У нас в гостях Литикова Н.А.

Литикова Наталья Андреевна, врач по лечебной физкультуре Центра семейной поддержки и реабилитации «Дом Детей», Москва

Добрый день, Наталья Андреевна, расскажите, пожалуйста, о себе нашим читателям. Как Вы стали врачом лечебной физкультуры, каков Ваш жизненный врачебный путь?

Фото 1

Добрый день! Спасибо за приглашение стать участником такой интересной рубрики. Для меня это большая честь. Мой путь к профессии был долгим и извилистым. Сначала все как у всех — школа, институт, далее ординатура, но совсем по другой специальности. В моем случае это была судебная медицина. Не последнюю роль в самоопределении сыграл сериал «Тайны следствия» с Анной Ковальчук и этот таинственный флер, сопровождающий работу судебно-медицинского эксперта — тогда все это казалось очень романтичным. Два года захватывающих лекций и не менее волнующих практических занятий, далее три года работы в Российском Центре судебно-медицинской экспертизы рядовым экспертом в отделении правонарушений медицинских работников.

А потом декретные отпуска, дети, переосмысление жизненных ценностей и новая учеба, профессиональная переподготовка, уже на врача по лечебной физкультуре, осознанное, зрелое желание и его реализация (фото 2).

Фото 2

Какие самые важные качества должны быть у детского врача?

Умение играть и искренне радоваться мелочам. Никто не отменял знания, опыт, клиническое мышление, умение общаться с родителями — это все обязательные составляющие. Но игра в работе детского врача — основополагающая единица. Суровые врачи только на страницах книг выглядят брутально, в жизни же все по-другому (фото 3).

Фото 3

Какой контингент детей находится в Вашем Центре?

Основной контингент нашего Центра — дети с умственной отсталостью, церебральным параличом, расстройствами аутистического спектра. Некоторые из этих заболеваний сопровождаются нарушениями в двигательной сфере. Есть дети с паллиативным статусом и тяжелыми множественными нарушениями развития. Есть дети с генетическими заболеваниями. Все абсолютно разные — и годовалые малыши, и подростки, и совершеннолетние воспитанники.

Что такое лечебная физкультура, чем она отличается от обычной или адаптивной физкультуры, физической терапии?

Названия похожи, в них немудрено запутаться. Начнем с того, что лечебная физкультура — раздел медицинской науки, использующий методы физической культуры для лечения и профилактики заболеваний. Большинство людей знакомо с ЛФК посредством процедур массажа либо лечебной гимнастики. К средствам ЛФК относятся всем известные физические упражнения, терренкуры, плавание, занятия на различных тренажерах. От обычной физкультуры лечебная отличается, так сказать, точкой приложения — в лечебной физкультуре это пациент с определенным заболеванием, травмой или состоянием здоровья.

Адаптивная физкультура (АФК) — комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных функций, либо приспособление к новому образу жизни с отклонениями в здоровье. Инструкторы АФК имеют базовое образование в области физкультуры и спорта.

Физическая терапия — новая для России, но широко и давно известная в мире медико-социальная специальность, направленная на помощь людям с нарушениями движения и сниженной мобильностью. Основана она на научном подходе и принципах доказательной медицины. Правильно подобранные средства технической реабилитации, двигательный режим, семейно ориентированный подход и занятия без боли — вот одни из ценностей физического терапевта. Результат его работы — максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет сам пациент в рамках своего двигательного потенциала.

Родителям детей с какой патологией стоит задуматься о лечебной физкультуре, кто может решить вопрос о направлении к врачу ЛФК?

Спектр заболеваний и состояний, при которых требуется консультация врача ЛФК, довольно широк, к ним относятся церебральный паралич, генетические заболевания, состояния после различных травм и перенесенных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышечно-суставные боли и многое другое.

Как эффективнее проводить лечебную физкультуру — курсами или непрерывно? Могут ли родители овладеть простыми упражнения для работы со своими детьми? Каким может быть участие родителей в этом процессе?

Все зависит от того, с какой проблемой вы пришли к врачу. Последствия различных травм, к примеру, могут потребовать курсового вмешательства, а занятия с ребенком, например, с церебральным параличом носят постоянный, продолжительный характер. Они могут видоизменяться в зависимости от поставленных целей, но, по сути, это дорога длиной в жизнь.

Родителям, как людям, которые проводят с детьми большую часть суток, необходимо привнести элементы физической терапии и лечебной физкультуры в ежедневный быт, интегрировать необходимые занятия (растяжки, укладки, надевание ортезов) в игру и ежедневные рутины с ребенком. Основы, базовые элементы упражнений, гимнастики, растяжки, тонкости позиционирования и постурального менеджмента всегда можно обсудить с врачом по лечебной физкультуре или физическим терапевтом, занимающимся с ребенком (фото 4).

Фото 4

Как лечебная физкультура сочетается с другими методами реабилитации, что значит мультидисциплинарный подход?

В нашем Центре это выглядит как совместный прием, осмотр ребенка, беседа с его родителями, оценка двигательных возможностей, обсуждение важных моментов, имеющегося реабилитационного опыта, особенностей, желаний и привычек ребенка, постановка целей, их коррекция в процессе реабилитации и, собственно, реабилитационный процесс. Мы с педиатрами, неврологом, ортопедом, физиотерапевтом, врачами узких специальностей, психологами, инструкторами ЛФК и массажистами выполняем свою часть работы в комплексе реабилитации ребенка, советуемся друг с другом, обсуждаем рабочие моменты, составляем оптимальный реабилитационный маршрут. Нет слепой передачи ребенка из рук в руки от одного специалиста другому, мы исповедуем мультидисциплинарный подход, это дает возможность добиваться больших результатов.

Открытый вопрос: расскажите об интересующей Вас теме.

Я хотела бы обратиться к родителям детей, посещающих наш Центр, и к многим другим родителям детей с особенностями развития и попросить их быть любознательными. Будьте занудными и въедливыми, больше читайте о волнующих вас вопросах, общайтесь с другими родителями и приходите к нам все это обсудить, поговорить о своих страхах, идеях, волнениях и мечтах. Наши двери всегда открыты.

Что Вы пожелаете читателям журнала «Медработник ДОУ»?

Лето закончилось, впереди долгие, холодные месяцы, в связи с этим, конечно же, хотелось бы пожелать здоровья, тепла и больше солнечного света. Не болейте!

Беседовал А.И. Белов, главный редактор журнала «Медработник ДОУ»

Прочитано 371 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: « Органическому быть или не быт ОРВИ и эмоции »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868