Версия для печати

Особые дети: необучаемых нет!

Волков Б.С.,
канд. биол. наук, профессор кафедры психологии развития личности МГОУ;

Волкова Н.В.,
преподаватель психологии Московского колледжа № 5, Москва

 

Психологи считают, что учебные программы может освоить каждый ребенок: вопрос лишь во времени. Особенно много его нужно тем, кого называют «особыми», иначе говоря, детям с нарушениями в развитии. Как понять, что ребенок развивается не так, как все? Какая помощь ему потребуется?

Научиться — значит понять

Важно знать, что все дети развиваются по одним и тем же закономерностям. На это обратил внимание классик психологии Л.С. Выготский. И главная закономерность будет для всех одна и та же: без понимания нет и не может быть никакого обучения. Если ученик не понимает материал, сколько бы он ни зубрил, знаний не прибавится.

Что же такое понимание? Это — включение новой информации в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания, воздействия. Заботясь о понимании, педагоги и родители должны думать в первую очередь о том, как новая информация соотносится с картиной мира ребенка. Не понимает тот, кто не готов понять. А если не готов — надо разобраться почему и определить, чего не хватает в «багаже» ребенка, чтобы он усвоил новое.

Перейдем к главному — методике обучения, которая должна обеспечить понимание учебного материала. Дети с нарушением в развитии особенны именно тем, что понять они могут, только когда им объяснят материал доступным для них способом. Например, для слабослышащего ребенка сказанное должно подкрепляться визуальными образами. Помогите ему понять вас, показывая на предметы и активно жестикулируя. Постарайтесь, чтобы ваше лицо выражало то, что вы хотите ему сообщить.

Еще один важный момент — социализация ребенка. Детский сад и школа — это не только обучение, но и общение со сверстниками и взрослыми. Не зря во всем мире вводят инклюзивное обучение, при котором дети с теми или иными отклонениями в развитии занимаются вместе со здоровыми, но с учетом своих потребностей. В таком инклюзивном классе для детей должны быть обеспечены оптимальные условия для понимания выдаваемой информации. Но здесь, как и во всем, важна мера: если врач настаивает, что ребенку нужна коррекционная группа или класс, вряд ли стоит возмущаться, как некоторые родители: «Вы что, считаете моего ребенка дефективным?» Никто не желает ни вам, ни ребенку зла — просто дошкольник должен быть готов к учебе, и в данный момент ему нужен особый метод, который поможет в этом. Кроме того, предписанная врачом спецгруппа совершенно не всегда означает, что учеба малыша пройдет «в особом режиме» — напротив, многие после необходимого для подготовки срока переводятся в обычные детские сады.

Доктор, что с ним не так?

Вовремя понять, что у ребенка есть какие-то нарушения — уже половина успеха: чтобы корректировать, надо знать, что существуют средние нормы развития, имеющиеся у специалистов. А для более точной коррекции необходимы диагностика конкретного ребенка и заключение специалиста с рекомендациями. Поэтому внимательно следите за развитием своего малыша, и если вам покажется, что он в чем-то отстает от возрастных норм, не справляется с тем, что давно могут сверстники, странно или непонятно себя ведет — как можно быстрее обращайтесь к специалисту. Это имеет смысл, даже если в итоге у ребенка ничего особенного не выявят: врач и психолог, кроме всего прочего, могут успокоить вас, ведь лишние волнения ни одному родителю ни разу не помогли. А если проблема действительно обнаружена — то чем раньше вы начнете ее решать, тем лучше вам и ребенку. Самый простой пример: понять, что у дошкольника плохое зрение, и вовремя выписать очки — это куда разумнее, чем впоследствии выяснить, что школьник не видит доску с первой парты, поскольку запущенная близорукость дошла до степени «минус много».

На что следует обратить внимание, если вас беспокоит поведение ребенка, и к какому специалисту обратиться?

Если малыш быстро утомляется, обследуйте его на предмет сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений обмена веществ, заболеваний щитовидной железы. Возможно, по совету врача придется и пересмотреть режим подвижных игр. Но полностью ограничивать ребенка в активном движении нельзя: оно необходимо ему для развития, ведь дети, двигаясь, учатся самостоятельным действиям. Если необходим отдых, положите рядом с малышом несколько игрушек, с которыми он может спокойно поиграть, картинки, книжку-раскраску и цветные карандаши. В любом случае нельзя оставлять повышенную утомляемость на самотек: интерес к окружающему миру у быстро устающего ребенка невелик, и эта проблема может повлечь другие.

Если при вашем появлении младенец не начинает улыбаться и гулить, не корите себя и не думайте, что вы плохая мама. Проблема может крыться совсем в другом: например, если ребенок плохо видит, он не различит вашей улыбки и не ответит на нее, а если плохо слышит, может не услышать ваш голос и, конечно, не станет лепетать, не слыша своего лепета. Так что обязательно проверьте зрение и слух (когда это надо сделать, подробнее изложено ниже). А если таких нарушений нет — имейте в виду, что некоторые малыши просто менее энергичны, чем остальные дети: они медленно двигаются, не пытаются добраться до игрушек, не стремятся куда-либо вскарабкаться, не так ярко проявляют эмоции. Если это ваш случай, надо будет придерживаться установленного распорядка дня, разговаривать с малышом, играть с ним, показывать ему интересные предметы и позволять играть с ними, говорить о том, что вы делаете. Важно, чтобы при разговоре с ребенком вы обращали к нему лицо: тогда, если глаза и уши здоровы, малыш точно поймет, что вы говорите именно с ним.

Малыш полностью здоров, хорошо видит и слышит, нормально проявляет эмоции, но упорно не желает осваивать необходимые по возрасту навыки и учиться чему-то. Может быть, он не отстает в развитии: просто у него не развита способность учиться. А развивать ее нужно обязательно. Если малыша не заинтересовали интересной вещью — у него не возникнет желания потрогать ее и поиграть с ней.

Ребенок может недостаточно быстро реагировать на ваши действия (почему, разберется специалист). Если это так, ваш девиз — терпение и еще раз терпение! Держите игрушки перед малышом подольше, помогайте до них дотронуться. И говорите как можно чаще и дольше. Некоторые дети, особенно с недостатками в развитии, должны увидеть, услышать, дотронуться не один раз, прежде чем запомнят, станут улыбаться, потянутся и приблизятся. Вопрос во времени. Главное — никогда не теряйте надежды и продолжайте работать.

Ребенок родился не таким, как другие. Вас могут тревожить проблемы по поводу себя. Не связаны ли отклонения в здоровье ребенка с какими-то вашими действиями? Каким образом вам удастся совместить уход за ребенком с работой и остальными делами, которые вы хотели бы сделать? Если вы захотите родить еще одного ребенка, не возникнет ли у него отклонений в развитии? И так, рефлексируя и размышляя о положении дел, вы станете настоящей, заботливой мамой, а ваши дети будут расти и радовать вас.

Советы психолога

Книг, посвященных развитию и воспитанию детей с отклонениями и физическими недостатками, сейчас много, но не все они заслуживают доверия. Мы предлагаем вам не только научиться свободно «плавать» в море новой литературы, но и вспомнить хорошо забытую старую. Книга К. Тингей-Михаэлис «Дети с недостатками развития» не случайно была выпущена с подзаголовком «книга для родителей». Ее главное достоинство именно в ее доступности для неспециалиста. Автор собрала множество полезных сведений для родителей детей с теми или иными нарушениями, затрудняющими нормальное развитие (как физическое, так и умственное). Помимо них, книга содержит немало полезных советов, следование которым может улучшить психическое состояние родителей, придать им бодрость и оптимизм.

Стоит отметить и то, что кроме гуманности книга отличается и здоровым рационализмом: самопожертвование ради счастья и благополучия ребенка не должно быть бестолковым и уходить в крайности. Сейчас это актуально как никогда: даже среди родителей здоровых детей стало модно посвящать всего себя детям, а такое поведение никакому ребенку не пойдет на пользу.

Часть советов доктора К. Тингей-Михаэлис мы предлагаем читателям журнала.

У некоторых малышей с недостатками в развитии отсутствуют лепет и гуление. Как научить этому? В ответ на ваше подражание ребенок пытается повторять звуки сначала спонтанно, а потом — всякий раз, когда вы говорите с ним. Этот процесс занимает у детей много времени. Но малышам с недостатками в развитии, чтобы научиться имитировать звуки, произносимые родителями, времени требуется еще больше.

Бывает так, что дети не воспроизводят те или иные звуки из-за особенностей строения полости рта, голосовых связок или из-за нарушений в отделах головного мозга, контролирующих работу органов речи. Если вы столкнулись с этим, не отчаивайтесь и ведите себя так, будто неспособность издавать звуки вполне естественна. Если вы будете продолжать разговаривать с малышом, он постепенно научится хотя бы понимать большую часть того, что вы ему говорите, станет общаться с вами с помощью жестов и взглядов, научится выполнять ваши просьбы.

Нарушение слуха приводит к трудностям освоения практически всех форм речи и языка. Если малыш плохо различает звучащую речь, попробуйте следующее:

— говоря, постарайтесь приблизиться к малышу настолько, чтобы ваше лицо было ему хорошо видно. Даже здоровому младенцу, чтобы четко видеть, приходится учиться фокусировать глаза: новорожденные умеют сосредотачиваться на предмете, находящемся на расстоянии не более 15 см от лица. А если ребенок еще и плохо слышит, зрение надо тренировать тем более: оно восполнит то, чего «недодал» слух. Кроме того, любому ребенку должно быть видно лицо говорящего, чтобы он учился понимать настроение близких;

— позаботьтесь, чтобы посторонние звуки (радио, телевизор, животные) не мешали малышу слышать то, что вы ему говорите;

— проконсультируйтесь с сурдопедагогом, который расскажет вам, как надо говорить и играть с ребенком, чтобы помочь ему учиться максимально эффективно.

Если у ребенка нарушены и слух и зрение, то, говоря с ним, старайтесь почаще до него до­трагиваться: прикосновение поможет разобраться, когда вы говорите, а когда нет. Малышу, который видит и слышит так же, как все остальные дети, прикосновение поможет приготовиться слушать то, что вы говорите.

Некоторым детям надо услышать какое-нибудь слово много раз, прежде чем им захочется произнести его. Играя с таким малышом, постоянно повторяйте названия тех игрушек или предметов, которые ему нравятся, но не называйте сразу несколько предметов: этим вы запутаете ребенка. Чем интереснее для малыша произносимые слова, тем скорее он научится их повторять.

Ваш ребенок говорит так, что его трудно понять? Это случается часто. Если вы уверены, что малыш хочет что-то сказать, оглянитесь вокруг и, подумав, какие из только что произошедших событий могли взволновать его, постарайтесь угадать, о чем он пытается сообщить. Когда ребенок подрастет, вы можете просить повторить сказанное им еще раз, а если повторенные слова разобрать не удалось, постарайтесь угадать их и ответить малышу. Но не просите повторить в третий раз. Это может оказаться настолько трудным делом, что в следующий раз, когда он захочет вам что-нибудь сказать, ребенок испугается просьбы повторить и не ответит вообще. Проконсультируйтесь с логопедом и отоларингологом: они установят, не вызваны ли трудности в произношении особенностями строения полости рта.

Малыш не говорит, а показывает на вещи пальцем. Почти все дети, пока учатся произносить слова, чаще показывают пальцем на предмет, чем называют его. Поскольку малыши с недостатками в развитии обычно учатся дольше, они дольше используют «разговоры на пальцах». Будьте терпеливой и постарайтесь угадать, что именно заинтересовало малыша: например, подносите его к разным предметам, чтобы он мог дотронуться до того, который имел в виду, или сами дотрагивайтесь до вещей.

Помните о том, что если ребенок не будет учиться говорить в присутствии других людей, он не станет стремиться к тому, чтобы его понимали не только вы, но и они. При этом относитесь к его нечленораздельной речи как к нормальной и обычной: малыш должен знать, что его понимаете хотя бы вы.

Многие дети с нарушениями в развитии произносят только отдельные звуки, а все, что им надо, обозначают жестами. Малыш может, сложив руки вместе, качать их вперед и назад, указывая тем самым, что хочет, чтобы ему дали его любимого мишку; может сесть на пол рядом с холодильником, показывая тем самым, что хочет есть; может стянуть с вешалки свое пальто, просясь на прогулку; может называть машину «би-би», а собаку «гав-гав»... Обозначение предмета хотя бы каким-то звуком или действием — первый шаг к нормальной речи. Поэтому будьте внимательны к желанию ребенка что-то сообщить. Не поправляйте и не повторяйте его ошибок, но действуйте, как если бы его высказывание было понятно каждому.

Продолжайте разговаривать с ребенком. Дети начинают понимать раньше, чем говорить, и если малыш не научится понимать, то и речи не будет. Прежде чем малыш сможет сказать: «еще пить», он должен понять, что вы имеете в виду, спрашивая его: «Еще попить?» Ответить на ваш вопрос он может, открывая рот, кивая головой, протягивая руки или, наоборот, отворачиваясь в сторону. А понять ваш во­прос помогает то, что вы держите в руке бутылку или стакан с питьем.

Попросите окружающих, когда они будут говорить с малышом или брать его на руки, называть его по имени. Поскольку ребенок должен уметь не только выделять звук человеческого голоса из всех прочих звуков, но и различать его тембр и интонацию, очень важно, чтобы он слышал свое имя, произносимое и высокими, и низкими, и громкими, и тихими голосами. Будет лучше, если ему улыбаются и говорят ласково. В этом случае он научится выделять из звучания других слов свое имя, независимо от того, кто его произносит.

Чтобы помочь малышу научиться сообщать о своих потребностях и желаниях, понаблюдайте за ним и предложите то, что, как вам кажется, ему нужно, одновременно называя это соответствующими словами (например: «дать пить»). Назвав желаемое, отойдите от ребенка. Это поможет ему научиться говорить или показывать вам, чего он хочет. Помните: все действия ребенка связаны с его потребностями, поэтому не спешите удовлетворять их, пока не попросит.

Говорите с малышом не только вблизи. Чтобы по-настоящему научиться вас понимать, малыш должен слышать голос на расстоянии, котором он смог бы различать звучание отдельных слов.

Малыши с различными недостатками в развитии иногда с трудом понимают, что от них хотят. Ребенок может отнестись к вашей просьбе как к игре, смеяться в ответ, убегать, игнорировать просьбу. Не злитесь: может быть, он вас просто не понял. Если вы, к примеру, хотите, чтобы малыш дал вам мяч, возьмите его за руку, назовите его по имени и скажите: «Дай мне мячик», а затем подведите его к мячу или поверните лицом к нему. Терпеливо объясните еще раз и еще, и рано или поздно вас поймут. Не забывайте называть малыша по имени, а после того как он выполнит вашу просьбу, улыбнитесь и скажите: «Молодец!» Помните, что раздражение — плохой советчик. Если вы накажете малыша, его желание узнать то, чему вы пытаетесь его научить, угаснет.

Ребенку иногда трудно понять, что значит «нельзя»: когда вы говорите ему «нельзя», он может вести себя так жe, как и в случае, когда вы называете его по имени. Дело в том, что некоторые «особые» малыши с трудом различают слова и не могут реагировать на одно слово одним способом, а на другое другим. Это очень затрудняет общение, но вовсе не означает, что вы должны его прекратить. Будьте уверены: малыш быстрее научится понимать слова «нет» и «нельзя», если вы запретите только то, что необходимо запрещать, и говорить при этом решительным тоном, укоризненно качая головой.

Иногда малышам с трудом удается выучить детскую считалку, что-нибудь спеть, поиграть пальцами. Проблема может заключатся в том, что малыш не способен сосредоточиться на достаточно долгий промежуток времени. Здесь помогут книжки с картинками. Разглядывая картинки вместе с мамой, ребенок научиться концентрировать внимание. «Особому» малышу надо больше времени, чтобы возник интерес к детским стихам, песенкам и играм. Не прекращайте привлекать к ним внимание, когда вы кормите ребенка или чем-то занимаетесь, а он наблюдает за вами.

Чтобы ребенок быстрее понял смысл жестов, используйте их, когда это уместно. Так он поймет, что прощание можно выразить маханием руки, запрет — мотанием из стороны в сторону головы, согласие — кивком, симпатию — воздушным поцелуем. А для некоторых малышей с недостатками в развитии выражение своих чувств и желаний с помощью рук может оказаться наиболее эффективным способом общения с окружающими.

Малыш плохо различает части тела. Хороший повод показать, где у ребенка пальцы, руки, нос и глаза, как умываться, мыть руки и вытирать нос. Учите ребенка узнавать части тела, показывая на них пальцем.

Самая главная заповедь для родителей детей, у которых выявлены отклонения в развитии, — не отчаиваться, не расстраиваться и продолжать работать. Чем упорнее и спокойнее вы будете, тем лучше малыш освоит необходимые знания, умения и навыки. Не верьте тем, кто говорит о необучаемости: нужно лишь знать, чему и в каком порядке учить. Желаем вам успехов!

Литература

Актуальные вопросы психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002.

Баркан А. Плохие привычки хороших детей. М., 2004.

Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2001.

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учеб.-метод. пособие. М., 2000.

Власова ТА., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. М., 2005.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. М., 1990.

Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практ. работников дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Е.М. Мастюковой. М., 2002.

Костенкова Ю.А, Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. М., 2004.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак.-тов высш. учеб. заведений. М., 2003.

Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с за­держкой психического развития: Науч.-практ. руководство. СПб., 2004.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997.

Настольная книга логопеда: Справ.-метод. пособие / Авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. М., 2005.

Нет «необучаемых детей»: Кн. о раннем вмешательстве / Под ред. Е.В. Кожевниковой и Е.В. Клочковой. СПб., 2007.

Никольская О.С. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. М., 2003.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2004.

Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. Природоведение / Сост. С.Г. Шевченко. М., 2002.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учеб. пособие. М., 2005.

Скороходова О.П. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1990.

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. М., 2004.

 

Прочитано 2738 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии