Содержание
От редакции
О втором рождении журнала, сохранении и приумножении педагогических традиций
Профессия — педагог
Кудрявцев В.Т. Татьяна — счастливое имя журнала «Дошкольное воспитание»
Сейчас журнал возглавили две Татьяны: Татьяна Цветкова — основатель Издательства «ТЦ Сфера», и Татьяна Семенова — главный редактор журнала. Я не очень верю в символизм совпадений, но почему-то уверен, что любимый журнал достойно встретит столетие и откроет свой новый век под этим прекрасным имене.
Подготовка педагогических кадров
Лияскина А.В. Самостоятельная работа студентов в процессе освоения дисциплины «Литературное образование дошкольников»
Liyaskina Anna V. Independent work of students in the process of studying the discipline «Literary education of preschoolers»
В статье рассматриваются вопросы подготовки будущего педагога к решению задач литературного образования детей дошкольного возраста. Автор выделил показатели компетентности педагога, выступающие исходными исследовательскими установками при определении как содержания дисциплины «Литературное образование детей дошкольного возраста», так и форм самостоятельной работы студентов. Рассмотрены некоторые виды внеаудиторной самостоятельной работы.
The article discusses the questions of preparing a future teacher to solve the problems of literary education of preschoolers. The author has identifi ed the indicators of teacher competence, which serve as initial research guidelines for determining the content of the "Literary Education of Preschool Children" discipline and the forms of autonomous work of students. Some types of extracurricular activities are considered.
Стандарт дошкольного образования
Слепцова И.Ф. Проблема формирования естественно-научного мышления у детей: предпосылки, содержание, технологии
Sleptsova Irina F. The problem of formation of natural science thinking in children: background, content, technology
Статья посвящена проблеме формирования предпосылок естественно-научного мышления у детей через раскрытие теоретических и практических аспектов. Обосновывается актуальность вопроса, рассматривается определение, сущность и основные линии развития естественно-научного мышления. Показана многосоставность этого процесса, преемственность ФГОС ДО и ФОП ДО, включенность данной задачи в содержание образовательных областей. Отмечаются особенности образовательного процесса, делается акцент на развитии диалектического мышления у детей с выделением признаков творчества. В качестве инновации представлена технология «пространство детской реализации», или «пространство возможностей», раскрывается проблемный подход в обучении, реактивно-спонтанный тип обучения и партнерская позиция педагога.
The article is devoted to the problem of forming the prerequisites for natural science thinking in children through the disclosure of theoretical and practical aspects. The relevance of the study issue is substantiated, the defi nition, essence and main lines of development of natural science thinking in children are considered. It shows the complexity of the process of forming the prerequisites for natural science thinking, the continuity of the standard and the federal program, and the inclusion of this task in the content of educational fi elds. The features of the educational process are noted, the emphasis is placed on the development of dialectical thinking in children, highlighting the signs of creativity. As an innovation, the technology “the space of children’s realization” or “the space of opportunities” as a space of self-realization is presented, a problematic approach to teaching, a reactive-spontaneous type of preschool education and the partner position of the teacher are revealed.
Потекаева Н.Г., Крючкова О.Л. Развивающая предметно-пространственная среда для формирования финансовой грамотности старших дошкольников
Авторы делятся опытом формирования финансовой грамотности старших дошкольников путем создания развивающей предметно-пространственной среды. Описаны атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Банк», румбокс «Сбербанк», дидактические игры «За покупками» и «Юный финансист», календарь мероприятий.
Дополнительное образование
Никитенко Т.В., Бортник О.В., Руденко А.Н. Необычное электричество: выработка энергии из фруктов и овощей
В статье представлен исследовательский проект, доказывающий эффективность использования фруктов и овощей в качестве источника электрической энергии. Авторы описывают эксперимент по выработке электричества с применением цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Цифровые технологии в дошкольном образовании
Глушкова Г.В., Смирнова О.Г. Как увидеть невидимку? Цифровой микроскоп в детском саду
В статье представлен опыт работы педагогов по реализации познавательно-исследовательского проекта «Как увидеть невидимку?» с применением цифровых микроскопов в организации детских исследований. Показаны приемы эффективного взаимодействия с детьми при проведении самостоятельных исследований объектов микромира.
Методическая копилка
Бондарева И.А., Посысаева О.В., Николаева В.И. Квест-игра в старшей группе «Следствие вела “Комета”!»
В статье представлен опыт работы с детьми старшей группы по формированию представлений о государственном символе страны — флаге России. Описана одна из увлекательных форм работы с детьми — квест-игра с использованием инновационных кубиков Академии Наураши.
Педагогические проекты
Лескина М.С., Колегова Н.В., Устьянцева Е.Ю. Погружение в народную традицию хлебопечения: межрегиональный проект
Статья представляет опыт реализации межрегионального проекта, направленного на формирование исследовательского интереса у дошкольников посредством погружения в народную традицию хлебопечения. Описаны инновационные подходы и методы, использованные в проекте, в том числе экскурсии, эксперименты и творческие занятия, направленные на всестороннее изучение истории хлеба и культуры хлебопечения.
Всестороннее воспитание личности ребенка
Бацкалёва В.В. Художественная литература как психолого-педагогическая составляющая воспитания детей и молодежи
Batskaleva Victoria V. Fiction as psychological and pedagogical component of education of children and youth (foreign and domestic experience)
Автор рассматривает книготерапию как один из способов психолого-педагогического воздействия на детей и подростков с целью их духовного, нравственного и эстетического воспитания, анализирует различия в подходах зарубежных и отечественных педагогов, психологов и писателей к проблемам развития детей и подростков.
The author considers book therapy as one of the ways of psychological and pedagogical influence on children and adolescents in order to their spiritual, moral and moral-aesthetic education, analyzes the differences in the approaches of foreign and domestic teachers, psychologists and writers to the problems of development of children and adolescents.
Актуальные проблемы дошкольного воспитания
Воробьева И.Н., Рычагова Е.С. Знакомство дошкольников с культурными традициями народов России
Vorobeyva Irina N., Rychagova Elena S. Introducing preschoolers to the cultural traditions of the peoples of Russia
В статье рассматривается вопрос приобщения детей дошкольного возраста к истории и культурным традициям многонациональной страны. Представлен опыт практической работы по воспитанию у дошкольников духовно-нравственных качеств на основе ознакомления с культурным наследием прошлого.
The article discusses the issue of introducing preschool children to the history and cultural traditions of a multinational country. The practical experience of educating preschoolers of spiritual and moral qualities based on familiarization with the cultural heritage of the past is presented.
Кузнецова Е.Г. От игры к исследованию
В статье представлен опыт организации поисково-исследовательской деятельности детей в процессе решения реальной практической задачи — анализа состояния озимых зерновых культур после аномально теплой малоснежной зимы.
Семейный досуг
Девяткина М.А., Вергунова Е.В. Акция «Экосумка вместо пакета!»
Проблема загрязнения целлофановыми пакетами окружающей среды затрагивает всю нашу планету. Что можно предложить взамен полиэтилена? Тема актуальна на сегодняшний день и этим нас заинтересовала.
Возможно, срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того, что бы просматривать электронную версию журнала, вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями вы можете на странице "Электронные подписки"
