Версия для печати

Логопед №8/2016

Тема номера

«Информационные технологии в обучении»

Содержание

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • ГБОУ № 696, Санкт-Петербург
    • ДО ГБОУ СОШ № 1482 Москва
    • ДО ГБОУ школа № 285, Москва
    • ДЦР «Умняша», г. Ярославль
    • Кафедра специального дефектологического образования факультета психологии и педагогики АНО ВО «Российский новый университет», Москва
    • МАДОУ д/с № 8 «Огонек», г. Сургут Тюменской обл.
    • МАДОУ д/с № 62, г. Киселевск Кемеровской обл.
    • МБДОУ д/с № 109, г. Мурманск
    • МБДОУ д/с № 20 «Красная Шапочка», г. Таганрог Ростовской обл.
    • МБДОУ д/с № 28 «Колокольчик», г. Октябрьский, Республика Башкортостан
    • МБДОУ МО Плавский район ЦРР — д/с «Березка», г. Плавск Тульской обл.
    • МБОУ СОШ № 28, г. Мурманск
    • МДОБУ «Морозовский детский сад комбинированного вида», пос. им. Морозова Ленинградской обл.
    • МДОУ ЦРР — д/с № 50 «Золотой ключик», г. Подольск Московской обл.
    • МКДОУ д/с № 28, г. Ревда Свердловской обл.
    • МКДОУ д/с № 109, г. Киров
    • МКДОУ д/с «Солнышко», пос. Караваево Костромского р-на Костромской обл.
    • МКО «Новогуровская СОШ», пос. Новогуровский Алексинского р-на Тульской обл.
    • МКОУ средняя школа №11, г. Михайловка Волгоградской обл.
    • Студия детского развития, пгт Краскино Хасанского р-на Приморского края

    Авторы:

    • Агафонова Лариса Николаевна
    • Баронова Вероника Вячеславовна
    • Бушлякова Рита Григорьевна
    • Горячкина Екатерина Владимировна
    • Дорошенко Оксана Викторовна
    • Жолудь Ирина Васильевна
    • Зайцева Светлана Александровна
    • Зимина Татьяна Алексеевна
    • Кокарева Людмила Викторовна
    • Кострова Наталья Игоревна
    • Олюнина Светлана Васильевна
    • Паршукова Галина Михайловна
    • Рыжова Наталья Владимировна
    • Селиверстова Юлия Андреевна
    • Серкунова Клара Рауфовна
    • Соколовская Юлия Игоревна
    • Спиридонова Юлия Викторовна
    • Федосеева Каринэ Минасовна
    • Фундаева Наталья Викторовна
    • Хмелевская Надежда Сергеевна
    • Хорсека Татьяна Александровна
    • Цветкова Раиса Анатольевна
    • Чонтян Наталья Викторовна
    • Шайдулина Наиля Гаптулзаяновна

Колонка главного редактора

Гость номера

Мастер-класс

Исследования

  • Фундаева Н.В. Основные проблемы интеграции и инклюзии в образовательном пространстве

    Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов (2006), к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Инвалидность — результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

    До недавнего времени доминировала медицинская модель инвалидности, рассматривавшая ее как чисто медицинский вопрос, относимый только к индивиду и требующий только медицинского вмешательства. В настоящее время превалирует социальная модель инвалидности, заложенная в Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, которая расширяет понимание инвалидности и позволяет изучить влияние медицинских, индивидуальных, социальных и экологических факторов на это понятие.

    В группах общеразвивающей направленности специалисты уделяют внимание всем детям в равной степени. Цель инклюзии — дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как о членах сообщества.

    Однако сегодня наше общество еще не готово к введению интегрированного (инклюзивного) обучения в систему общего образования.

Новые формы работы

  • Соколовская Ю.И. Электромассажер Z-Vibe в логопедической практике

    Логопедический массаж — метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Он представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации как произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния детей с речевыми нарушениями.

    Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

    Массаж может служить как общеукрепляющей процедурой, так и лечебной. Мы хотим рассказать о логопедическом массаже с помощью электромассажера Z-Vibe. Это лучшее оборудование для проведения логопедического массажа и подготовки артикуляционных мышц к упражнениям. Электромассажер состоит из алюминиевого корпуса, в который помещен вибратор с элементом питания, а также сменным наконечником на резьбе. Наконечники меняются в зависимости от направленности воздействия.

    Диаметр логопедического массажера не более шариковой ручки. Для его работы используются электрические батарейки. Сменные зонды электромассажера сделаны из пищевой пластмассы, не содержат вредных красителей и выдерживают стерилизацию УФ-лампами.

    Массажер американского производства, но успешно прошел апробацию в России. Принцип работы Z-Vibe состоит в воздействии на язык, внутреннюю и наружную поверхности щек, лоб, подбородок колебаний высокой частоты. Вследствие этих колебаний органы расслабляются, или массажер приводит мышцы в тонус. Все зависит от используемых насадок. Передача тканям мелких быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей.

    Цель массажа с помощью этого устройства — нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Предлагаем обсудить

  • Кокарева Л.В., Кострова Н.И., Чонтян Н.В. Использование интерактивной доски на занятиях с дошкольниками

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в ДОО в настоящее время используются довольно широко, поскольку в последнее время появилось много нормативно-правовых документов, регламентирующих их использование в образовательных организациях.

    Много противников приобщения дошкольников к ИКТ, но еще больше сторонников, и коллектив ДОО № 109, г. Киров, среди них. Мы считаем, что очень важно научить ребенка правильно применять информационные технологии в своей жизни, привить интерес к получению знаний путем их использования, дать понять, что ИКТ — инструмент добывания знаний.

    В образовательном процессе педагоги используют различные информационные носители: компьютеры, проекторы, ноутбуки, планшеты, но наиболее рациональна в работе с дошкольниками интерактивная доска (ИД). Ее можно рассматривать как необходимое современное универсальное оборудование для создания увлекательного, интересного и, самое главное, наглядного образовательного процесса.

    Поскольку у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, интерактивная доска позволяет концентрировать внимание на изучаемом материале достаточно долгое время. Мы используем ИД как дидактическое пособие для образовательной деятельности по познавательному, речевому, художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию.

Методическая гостиная

  • Олюнина С.В. Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» в коррекции звукопроизношения у детей с особыми образовательными потребностями

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании стало обычным явлением. Способность компьютера предоставлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, видео, запоминать и быстро обрабатывать данные позволяет педагогу решать разные задачи.

    Использование компьютерного тренажера в обучении детей с особыми образовательными потребностями доказало свою эффективность и перспективность. Тренажер «Дэльфа-142.1» ориентирован на детей, имеющих нарушения в речевом развитии.

    Цель программы по коррекции зкукопроизношения: использование ИКТ (логопедического тренажера) для оптимизации и повышения эффективности коррекционных занятий на дошкольном логопункте.

  • Рыжова Н.В. Логопедическая помощь дошкольникам с синдромом Дауна

    В статье рассматриваются вопросы оказания логопедической помощи дошкольникам с синдромом Дауна, описываются их психологические особенности, раскрываются основные принципы, методы и приемы работы с ними в условиях детского центра развития.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Федосеева К.М. Путешествие на планету Рубин. Подгрупповое занятие по автоматизации звука Р для детей 5—6 лет

    В статье представлено занятие по автоматизации звука [р].

    Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.

  • Селиверстова Ю.А. Грибное лукошко. Занятие по развитию связной речи в старшей группе

    На занятии дети составляют рассказы-описания с опорой на результаты своей продуктивной деятельности (поделку). Предложенная форма работы вызывает эмоциональный отклик и повышает интерес к занятию.

    Цель: формирование умения составлять рассказ-описание о грибах с опорой на свою поделку.

Досуги и развлечения

  • Шайдулина Н.Г. Мультфильмы для детей. Логопедическое мероприятие в рамках Года российского кино

    2016 год объявлен Годом российского кино. Мы предлагаем мероприятие, посвященное кино. Его цель — создание условий для проявления интеллектуальных, творческих способностей, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок к учебной деятельности, самореализации детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием мультфильмов.

    Данное мероприятие способствуют развитию у старших дошкольников высших психических функций, связной речи, формированию инициативности, социализации.

    Одна из наиболее актуальных проблем в специальном образовании — поиск эффективных методов и приемов, средств коррекции не только речевых нарушений, но и психических процессов, личности, поведения, эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР.

Игры и оборудование

  • Баронова В.В. Учимся считать слоги. Игры на формирование слоговой структуры слова у детей 5—7 лет

    Формирование слоговой структуры слова — одна из основных задач логопеда, работающего с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Однако в основном все пособия по такой важной теме логопед придумывает и делает самостоятельно, а это длительный и кропотливый процесс. Думаем, что предложенный материал пригодится в практической работе, поскольку предлагаемые пособия красочные, увлекательные и простые в применении. Все они апробированы на практике. Педагогам нужно будет только прикрепить к иллюстрациям или картонным фигуркам прозрачные кармашки (из полиэтилена, пластика или др.) — и пособие готово.

  • Паршукова Г.М., Цветкова Р.А. Интерактивные игры с дошкольниками в условиях введения и реализации ФГОС ДО

    В статье представлен опыт использования мультимедийных технологий в образовательной деятельности детского сада, который позволяет значительно расширить способы взаимодействия взрослого и ребенка, сделать коррекционный процесс более продуктивным.

Дискуссия. Спорные вопросы

  • Серкунова К.Р. Шагая в ногу со временем. Актуальные вопросы изучения иностранного языка дошкольниками

    Сегодня предметом широких дискуссий в педагогическом сообществе выступают вопросы, связанные с изучением иностранного языка дошкольниками, поскольку дошкольное детство (с 4—5 лет) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения вторым (иностранным) языком.

    Многие педагоги считают, что раннее начало изучения языка необоснованно усложняет дошкольное образование и излишне «нагромождает» умственное развитие, «лишает ребенка детства».

    Однако опыт отечественных и зарубежных исследований по обучению дошкольников английскому языку показывает, что изу­чение иностранного языка в случае правильной организации занятий развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень. Современные родители и педагоги признают тот факт, что изучение иностранного языка в дошкольном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Жолудь И.В. Коррекция невротической формы заикания у младших школьников

    Мы продолжаем рассматривать систему логопедической работы в коррекции невротической формы заикания у младших школьников.*

    *Продолжение статьи. Начало см.: журнал  «Логопед» № 7/2016

  • Бушлякова Р.Г. Современные педагогические технологии в работе с первоклассниками с ОНР

    В связи с увеличением количества первоклассников с особыми образовательными потребностями для учителя-логопеда актуален поиск новых образовательных технологий, направленных на оптимизацию педагогического взаимодействия и способствующих гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей.

    Все дети имеют равные возможности для получения качественного начального образования и должны быть обеспечены специальными условиями обучения для своего индивидуального развития [5]. К специальным условиям обучения детей с особыми образовательными потребности в школе относятся технически оснащенные классы или кабинеты, специальные учебные программы и индивидуальные образовательные маршруты, разработанные с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, коррекционные групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом.

    К детям с особыми образовательными потребностями относятся ученики с низким уровнем развития устной речи или общим ее недоразвитием (ОНР) и имеющие билингвизм.

  • Агафонова Л.Н. Олимпиада по русскому языку для начальной школы

    Одно из направлений деятельности учителя-логопеда в общеобразовательной школе — тесное сотрудничество с учителями начального звена. Точек взаимодействия много. Одной из них, как выяснилось, может стать совместная разработка заданий школьной олимпиады по русскому языку для учащихся начальной школы. Подобная практика позволяет разнообразить программу испытаний интересными, нестандартными заданиями для одной стороны. Для другой же дает возможность по-иному взглянуть на процесс формирования письма, поскольку система заданий для участников олимпиады строится с учетом этапов становления письменной деятельности и сопутствующих значимых умений.

    Для каждой параллели перечень испытательных заданий олимпиады состоит из 10 пунктов. Пять из них разрабатываются учителем-логопедом, другие пять — педагогами начального звена.

Актуально!

Молодому логопеду

  • Зайцева С.А. Мнемотехника и моделирование при обучении рассказыванию детей с ОНР

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) решают мыслительные задачи с помощью внешних средств, наглядный материал они усваивают лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). В связи с этим для обучения их рассказыванию наиболее приемлемы мнемотехника и метод моделирования.

    Наглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание текстов, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений, действий. Главное — все изображенное должно быть понятно детям. Мнемотехника основана на установлении ассоциаций. В педагогике ее называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (В.К. Воробьева), предметно-схематическими моделями (Т.А. Ткаченко), блоками-квадратами (В.П. Глухов), коллажем (Т.В. Большова), схемой составления рассказа (Л.Н. Ефименкова).

    Поэтому мнемотехника зачастую смешивается с моделированием и ее можно считать его частью.

Секреты профессии

  • Спиридонова Ю.В., Зимина Т.А. Мы едем в зоопарк. Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения для детей 5—7 лет

    В статье представлен опыт работы по формированию звукопроизношения у старших дошкольников. В предлагаемом индивидуальном занятии приводятся игровые приемы, направленные на мотивацию ребенка и формирование групп шипящих звуков и звука [л].

Это интересно

  • Горячкина Е.В. Составление описательных рассказов по опорным схемам для старших дошкольников

    В статье рассматривается ме­тодика обучения старших дошкольников связной речи. Предложена разработка занятия по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем. Также приводятся методические рекомендации родителям для работы с детьми в домашних условиях.

Добрые странички

  • Хорсека Т.А. Сказка в детских ладошках. Пальчиковый кукольный театр

    Пальчиковый кукольный театр — сказочный мир детства, в котором ребенок переживает незабываемые моменты счастья, открывает для себя радость познания окружающего. Сказка сопровождает ребенка с самого рождения. Она начинается с колыбельной песни матери, склонившейся над детской кроваткой, с книжек-малюток с веселыми прибаутками и стишками, которые читают взрослые. Пальчиковый театр дает необыкновенную возможность поселить сказку в детских ладошках и помочь ребенку перевоплотиться в какого-нибудь героя.

    Пальчиковые театрализованные спектакли вызывают у детей море положительных эмоций, повышают самооценку. Пальчиковый театр — источник для развития воображения, фантазии, мышления и, конечно, эмоциональной выразительности речи. Для учителей-логопедов последнее особенно важно.

  • Хмелевская Н.С. Значение русской народной игрушки в коррекции и развитии дошкольников

    В статье рассказывается о мно­гообразии методов использования русской народной игрушки в рамках современной коррекционной науки.

    Народная игрушка — традиционный элемент процесса образования. Через игрушку и игру ребенок узнает мир, адаптируется в обществе. Русская народная игрушка имеет свою историю, которая подтверждает, что она не случайное явление, а значительная часть народного искусства, имеющая свои традиции, но несправедливо забытая. Наши дети не знают таких игр, как: «Бабки», «Блошки», «Веревочка», «Закидушка», «Кубарь», «Малечина-Калечина», «Бирюльки», «Свинки», «Фурчалка», «Чижик», «Жаворонок». Их не знают и взрослые. Ознакомление с игрушкой, ее презентация зачастую вызывают бурю эмоций и восхищение. Часто играя с ней, взрослый «попадает» в период его активного детства, испытывает радость от игры и ощущение близости родовых обычаев.

Литературные странички

  • Информационные технологии

    Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства. А. Кларк

    Любая реальность является суммой информационных технологий. В. Пелевин

    Есть два подхода к программированию. Первый — сделать программу настолько простой, чтобы в ней очевидно не было ошибок. А второй — сделать ее настолько сложной, чтобы в ней не было очевидных ошибок. Ч.Э.Р. Хоар

    Интернет — крупнейшая в мире библиотека, только все книги разбросаны по полу. Дж. А. Паулос

    Интернет изменяет все, чего бы ни коснулся, а касается он практически всего. Дж. Эллис

    Источник: www.goodwebs.ru

Смешные странички

  • Дети о компьютере

    «У меня много друзей, мы с ними играем. И в компьютер я тоже играю вместе с папой в шахматы». Дима, 6 лет

    «У нас дома есть компьютер. Он один, а нас много. И все занимаются за компьютером по расписанию. Но я не хожу в школу, поэтому мне его не дают, и нет еще расписания». Саша, 5 лет

    «Компьютер — умная машина. Он может печатать, играть. И все про всех знает». Оля, 4 года

Знаете ли Вы

  • Игры для Тигры

    Специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» адресована прежде всего специалистам — логопедам и дефектологам, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованными в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой.

    Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика (интонация — тон, интенсивность, длительность)», «Фонематика», «Лексика».

    Источник: www.vitascan.ru

  • Информационные технологии

    Информационная технология обучения (ИТО) — педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

    Для получения образования на базе компьютерных технологий необходимо три основных компонента: аппаратно-программный базис, подготовленный преподаватель и электронные учебные материалы — образовательные электронные издания и ресурсы.

    Виды электронных изданий и ресурсов:

    • информационно-справочные (энциклопедии, справочники, словари, атласы);
    • учебные (получение информации, практические занятия, аттестация) — представляют собой учебные пособия, содержащие систематизированный материал;
    • общекультурного характера (виртуальные экскурсии, путешествия по городам мира, ознакомление с мировой художественной культурой).

    Электронные ресурсы и издания по исполнению разделяются на электронные издания на оптических носителях, сетевые информационные ресурсы, комбинированные (диск и сеть).

    При разработке электронных информационных ресурсов (ЭИР) необходимо опираться на две аксиомы, при соблюдении которых многие недостатки использования ЭИР нивелируются:

    • электронное издание не должно дублировать книгу (практическое пособие для детей с нарушениями в развитии), а должно быть нацелено на задачи, которые полиграфические издания не решают.

    Источник: www.logomag.ru

Спутник журнала

  • Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет

    Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 8)

    Развитие мелкой моторики у детей 3—5 лет

    Автор: А.В. Артемьева

    В пособии представлены организационно-методические, практические основы и диагностика уровня развития мелкой моторики, а также занятия по развитию мелкой моторики для детей 3—5 лет с элементами изодеятельности, пальчикового театра, рукоделия и использованием дидактических игр.

    Задачи предлагаемых занятий:

    • создавать условия для развития мелкой моторики у дошкольников;
    • развивать познавательные процессы, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, речь;
    • формировать умение производить точные движения кистью и пальцами рук;
    • развивать координацию, психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие).
  • Учебно-игровой комплект «Кто в домике живет»

    Представляем приложения к журналу «Логопед» (2016, № 8)

    Учебно-игровой комплект «Кто в домике живет»

    Автор: Е.В. Васильева

    В этом выпуске представлен учебно-игровой комплект для групповых и индивидуальных занятий для развития зрительного внимания и ориентировки в пространстве детей 5—8 лет.

    В комплект входят: 8 листов формата А4 на картоне, инструкция по работе с комплектом и описание игр.

    Данный учебно-игровой комплект для индивидуальных и групповых занятий поможет:

    • отработать понятия «лево», «право», «прямо»;
    • устранить проблему зеркальности письма;
    • запомнить образы букв и цифр;
    • повысить внимание и улучшить зрительную память.

    Материал идеально подходит для обучения в игровой форме. Красочные рисунки сделают обучение радостным и интересным, а игры превратят занятие в захватывающее соревнование.

Книжная полка

Вести из Сети

Как подписаться

Анонс

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Логопед
  • Год: 2016
  • Номер: 8
Прочитано 5734 раз
Оцените материал
(4 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии