Биоэнергопластика: развитие артикуляции и речи у детей 4—7 лет. Консультация для родителей и педагогов

Савченко Е.Е., учитель-логопед МБДОУ д/с № 4 «Снегурочка», г. Салехард, ЯНАО

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее развивается его психика.

Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, затрудняющийся с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка и губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребенок с помощью артикуляционных упражнений учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, длительно удерживать артикуляционную позу.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому мы обратились к необычному методу выполнения артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.

Биоэнергопластика — соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Она включает в себя три базовых понятия:

  • «био» — человек как биологический объект;
  • «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • «пластика» — плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это активизирует интеллектуальную деятельность детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений с использованием биоэнергопластики способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Результаты применения биоэнергопластики:

  • развитие артикуляционной, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;
  • значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;
  • обеспечение успешности ребенка;
  • развитие кистей и пальцев рук, обеспечение их подвижности и гибкости, что облегчает овладение навыком письма;
  • выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей;
  • благотворное воздействие на психику ребенка, на состояние его физического и психического здоровья.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок запоминает их, но сам пока не выполняет.

Развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная, горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно воспитанник, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Таким образом, биоэнергопластика:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору (зеркало) и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

На следующем этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Воспитанник учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

Последний этап — заключительный. Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение. На данном этапе воспитанник самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Далее представлены артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики к фрагменту сказки «Как зай­чишке Тошке скучно было» (на автоматизацию звука [ш]).

1

2

3

Текст

Движения

артикуляционного
аппарата

кистей
и пальцев рук

На лесной опушке

Упражнение «Лопатка»: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить «широкий» передний край напряженного языка на нижние зубы, удерживать положение на счет до пяти

Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз

В маленькой избушке

Упражнение «Варенье»: рот открыть, облизать верхнюю губу, выполнять движение вверх-вниз

Кисти рук движутся вверх-вниз

Жил-был зай­чишка Тошка

Упражнение «Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении на счет до пяти

Ладони находятся в вертикальном положении, пальцы сомкнуты

Каждое утро мама-зайчиха пекла для него вкусные бублики

Упражнение «Бублик»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, видны верхние и нижние резцы

Пальцы соединены, образуя круг

Тошка за обе щеки уплетал их

Упражнение «Месим тесто»: улыбнуться, немного приоткрыть рот, пошлепать языком между губами и произнести «пя-пя-пя-пя-пя…»

Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей

Прихлебывал горячий чай из красивой чашечки. Ароматный запах разносился по всему лесу

Упражнение «Чашечка»: открыть широко рот, высунуть язык, приподнять кончик и боковые края языка

Ладони соединены в форме чашки

В гости к зайцам заглянула веселая змейка. Она приветствовала ушастиков на своем змеином языке: «Ш-ш-ш», а после угощения благодарила: «Ш-ш-ш»

Произносить звук [ш] длительно, коротко

Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Волнообразные движения руками вперед

Список использованной и рекомендуемой литературы

  • Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.
  • Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.
  • Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг // Логопед. 2007. № 4.
  • Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2015.
 
Прочитано 3482 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868