, а также воспитанникам с нарушениями речевого развития, поскольку способствует формированию речевого дыхания, диафрагмальных и межреберных мышц, увеличению объема легких.

Занятия в сенсорной комнате
Упражнения и занятия с фибероптическим оборудованием сенсорной комнаты способствуют эмоциональному расслаблению, психологическому комфорту, активизации кинестетических ощущений, развивают воображение, зрительное восприятие, познавательные процессы, формируют представление о цвете, фиксацию взора, концентрацию внимания, плавное прослеживание и зрительную координацию, дают возможность находиться под воздействием сложного сен-сорного потока светового раздражителя, что способствует становлению сенсорно-перцептивных ощущений.


Работа по здоровьесбережению детей не будет результативной, если не налаживать взаимодействия с родителями. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, пробудить у них интерес и желание заниматься со своими детьми. Для этого используются различные приемы и методы работы: открытые занятия, мастер-классы, консультации, информационные стенды. Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий способствует повышению остроты зрения, развитию двигательных функций глаз, бинокулярного зрения, общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений, нормализации речевого дыхания, улучшению ритмико-интонационной стороны речи, психоэмоционального состояния и здоровья, его соматических показателей, повышает речевую и познавательную активность.

Таким образом, внедрение в практику работы ДОО здоровьесберегающих технологий способствует качественному обучению, развитию и воспитанию детей с нарушениями зрения, укрепляет их здоровье.

Литература
Аветисов Э.С. Охрана зрения у детей. М., 1975.
Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. Новосибирск, 1991.
Волошина Л.Н. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1.
Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Про-граммы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М., 2003.
Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Ме-тодист. 2005. № 4.

Прочитано 705 раз
Оцените материал
(2 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868