Медработник ДОУ №2/2016

Содержание

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • ГБОУ «Школа № 121», Москва
    • Д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва
    • Кафедра биомеханики и медико-биологических дисциплин Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Республика Адыгея
    • Кафедра оториноларингологии ГБОУ ВПО «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ярославль
    • Кафедра поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО «Яро­славский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ярославль
    • Кафедра поликлинической педиатрии ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России, Москва
    • МБДОУ д/с №1 «Березка», с. имени Бабушкина Вологодской обл.
    • МБДОУ д/с комбинированного вида № 37, г. Армавир Краснодарского края
    • МБДОУ д/с присмотра и оздоровления № 58 «Незабудка», г. Вологда
    • МДОБУ «Азановский детский сад "Колосок"», с. Азаново Медведевского р-на, Республика Марий Эл
    • МДОУ д/с № 18, пос. Тарбагатай Забайкальского края
    • Отдел фтизиатрии Центрального НИИ туберкулеза Российской академии медицинских наук, Москва
    • Региональная общественная организация Совет матерей «Материнское сердце» Республики Башкортостан, г. Уфа
    • СП № 3 ГБОУ СОШ № 771, Москва
    • Факультет дошкольного и начального образования ФГОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия», г. Армавир Краснодарского края
    • ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва

    Авторы:

    • Богданова Елена Андреевна
    • Брайловский Леонид
    • Бубнова Марина Вениаминовна
    • Бырихина Виктория Владимировна
    • Васильева Ирина Анатольевна
    • Ганузин Валерий Михайлович
    • Доронина Наталья Васильевна
    • Зинатуллина Юлия Геннадьевна
    • Иванова Наталья
    • Иванова Юлия Михайловна
    • Ивашина Ирина Владимировна
    • Кагазежева Нурьят Хазерталевна
    • Карпова Наталья
    • Клюева Елена Львовна
    • Коломийцева Наталья Сергеевна
    • Копылов Юрий Анатольевич
    • Кузнецова Вера Васильевна
    • Лункина Елена Николаевна
    • Лытаева Анна Анатольевна
    • Махина Людмила Федоровна
    • Печора Ксения Люциановна
    • Родионова Оксана Николаевна

Колонка главного редактора

  • Макарова Л.В. Всемирный день борьбы с туберкулезом

Гость номера

  • У нас в гостях Ирина Анатольевна Васильева

Гигиена

Оздоровительная работа

  • Лытаева А.А. Здоровьесберегающие технологии в экологическом образовании дошкольников

    Здоровье — одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Жизнь в XXI в. ставит много проблем, среди которых самая актуальная — проблема сохранения и укрепления психического и физического здоровья каждого ребенка, ведь достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.

    На фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего здоровья. Этому и должно уделяться как можно больше внимания в ДОО. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей крайне мало — около 1%. Большинство дошкольников страдают заболеваниями желудка, кишечника, печени; состоят на учете у специалистов (аллерголога, невролога, дерматолога). Очень часто встречаются анемии, поражения позвоночника. Многие дети не могут нормально учиться из-за того, что у них болит голова, наблюдаются повышенная возбудимость, слабая память и плохое восприятие, они быстро утомляются.

    Одной из причин частых и длительных заболеваний детей — неблагополучие окружающей среды. Повышенно содержание различных чужеродных веществ в воздухе, воде, продуктах питания сопровождается накоплением их в организме, что приводит, в конечном счете, к снижению иммунной защиты. Острые экологические проблемы в нашей стране порождает бессистемная, разрушительная эксплуатация природы и ее ресурсов. Выход из экологического кризиса возможен только при условии коренного изменения политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых отношений человека и природы. Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения людей этих проблем не решить. Формирование экологической культуры и экологического мышления, сознания — единственный для человеческого общества выход из экологического кризиса, ведь каков человек, какова его деятельность, такова и окружающая среда.

  • Богданова Е.А. Укрепляем здоровье с помощью музыки в кружке «Домисолька»

    Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции различных областей образовательной программы ДОО требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе в сфере музыкального воспитания.

    По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

    В связи с этим возникает необходимость целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья детей на всех ступенях системы образования. И детский сад следует рассматривать как первую ступень валеологического образования, а весь процесс жизнедеятельности ребенка в ДОО направлять на сохранение и укрепление здоровья. Поэтому педагоги детских садов, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения, цель которых — создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья своего и окружающих.

    Пение — действенный метод эстетического воспитания. В процессе пения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор.

    Кроме развивающих и обу­чающих задач пение решает еще одну немаловажную задачу — оздоровительно-коррекционную. Оно благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство для снятия напряжения и гармонизации личности. С его помощью можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для дошкольников с речевой патологией пение выступает одним из факторов улучшения речи.

Здоровый образ жизни

  • Клюева Е.Л. Формирование осознанного отношения к своему здоровью на занятиях физической культурой и плаванием

    Самый верный путь к здоровью, физическому совершенствованию, красоте и долголетию — соблюдение правил режима дня, разумное сочетание здоровых отдыха, питания, творческого труда и физических упражнений. Физическое здоровье — важнейшая предпосылка к правильному формированию характера, проявлению инициативы, дарований и природных способностей. Развитие, обретаемое в движении, касается как двигательного аппарата, так и всех областей головного мозга и умственных способностей. И чтобы сохранить и укрепить здоровье, нужно хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь представление о том, что полезно, а что вредно, а главное — грамотно и активно о нем заботиться. Только познавая свою природу, человек осознает свои возможности.

    Навыки здорового образа жизни (ЗОЖ) у ребенка развиваются, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования. Формирование ЗОЖ — развитие разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию, стремление быть здоровым, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

    По тому, как ребенок относится к здоровью своему и окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Все это возможно при правильном воспитании и обучении детей, начиная с раннего возраста. Детям необходимо дать достоверную и доходчивую информацию о здоровье, ЗОЖ, позволить ее усвоить и затем выработать соответствующие умения и навыки.

    Один из важных компонентов ЗОЖ — двигательная (физическая) активность. Ею можно заниматься в любое время и без ущерба для здоровья. Систематические занятия физической культурой и спортом закаляют организм, предохраняют его от различных болезней, в первую очередь, простудных. Для успешного физического воспитания прежде всего дети сами должны понимать его значение и роль в развитии и укреплении здоровья. Надежное средство сохранения здоровья — регулярные занятия физическими упражнениями, привычку к которым надо воспитывать с рождения. Поэтому, организуя физкультурно-оздоровительную работу, мы развиваем не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к ЗОЖ.

Педиатрия

Здоровый ребёнок

  • Лункина Е.Н. Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому)

    Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).

    Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.

    Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

    Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каж­дого индивидуальные свой­ства психики, способности и инте­ресы.

    Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

    Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

    Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Реабилитация

  • Ганузин В.М. Реабилитация иммунокомпрометированных часто и длительно болеющих детей

    Детей, подверженных частым острым респираторным заболеваниям (ОРЗ), принято называть часто болеющими. Иногда, чтобы подчеркнуть особенности течения респираторных инфекций (их затяжной характер) у этой категории, используется термин «часто и длительно болеющие дети». Таким образом, часто болеющие дети (ЧБД) — группа детей, характеризующаяся более высоким по сравнению со сверстниками уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями. К ЧБД относят детей, у которых частые ОРЗ возникают в силу эпидемиологических причин из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма [4].

    Актуальность проблемы обу­словлена высокой распространенностью синдрома ЧБД. Среди детей раннего возраста, посещающих ДОО, в группу ЧБД могут входить до 50% детей. В.Ю. Альбицкий и А.А. Баранов (Горьковский НИИ педиатрии) разработали возрастные критерии включения детей в группу ЧДБ: для детей до 1 года — 4 и более острых заболеваний в год; для детей от 1 года до 3 лет — 6 и более острых заболеваний в год; для детей 4—5 лет — 5 и более острых заболеваний в год; для детей старше 5 лет — 4 и более эпизодов острых заболеваний в год [1].

    Среди детей с частыми респираторными заболеваниями выделяют группу иммунокомпрометированных часто и длительно болеющих детей. Ведущие клинические критерии иммунокомпрометированных часто болеющих детей: резистентность (неотвечаемость или плохая отвечаемость) на традиционную терапию ОРЗ; частота повторных инфекций, превышающая допустимый возрастной уровень (от 6 до 24 раз в год; длительность ОРЗ превышает 7 дней); сопровождение ОРВИ обострениями хронических очагов бактериальной инфекции: хронических тонзиллита, риносинусита и др.); осложнение ОРВИ повторными пневмониями бактериальной этиологии, резистентными или плохо отвечающими на традиционную терапию.

    Нарушения иммунитета у иммунокомпрометированных часто болеющих детей связаны с дефектами гуморального и клеточного иммунитета. Поэтому формирование контингента иммунокомпрометированных часто болеющих детей преимущественно связано с персистенцией вирусных и бактериальных агентов на фоне нарушения иммунитета. Вероятно, на формирование этой группы влияет и генетическая предрасположенность, реализующаяся под воздействием неблагоприятных условий внешней среды.

    Для профилактики частых заболеваний у детей, относящихся к группе риска, могут быть полезны следующие рекомендации: подготовка ребенка и родителей участковым педиатром к поступлению в ДОО, оформление детей из группы риска по синдрому частых заболеваний в детский сад не ранее 2,5—3 лет, организация оптимальной системы мероприятий в ДОО в период адаптации для вновь принятых детей.

Неотложка

  • Бырихина В.В. Носовые кровотечения у детей

    Носовое кровотечение (НК), или эпистаксис (epistaxis, от греч. «капля за каплей»), занимает важное место среди патологии ЛОР-органов у детей. По данным отечественных авторов, она занимает первое место по частоте среди самопроизвольных кровотечений и составляет 3—5% от общего числа госпитализированных в ЛОР-стационары. Различий по числу и характеру НК при прочих равных условиях между мальчиками и девочками нет.

    Как правило, НК встречаются у детей в возрасте от 2 до 10 лет, с пиком от 3 до 8 лет. У детей кровотечение из носа наблюдаются в 4—5 раз чаще, чем у взрослых. Как часто они возникают, доподлинно неизвестно, поскольку лишь небольшое число пациентов обращаются к врачу.

    Носовые кровотечения обычно возникают внезапно. В большинстве случаев они не опасны для жизни, но могут сопровождаться значительной кровопотерей, пугающей как самого ребенка, так и окружающих. Это обусловлено определенными анатомо-физиологическими особенностями.

    Нос ребенка относительно мал. Носовые ходы узкие. Слизистая оболочка полости носа нежная, рыхлая, легко повреждается. Для обеспечения основных функций по согреванию и очищению воздуха, обезвреживанию микробов и вирусов слизистая оболочка имеет обильное кровоснабжение. Полость носа кровоснабжается системой внутренней и наружной сонных артерий, которые являются одними из самых крупных сосудов человеческого организма и в большом количестве переплетающися между собой. В передних отделах носовой перегородки (передне-нижнем отделе костно-хрящевой пластинки) они образуют особое сосудистое сплетение, получившее название зона Киссельбаха, или зона Литтла. Это сплетение расположено поверхностно и в 90% случаев служит источником носовых кровотечений. Кроме того, стенки этих сосудов в детском возрасте находятся в стадии формирования и часто теряют целостность из-за ряда факторов внешнего и внутреннего происхождения.

    По характеру проявления носовое кровотечение может быть незначительным, в виде капель, и обильным (профузным), крат­ковременным и длительным, одно- и многократным, рецидивирующим через различные промежутки времени.

Профилактика заболеваний

  • Кагазежева Н.Х., Коломийцева Н.С., Доронина Н.В. Особенности занятий физической культурой с часто болеющими дошкольниками

    В современных, крайне неблагоприятных социально-экономических и экологических условиях отмечается тенденция к увеличению числа детей с различными нарушениями состояния здоровья. Так, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, в России уже в ­90-е гг. XX в. практически здоровыми рождалось не более 14% детей, 25—35% пришедших в первый класс имеют физические недостатки или хронические заболевания. К сожалению, и в настоящее время исследования свидетельствуют об ухудшении здоровья современных детей.

    Важным фактором здоровья служит физическая активность. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда. Маленькому ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганьем, лазанье по деревьям, любое физическое напряжение. К сожалению, и воспитатели и родители сдерживают активность дошкольников, не позволяют им свободно двигаться и тем наносят вред их здоровью.

    Часто болеющими можно считать детей до 1 года, если острые респираторные заболевания (ОРЗ) случаются 4 раза в год и более, детей 1—3 лет при 6 заболеваниях и более, а детей 3—5 лет при 5 ОРЗ и более. Ребенок может болеть не только часто, но и продолжительно, например 10—14 дней одно ОРЗ. Длительно болеющие дети также могут быть отнесены к категории часто болеющих.

Педагогика

Физическое воспитание

  • Копылов Ю.А., Ивашина И.В. Воспитание мотивации дошкольников к занятиям физическими упражнениями

    Одна из важнейших задач воспитания дошкольников — поиск средств и методов для обеспечения физического развития, укрепления здоровья средствами и методами физической культуры. Для решения этой проблемы может использоваться воспитание мотивации к занятиям физическими упражнениями в структуре учебных программ детских садов.

    Необходимость рассмотрения данного вопроса вызвана низким уровнем общего функционального состояния организма дошкольников и невысокой эффективностью организации их физического воспитания. Несмотря на несомненную пользу воспитания мотивации к занятиям физическими упражнениями решение этой проблемы тормозится из-за отсутствия четких приоритетных положений [5].

    Мотивационная сфера личности — важный фактор, определяющий внутреннее состояние и внешнее поведение человека [11]. Термин «мотивация» в литературе трактуется по-разному. Вместе с тем можно выделить то общее, что объединяет разные точки зрения. Исследователи сходятся на том, что мотивация служит побудительным механизмом, способствующим воплощению в жизнь разнообразных действий и влечений.

    Дошкольный возраст — период эффективного воспитания мотивов к выполнению различной деятельности, в том числе к занятиям физическими упражнениями. Мотивы выступают движущими силами поведения человека. По мнению большинства исследователей, мотивом служит только осознанная потребность, и лишь в том случае, когда ее удовлетворение превращается в привычку [8].

Психологическая помощь

  • Иванова Ю.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска

    Легче найти воспитанника, ни разу не совершившего безнравственного поступка, чем такого, который совершил бы его только один раз. Проявления отклоняющегося поведения настолько разнообразны, что педагогу бывает очень трудно разглядеть за ними общие признаки. Сочетаясь самым причудливым образом, они дают неповторимые картины индивидуальности. Перефразируя классика, можно сказать: «Все счастливые дети счастливы одинаково, каждый несчастный ребенок несчастен по-своему».

    Дети группы риска — категория, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни больше других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

    В нашем детском саду ведется психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска и их семей. Работа базируется на тесном взаимодействии педагогов ДОО.

    Ежегодно в начале учебного года создается банк данных семей, посещающих детский сад. Коллектив (заведующий, воспитатель, специалисты) заполняет карты воспитанников, составляет социальный паспорт ДОО. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая диагностика.

    На следующем этапе работы по психолого-педагогическому сопровождению проводится выявление детей, входящих в группу риска. Для этого используются следующие виды диагностического обследования: скрининговая, углубленная диагностика, динамическое обследование (в течение года), итоговая диагностика.

  • Печора К.Л. Готовность воспитанников домов ребенка к переходу в новые условия жизни

    Проблема адаптации детей к новым условиям жизни очень актуальна. Особое значение она имеет для детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, а именно в домах ребенка. Закрытые детские учреждения — дома ребенка, детские дома, приюты — существуют с незапамятных времен. Воспитание и развитие детей в них должно способствовать адаптации к непривычным для них условиям.

    На наш взгляд, вопросы депривации и готовности перехода в новые условия жизни (из группы в группу, в другое закрытое учреждение, переезд в семью усыновителей) связаны между собой.

    Как известно, физиологической основой адаптации служит формирование стереотипов, помогающих ребенку с момента рождения приспособиться к новым условиям жизни. Изменения таких стереотипов, как температура воздуха, способ вскармливания, режим дня, отрицательно влияют уже с первых дней жизни. В дальнейшем могут меняться методики проведения режимных процессов, происходить отрыв от близкого человека. Важно формировать адаптационные механизмы, которые способствуют преодолению психологических преград в процессе адаптации.

    Мы проанализировали явление депривации в домах ребенка. Одним из показателей, определяющих развитие ребенка, служит уровень его психического развития, который должен соответствовать возрастным нормам. В раннем возрасте он зависит в большей степени от биологического анамнеза, состояния здоровья ребенка, генетических факторов. В последние годы в дома ребенка попадают дети с отягощенным анамнезом, что не может не сказаться на уровне их психического развития.

    Задержка в развитии ребенка наблюдается остро после 7—9 мес. и особенно на втором году жизни. Объяснение этому фактору мы находим в том, что с первых месяцев не формируется ведущий вид деятельности — общение со взрослыми, в частности, чувство надежной привязанности к кому-либо из взрослых. Ее предпосылки формируются в трехмесячном возрасте (комплекс оживления, зрительные, слуховые дифференцировки, узнавание близких), а возникает это чувство с 9 мес. до 1 года, резко отличаясь от аффективной привязанности, и зависит от поведения взрослых, которые быстро реагируют на потребности ребенка, вызывают инициативную эмоциональную реакцию. У них наблюдается высокая мотивация к достижению успешности ребенка. В этом случае дети активно обследуют среду, отделение от взрослого огорчает их ненадолго, а при встрече с ним они проявляют радость. Ребенок уверен в себе, находчив, любо­знателен, инициативен, успешно социализируется.

    Отсутствие проявления такого свойства личности, как инициативность, отражает депривация, мешающая адаптации к новым условиям жизни. Поэтому у воспитанников домов ребенка прежде всего необходимо определить наличие надежной привязанности, способствующей развитию инициативности, активности, уверенности в себе. Наблюдения за дошкольниками в закрытых детских учреждениях выявили, что у них преобладает чувство ненадежной, так называемой избегающей, привязанности (ребенок не активен, на уход взрослого не реагирует, а при встрече с ним избегает общения).

Коррекционная работа

  • Родионова О.Н., Кузнецова В.В. Профилактика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного дошкольного образования

    Распространение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях способствует полноценной реализации прав детей на получение доступного образования.

    Здоровье — приоритетная человеческая ценность, обеспечивающая активность человека во всех видах деятельности. Именно поэтому вопросы, связанные с развитием здорового человека, становлением здоровой во всех отношениях личности в современном мире так значимы. Это позволяет говорить не только об отдельных технологиях оздоровления, но и о единой «политике здоровья», включающей предупреждение факторов риска для здоровья, раннее выявление детей с ОВЗ, формирование навыков здорового образа жизни населения, подготовку специалистов в области воспитания и обучения детей с ОВЗ.

    В современной литературе нет единого устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих нарушения в развитии. Долгое время использовались понятия: «дети со специальными проблемами», «дети с недостатками в развитии», «аномальные дети», «дети-инвалиды». Последнее получило наиболее широкое распространение в силу того, что практически все люди с отклонениями в здоровье имеют определенную группу инвалидности. В международной практике наиболее распространенным стал термин «дети с ограниченными возможностями здоровья».

    Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и личностном развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении. Приобретение ими социального опыта, включение в существующую систему общественных отношений требует от специалистов компетентных решений и действий.

    Наиболее распространенной формой получения образования детьми с ОВЗ в настоящее время в России является специальное (коррекционное) образование. Однако процесс их интеграции в образовательные учреждения России активизируется, апробируются разнообразные модели и формы взаимодействия специального и массового образования, предпринимаются попытки создания адекватных условий для наиболее полной социальной адаптации и развития личности таких детей.

    В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ОВЗ.

Педагогическая копилка

  • Бубнова М.В., Махина Л.Ф. Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями детей с туберкулезной интоксикацией

    Какая радость видеть своего ребенка здоровым, веселым и крепким. Развитие и здоровье детей начинаются с организации правильного образа жизни в семье и детском саду. Первые педагоги — родители. Они закладывают основы нравственного, физического, интеллектуального развития, а педагоги в ДОО должны сохранить и укрепить здоровье детей, развить их способности.

    Детский сад «Незабудка» посещают дети, инфицированные туберкулезом, переболевшие им, а также находящиеся в контакте с больными. В ДОО № 58 воспитанники пребывают круглосуточно. Очень важно, чтобы адаптация к детскому саду прошла успешно. Родители в данном случае — полноценные участники воспитательно-оздоровительного процесса. «Проживание» родителями всех проблем ребенка, их совместная деятельность — наша главная задача. Активно общаясь, помогая друг другу, овладевая искусством вести диалог, мы находим позитивные способы сотрудничества. Педагоги нашего детского сада стараются создать у детей чувство психологического комфорта, вызвать интерес к занятиям музыкой и физической культурой, сформировать навыки здорового образа жизни, способствуют эмоциональному взаимодействию ребенка и взрослого, включают родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Актуально

Нормативные документы

  • Постановление Главного государственного санитарного врача от 22 октября 2013 г. №  60 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 “Профилактика туберкулеза”» (извлечение)

Профессиональный рост

  • Зинатуллина Ю.Г. В Башкирии стартовал проект по обучению родителей детей-инвалидов профессии реабилитолога

    Зинатуллина Ю.Г., член Региональной общественной организации Совет матерей «Материнское сердце» Республики Башкортостан, г. Уфа

    В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (БГПУ) стартовал уникальный социальный проект, не имеющий аналогов ни в одном из регионов России, — курсы по обучению родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проект инициирован председателем Региональной общественной организации Совет матерей «Материнское сердце» Республики Башкортостан Гульшат Ахатовной Ибрагимовой и руководителем Центра инклюзивного образования БГПУ Гузель Газимовной Саитгалиевой.

    Цель нового педагогического курса — подготовка родителя-специалиста, способного осуществлять комплексное сопровождение ребенка с инвалидностью на всех его возрастных этапах. В программе обучения предусмотрены медицинский, психолого-педагогический и социальные модули, включающие теоретические и практико-ориентированные занятия. Для проведения занятий приглашены высококвалифицированные специалисты, педагоги и практикующие медики. Обучающиеся смогут получить консультации по вопросам диагностики состояния, развития, воспитания и обучения детей с инвалидностью, по правовым вопросам и многим другим аспектам. Полученные знания помогут родителям реализовать право их детей на качественную и независимую жизнь.

    «Новый курс стартовал в октябре, обучение будет проходить целый год, в программе переподготовки предусмотрены три сессии сроком на один месяц. По окончании родители получат диплом специалиста по комплексной реабилитации в социальной сфере и смогут трудоустроиться в реабилитационные центры или в те учреждения, где осуществляется реабилитация их ребенка, — рассказала Гузель Саитгалиева. — Прежде специалистов данной профессии наш вуз не выпускал. Кроме того, не было профессиональных стандартов по этой специальности. Так, в 2013/14 уч. г. в БГПУ в рамках другой подобной программы прошли обучение девять матерей детей с ОВЗ, они получили комплексные знания по сопровождению ребенка-инвалида.

    Но официально данной специальности тогда еще не было».

    Пройти переподготовку по новой специальности изъявили желание 20 родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, среди них — 19 матерей и один отец. Некоторые из них имеют не одно высшее образование, возраст студентов-родителей от 30 до 50 лет.

    Учебный план Программы разработан в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» и рассчитан на один год обучения. Программа реализуется в режиме проведения трех очных сессий с учебными занятиями и завершается выполнением выпускной квалификационной работы.

    Профессиональная переподготовка по данной программе будет способствовать формированию родителя как специалиста, готового содействовать созданию в реабилитационных учреждениях и образовательных организациях комплексной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детям с инвалидностью и с ОВЗ в решении задач развития, обучения, воспитания, реабилитации и социализации, прежде всего своего ребенка, а также возможности трудоустроиться по полученной профессии.

    В новом педагогическом проекте задействован профессорско-преподавательский состав университета, а также авторитетные специалисты в области медицинской, психолого-педагогической реабилитации, логопедии, дефектологии Уфы и Башкортостана.

    Социальный проект по обучению родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, получил финансовую поддержку администрации г. Уфы в размере 250 тыс. рублей. Родители оплачивают за курс лишь 10 тыс. Как рассказали в Центре инклюзивного образования БГПУ, с будущего года в рамках нового этапа реализации федеральной целевой программы «Доступная среда» переподготовка по новой специальности станет систематической.

Литературные странички

  • О медицине в стихах

    Стихи от нескольких авторов, присылаемые в наше издательство

Книжная полка 

Мудрые высказывания 

  • Цитаты известных людей

    Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А. Сухомлинский

    Природа нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому, что она естественна. В. Гумбольдт

    Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи

А знаете ли вы? 

  • Генрих Герман Роберт Кох

    Великий немецкий ученый  микробиолог Генрих Герман Роберт Кох (11 декабря 1843 — 27 мая 1910) — один из основоположников современной бактериологии и эпидемиологии. Он впервые выделил бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулезную палочку. В 1905 году за исследования туберкулеза Роберт Кох стал лауреатом Нобелевской премией по физиологии и медицине.

  • Перед прививкой надо выспаться

    Хронический недосып снижает эффективность вакцин, считают исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, США. Они нашли дополнительное подтверждение тому, что сон и иммунная система тесно связаны.

    Для исследования ученые пригласили 120 некурящих взрослых в возрасте от 40 до 60 лет. Исследователи ввели добровольцам вакцину против гепатита В по традиционной схеме и оценили уровень антител у них в крови. Кроме того, исследователи выяснили, какой образ жизни ведут участники эксперимента — в том числе и качество их сна.

    Результаты исследования показали, что у людей, которые спали менее шести часов в день, в 11,5 раз больше шансов быть не защищенными вакциной против гепатита В, чем у тех, кто спал хотя бы семь часов в сутки.

    По мнению ученых, нарушения сна серьезно влияют на деятельность иммунной системы человека, повышая риск развития различных заболеваний. Специалисты отмечают, что недосып можно по праву отнести к факторам риска, которые влияют на эффективность вакцинации.

    Источник: www.takzdorovo.ru

Роспотребнадзор сообщает 

  • Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям

    Приказом от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» Министерства здравоохранения Российской Федерации внесены изменения, касающиеся упразднения второй ревакцинации БЦЖ в 14-летнем возрасте.

    По состоянию на 1 января 2015 г. в Российской Федерации прививки против туберкулеза получили 2 105 832 чел. (2013 г. — 2 089 055 чел., 2012 г. — 2 123 038 чел.). Привиты 1 765 423 новорожденных (2013 г. — 1 725 710, 2012 г. —1 735 761 чел.), в том числе своевременно прививки в декретированном возрасте получили 1 710 077 новорожденных, что составляет 96,8% (в 2013 г. — 1 603 469 и 92,9%; в 2012 г. — 1 679 070 и 96,7% соответственно).

    Охват новорожденных своевременной вакцинацией БЦЖ в 2003—2014 гг. в целом по стране превышал требуемый минимальный уровень 95%. Однако наметилась тенденция снижения этого показателя с 96,8% в 2003 г. до 95,1 в 2011 г. и 95,6 в 2014 г., что связано с отказами родителей от вакцинации новорожденных в родильных домах.

    Из Государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году»

Как подписаться 

Анонс 

 

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

  • Журнал: Медработник ДОУ
  • Год: 2016
  • Номер: 2
Прочитано 1684 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Связаться с нами можно:

  • Адрес:  г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
  • Тел: (495) 656-70-33
  • Email: site@tc-sfera.ru
  • Email: sfera@tc-sfera.ru

ОГРН/ИНН приема платежей:

305770001518770 / 771600369268

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868

white black paw