Игровая деятельность в условиях лекотеки

Ахметзянова Л.Р., социальный педагог ГБОУ д/с № 1221;

Бабенкова Е.А., канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник ФГНУ
«Институт возрастной физиологии» РАО, Москва

Сегодня здоровье выступает социально значимым элементом, наиболее остро определяющим специфику современного состояния общества. Актуальность проблемы видна в противоречии между необходимостью растить здоровых детей и низким уровнем физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Поэтому одна из важных задач решения проблемы — формирование культуры здорового и безопасного образа жизни ребенка во всех его проявлениях. Это физическое, психическое, социальное и духовное оздоровление человека, которое начинается с малых лет в семье и детском саду, а школа продолжает эти традиции и готовит ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни. Установка на здоровье формируется в результате определенного педагогического воздействия. В этой связи актуальной проблемой становится создание и реализация образовательных программ в сфере здоровьесбережения, что транслируется в новых стандартах образования.

В последнее время растет количество детей с нарушениями в развитии. Данная ситуация диктует необходимость не только увеличения количества коррекционных дошкольных учреждений, но и создания новых форм и методов работы с детьми, имеющими проблемы физического и психического здоровья. Это актуально не только для детей, посещающих ГБОУ, но и для тех, кто такой возможности лишен.

Для решения проблемы реабилитации детей с нарушениями в развитии в дошкольных учреждениях Москвы и некоторых других субъектах РФ организованы инновационные формы работы: лекотеки, службы ранней помощи (СРП), консультационные пункты (КП), центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР). В целях реализации прав детей в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу в нашем ГБОУ д/с № 1221 компенсирующего вида с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ЛОР-заболеваниями в 2008 г. были открыты лекотека и служба ранней помощи.

Традиционная система занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, недостаточна для их полной реабилитации. Такие дети должны посещать детские сады компенсирующего вида, лекотеки и СРП.

Инфраструктура детского сада компенсирующего вида позволяет проводить профилактические и коррекционные оздоровительные мероприятия при различных видах заболеваний. Основная форма работы с детьми — игровые сеансы. Мероприятия в оздоровительном центре проводятся в игровой форме медицинским персоналом. Физкультурные и музыкальные занятия проводятся также в игровой форме педагогами-специалистами.

Предложенные в данной работе методы и формы взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии, — часть авторской модели здоровьесберегающей технологии для дошкольных учреждений компенсирующего вида, разработанной Е.А. Бабенковой и О.М. Федоровской, с успехом применяющейся в оздоровительной работе нашего ГБОУ.

В течение ряда лет в до­школьном учреждении создана картотека лечебных игр по каждому виду заболеваний. Легкие игры чередуются с более сложными играми, что позволяет разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3—4 мес. по 2–3 раза в день).

Подвижные игры благотворно влияют на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется ЦНС, повышается сопротивляемость детского организма к различным заболеваниям. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на улице усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста самих дошкольников, их подготовленности, а также и в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Укреплять и оздоравливать организм детей, формировать необходимые навыки движений, создавать условия для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитывать у них дружеские взаимоотношения и элементарную дисциплинированность, умения действовать в коллективе сверстников, развивать их речь и обогащать словарь — вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может решать при помощи разнообразных игровых заданий.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами, но желательны игры малой подвижности. Для этого времени суток хороши игры с текстом, пением, хороводные длительностью от 5 до 10 мин.

Поздняя весна, лето и ранняя осень — наиболее благоприятные сезоны для проведения подвижных игр на воздухе. В это время могут быть использованы игры с самыми разнообразными двигательными заданиями. Однако летом в прохладную погоду проводятся игры, в которых дети должны быть активны; а в жаркие, душные дни желательны игры более спокойные, так как малыши быстро перегреваются, потеют, устают и как следствие этого — у них пропадает желание участвовать в этих играх.

Значительные затруднения вызывает проведение подвижных игр с малышами на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. Даже детям четвертого года жизни, имеющим несколько больший двигательный опыт, чем их младшие товарищи, играть в такой одежде трудно. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. Большое количество снега на участке ограничивает свободное пространство, поэтому игры с малышами удобнее проводить небольшими подгруппами [1; 2].

Поскольку в зимнее время многие игры не могут быть проведены на участке с достаточной эффективностью, во второй половине дня, в свободное от занятий время, необходимо проводить подвижные игры в групповой комнате, освободив для этого как можно больше места. А по возможности лучше выходить с детьми в спортивный зал, где больше простора и имеются разные пособия, которые можно использовать в игре.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения взрослого или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала их действий. Например, одна и та же игра может повторяться на 2—3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова вернуться к первой игре.

В занятия физической культурой для младших дошкольников могут быть включены 2 игры. Одна, более подвижная, — в основную часть, вторая, более спокойная, — в заключительную часть занятия; цель последней — успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие 2 игры: «Воробушки и кот» (где все дети активно бегают, приседают, изображая летающих и клюющих птичек, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность ребят) и «Найди флажок» (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем флажок) [5].

Стоит особо подчеркнуть, что воспитатель должен показывать детям физические упражнения, т.е. дети должны выполнять упражнения по образцу. Одно занятие рекомендуется проводить в течение всего года на воздухе, во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от погодных условий. В теплое время года в ходе таких занятий проводятся упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время в занятия чаще всего включаются такие простейшие спортивные упражнения, как скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах и в сочетании с ними — подвижные игры. Игры зимой на воздухе доставляют детям огромную радость, и проводить их следует с целью оздоровления и закаливания.

На участке группы зимой следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников. Для этого нужно расчистить от снега достаточно просторную площадку — сделать снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты, а также обеспечить детей игрушками и спортивным инвентарем, которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести санки, лопаты, клюшки, саночки для катания кукол в зимней одежде и т.п.). Все это лишь будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе. Любое зимнее развлечение: катание на санках, коньках, ходьбу на лыжах надо всецело использовать на прогулках.

У детей дошкольного возраста наблюдается огромная потребность в движении, которую они обычно удовлетворяют в своих играх. Игры многое могут дать для закрепления двигательных навыков, развития быстроты, ловкости движений, организованности и дисциплинированности, а также для формирования дружеских взаимоотношений между ребятами.

А чтобы игры оказали должное воздействие на физическое развитие дошкольников, важно направить руководство подвижной деятельностью детей на решение задач физического воспитания.

Здоровьесберегающая деятельность требует соответствующей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, рациональное питание дошкольников, эффективную физкультурно-оздоровительную работу, обеспечение рациональной организацией труда и активного отдыха.

Заведующий несет ответственность за организацию всей физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, обеспечивает необходимые условия для этого, руководит деятельностью сотрудников детского сада и контролирует ее. Также он обязан обеспечить оборудование физкультурного зала, площадок, групповых комнат спортивным инвентарем и соответствующими атрибутами; следить за санитарно-гигиеническими условиями в помещении и на участке; заботиться о подборе литературы и материалов для методического кабинета.

Для оказания помощи воспитателям и контроля за их работой заведующий присутствует на физкультурных занятиях, во время проведения подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию. Он также просматривает методическую документацию и оказывает помощь воспитателям в составлении плана, оформлении журнала учета физической подготовленности дошкольников и в анализе данных обследования уровня развития их двигательных навыков и физических качеств. Для повышения квалификации педагогического коллектива заведующий организует консультации, открытые занятия, ставит на обсуждение педагогического совета различные вопросы по физическому воспитанию. Кроме того, он направляет воспитателей для участия в мероприятиях, проводимых окружными методическими кабинетами.

Старший воспитатель помимо организации и участия в мероприятиях по повышению квалификации воспитателей, контроля за их работой уделяет большое внимание оснащению методического кабинета необходимой литературой и документацией: планами-конспектами всех форм работы по физическому воспитанию, журналами учета физической подготовленности, материалами для родителей, ширмами с данными физического развития детей. Большое внимание он уделяет изучению положительного опыта работы коллег из других до­школьных учреждений и его распространению: организует проведение открытых занятий, их обсуждение, помогает воспитателям групп обобщить свой опыт, оформить доклады и выступления на ежегодных педагогических чтениях. Старший воспитатель систематически следит за новинками специализированной литературы, активно участвует в мероприятиях, проводимых окружными методическими кабинетами.

Инструктор по физической культуре проводит непосредственную работу по организации занятий физической культуры в дошкольном учреждении. Он должен иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, систематически повышать свою квалификацию, уметь грамотно проводить все формы работы с детьми (физкультурные занятия, подвижные игры), а также правильно оформлять документацию по планированию и учету работы. При проведении физических упражнений инструктор должен уметь:

— правильно и четко показывать дошкольникам движения, подавать команды и распоряжения;

— предупреждать и исправлять ошибки;

— оказывать помощь детям и обеспечивать их страховку;

— наблюдать за самочувствием детей, их вниманием, интересом к занятиям, активностью, дисциплинированностью, а также за качеством выполнения самих физических упражнений.

Инструктору по физической культуре необходимо разбираться в состоянии здоровья своих подопечных, уметь вести учет уровня развития их двигательных навыков и физических качеств. Инструктор должен постоянно анализировать свою работу и изучать опыт передовых педагогов, участвовать в проведении и обсуждении открытых занятий по физической культуре, выступать на педагогических совещаниях, готовить материалы для методического кабинета. Не менее важны организация и проведение систематической работы с родителями. Инструктор по физической культуре подготавливает и проводит беседы, консультации, собрания, дни открытых дверей и занятия для родителей.

Всем специалистам, непосредственно занятым организацией физкультурных мероприятий, необходимо усвоить правила безопасного проведения игр.

1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения дви­жений, взрослый должен обеспечить правильный показ движе­ния.

2. При организации занятия обязательно следить за тем, чтобы дети самоволь­но не использовали снаряды и тренажеры.

3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной пло­щадке без присмотра, внимательно следить за организованным вхо­дом и выходом детей из зала.

4. При выборе места для проведения занятия необходимо учесть тот факт, что в поле зрения взрослого должны находиться все дети.

5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

6. Осуществлять постоянный контроль за сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

7. При организации занятия следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления предложить ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.

8. В обязательном порядке ознакомить детей с правилами поведения на занятии и систематически контролировать их выполнение.

Таким образом, игры, проводимые с учетом физиологических особенностей дошкольников, — это ценное средство физического и морального воспитания, которое обязательно должно быть внедрено как в коррекционные детские сады, так и в детские сады общеразвивающего вида.

Литература

1. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. М., 2011.

2. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. М., 2011.

3. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Глоссарий здоровья образовательных учреждений. М., 2011.

4. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Технология оздоровления детей в детском саду. М., 2012.

5. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат: Для детей от 3 до 5 лет. М., 2008.

6. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат: Для детей от 5 до 7 лет. М., 2009.

7. Бабенкова Е.А. и др. Роль семьи в оздоровительной работе с до­школьниками при подготовке их к школе // Здоровье семьи — XXI век. Мат-лы XVI Междунар. научн. конф. Будапешт, 2012.

8. Безруких М.М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка. М., 2002.

9. Галанов А.С. Игры, которые лечат: Для детей от 1 года до 3 лет. М., 2007.

10. Инновационные технологии в лекотеках. Сб. тезисов участников городской научн.-практ. конф. М., 2012.

11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997.

Прочитано 2278 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868