Участие родителей в проведении обследования ребенка территориальной психолого-медико-педагогической комиссией

Астахова Н.Ю.,
председатель территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, го Кашира Московской обл.

 

Конвенция о правах ребенка провозглашает: родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого должны быть предметом их заботы.

Согласно нормативно-правовым документам, у родителей есть право и обязанность воспитывать детей. Также они должны способствовать получению ими основного общего образования и обеспечивать необходимые условия для получения среднего (полного) общего образования.

Наиболее полно направления участия родителей в образовательном процессе представлены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44).

В условиях модернизации системы образования большую роль играет деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). С появлением новой инновационной практики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — инклюзивного образования содержание деятельности ПМПК принципиально изменилось. Важные положения, необходимые для разработки ее рекомендаций, содержатся в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 17, 41, 42, 79).

Специалисты нашей территориальной ПМПК го Кашира Московской области осуществляют свою деятельность в нескольких направлениях. Наиболее значимой можно считать консультативную работу. Одно из основных условий, обеспечивающих эффективность деятельности ПМПК, — результативность консультирования детей с ОВЗ.

Базовые условия, определяющие эффективность и результативность проведения психолого-медико-педагогического консультирования:
— профессиональная компетентность и опыт каждого из специалистов ПМПК;
— понимание родителями передаваемой информации, согласие с рекомендациями специалистов ПМПК и в дальнейшем следование им, т.е. включение ребенка в ту или иную образовательную среду в соответствии с рекомендованными специальными образовательными условиями.

На сегодняшний день огромная проблема — работа с родителями. В нашем городе ее помогает решать Служба психолого-педагогического сопровождения (СППС) детей с ОВЗ, созданная приказом Управления образования администрации го Кашира.

В состав СППС детей с ОВЗ входят учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, специальный психолог. Все специалисты практикующие, т.е. работают в образовательных учреждениях. Они же являются и членами территориальной ПМПК.

Они проводят обследование детей и в зависимости от цели обращения за помощью (нарушения речи, поведения, интеллекта и др.) индивидуально консультируют родителей.

Родители должны понимать, что они не одиноки, проблему можно решить. С этой целью мы сообщаем им информацию об учреждениях, находящихся в нашем городском округе и близлежащих районах, а также в регионах РФ, в которых детям может быть оказана комплексная помощь по коррекции имеющихся нарушений развития.

Коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается в учреждениях различных ведомств: систем образования, социальной защиты, здравоохранения.

Задача общеобразовательных учреждений — убедить родителей, воспитывающих ребенка с проблемами в развитии, пройти ПМПК, чтобы определить его образовательный маршрут.

Специалисты нашей СППС осуществляют психолого-медико-педагогическое консультирование детей и подростков, родителей, педагогов, медицинских и социальных работников.

Родителям очень сложно принять проблему своего ребенка. Однако специалисты могут убедить их в необходимости оказания детям коррекционной помощи и правильно выбрать образовательный маршрут. Нужно неформально относиться к родителям, все время задавать вопросы: «Что будет с Вашим ребенком через 10 лет?», «Куда он сможет пойти учиться?», «Какую специальность получить?» Таким образом, нужно ориентировать родителей на будущее развитие ребенка. Это дает возможность убедить их выбрать правильный образовательный маршрут, т.е. согласиться с рекомендациями ПМПК.

Зачастую учителя не хотят конфликтовать с родителями детей, имеющих проблемы в развитии. Они ставят отметку «3» и тем самым дают им надежду на то, что ребенок будет успешным, освоит основную общеобразовательную программу школы. Учитель ни в коем случае не должен разговаривать один на один с родителем такого ребенка. Это должны делать специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения. Необходимо пригласить родителей на ПМПк, на котором будет проводиться обследование ребенка, а затем убедить их прийти с ним на территориальную ПМПК для уточнения диагноза и образовательного маршрута.

Функция сопровождения деятельности ПМПК реализуется, в первую очередь, в контексте подтверждения, уточнения или изменения ранее данных комиссией рекомендаций, т.е. в ситуации тесного взаимодействия ПМПК с ПМПк образовательных учреждений мы наблюдаем динамику развития ребенка.

В рамках деятельности СППС оказывается консультативная помощь родителям и педагогам по организации обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» утвержден новый порядок реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов (ИПРА). В соответствии с этим приказом разработка рекомендаций о мероприятиях психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов будет осуществляться с учетом заключений ПМПК.

До принятия данного приказа наша ТПМПК осуществляла эту деятельность по запросам родителей. Теперь же все дети-инвалиды, направляющиеся на медико-социальную экспертизу, должны проходить ТПМПК.

Информационно-просветительская функция ПМПК реализуется, в первую очередь, в отношении родителей, пришедших на консультацию. Они нуждаются в информации не только о собственном ребенке, но и о специальных образовательных условиях для эффективного функционирования в социуме. Эти условия предусмотрены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и перечислены в ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Важной информацией для родителей служат и сведения обо всех находящихся в пределах доступности семьи организациях систем образования (включая дополнительное), здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы, способных в той или иной степени обеспечивать процесс сопровождения различных категорий детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, детей с девиантным поведением.

Для родителей важна любая информация, позволяющая помочь их ребенку. Наша ТПМПК предлагает коррекционную помощь в организациях, находящихся в го Кашира и в регионах РФ.

Информирование и просвещение осуществляется на различных уровнях:
— на районных методических объединениях (педагогов, руководителей, специалистов);
— педагогических советах в образовательных учреждениях;
— заседаниях ПМПк образовательных учреждений.
Используя различные формы информационно-просветительской деятельности (лекции, семинары, родительские собрания и др.), мы разъясняем родителям и педагогам деятельность нашей ТПМПК.

Литература
Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М., 2017.
Приказ Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

Прочитано 187 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Связаться с нами можно:

  • Адрес:  г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
  • Тел: (495) 656-70-33
  • Email: site@tc-sfera.ru
  • Email: sfera@tc-sfera.ru

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868

Корзина

Корзина пуста

white black paw